Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Borness_E'.Mur._Psixoanaliticheskie_terminy_i_p...doc
Скачиваний:
96
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
2.95 Mб
Скачать

Константность объекта (object constancy)

Термин, введенный Гартманном (1952) для описания качества объектных отношений у развивающегося ребенка. Константность достигается тогда, когда отношение к объек­ту любви остается стойким и стабильным "независимо от состояния потребностей" (Hartmann, 1953, с. 181). До этого объект характеризуется как 'удовлетворяющий потребность'. Константность объекта пред­полагает наличие когнитивных элементов и элементов влечений. Для его достижения необходимо нейтрализовать либидинозные и агрессивные влечения (Hartmann, 1952, с. 163) и построить когнитивный образ посто­янного объекта (Piaget, 1937), сохраняющий­ся и в отсутствие объекта.

В различных схемах развития использу­ются разные термины.Термины "либидинозный объект', 'константность объекта' и 'кон­стантность либидинозного объекта' являются взаимозаменяемыми. По мнению Шпица (1959), реакции но незнакомца, возникаю­щие в возрасте от шести до восьми меся­цев, являются индикатором того, что мать стала либидинозным объектом, поскольку ребенок предпочитает мать другим людям. Анна Фрейд (1965) считала, что констант­ность объекта достигается, когда либидинозный катексис матери сохраняется незави­симо от удовлетворения потребности, то есть когда мать становится либидинозным объек­том (в формулировке Шпица). До этого мо­мента отношения с объектом в отсутствие потребности или при переживании фруст­рации у ребенка не сохраняются. Ни Шпиц, ни Анна Фрейд не использовали термин константность в когнитивном значении; они использовали его в значении либидинозной привязанности к объекту любви.

И наоборот, Малер использовало оба аспекта — когнитивный и аспект влече­ний — для описания константности объек­та, возникающей при разрешении амбива­лентности анальной фазы в возрасте от двух до трех лет. По ее мнению, констант­ность объекта предполагает прежде всего стабильную когнитивную репрезентацию объекта. В соответствии с этим происходит интеграция "хороших' и "плохих" аффектов (Jocobson, 1964; McDevitt, 1975), а репре­зентация матери вызывает положительные эмоции и чувство безопасности и комфорта, какие вызывает реальное присутствие ма­тери. Малер (1968) отмечает: "Говоря о константности объекта, мы имеем в виду, что образ матери становится интрапсихически доступным ребенку точно так же, как либидинозно доступна реальная мать — для поддержки, комфорта и любви" (с. 222). Для разграничения этого дополнительного либи­динозного аспекта репрезентации объекта и его чисто когнитивной репрезентации психоаналитики стали использовать термин константность либидинозного объекта. Бургнер и Эджкумб (1972) указывают, что с достижением константности либидинозного объекта отношения между матерью и ре­бенком становятся более стабильными и сохраняются независимо от переживаний фрустрации или удовлетворения.

См. амбивалентность, развитие Я, страх незнакомца, теория объектных отношений.

[144,220,240,414,415,451,583,598,685, 804]

Конструкция (construction)

См. реконструкция.

Контейнер/содержимое (container/contained)

См. теория Биона.

Контрперенос (countertransference)

Ситуация, при которой чувства и уста­новки аналитика по отношению к пациен­ту являются дериватами прежних ситуаций жизни аналитика, перемещенных на паци­ента. Таким образом, контрперенос отра­жает собственные бессознательные реак­ции аналитика но пациента, хотя некоторые аспекты этого феномена могут быть осоз­нанными. Феномен аналогичен переносу, имеющему огромное терапевтическое зна­чение при анализе. В узком смысле контр­перенос определяется как специфическая реакция на перенос пациента. Некоторые относят к нему все эмоциональные реакции аналитика на пациента — сознательные и бессознательные, в частности, те, что препят­ствуют аналитическому пониманию и тех­нике. В таком расширенном понимании этот феномен, пожалуй, лучше называть контрреагировонием.

Под влиянием контрпереноса анализ для аналитика приобретает бессознатель­ный конфликтный смысл, вместо того чтобы быть адаптированным к реальности и сво­бодным от конфликтов. Проявления контр­переноса крайне многообразны. Чаще всего он возникает, когда аналитик иденти­фицируется с пациентом, реагирует на про­дуцируемый им материал или аспекты ана­литической ситуации. В этих условиях стимулируются бессознательные стремле­ния, стоящие за чертами характера анали­тика, а их дериваты проявляются в его мыс­лях, чувствах и действиях.

Реакции, проистекающие из бессозна­тельных конфликтов аналитика, отличаются от реакций на личность пациента и тера­певтическую ситуацию. Первые могут пре­пятствовать аналитической нейтральности и создавать "слепые пятна', мешающие эмпатии и пониманию; в крайних случаях контрперенос может приводить к отыгрыванию. С другой стороны, внимательное изучение аналитиком чувств, возникающих при контрпереносе, дает ключ к пониманию поведения пациента, его чувств и мыслей, облегчая тем самым проникновение в его бессознательное. Такое тщательное самоисследование является одной из основных целей учебного анализа, помогающего ана­литику осознать собственные конфликты и их производные.

И контрперенос, и эмпатия предполага­ют механизм идентификации, однако здесь имеются существенные различия. При эм­патии идентификация представляет собой преходящее, временное переживание с пациентом производных проявлений его бессознательных фантазий. Возникающий аффективный резонанс с пациентом может способствовать лучшему пониманию его конфликтов. При идентификации же, возни­кающей вследствие непроанализированно­го контрпереноса, для аналитика такой ин­сайт невозможен, поскольку он сам оказы­вается "захваченным" конфликтом, анало­гичным таковому у пациента.

В последние годы отраженный в психо­аналитической литературе интерес к про­блеме контрпереноса возрастает, возмож­но, в результате повышенного внимания к вопросам аналитических взаимоотношений. Некоторые авторы считают, что контрпере­нос представляет собой биполярный фено­мен, поскольку и аналитик, и пациент реа­гируют но переносы друг друга. Представ­ляется, что анализ детей, а также психоти­ческих, пограничных и нарциссических пациентов порождает более сложные ре­акции контрпереноса; возрастание объе­ма работы такого рода также повлияло на повышение интереса к контрпереносу.

См. идентичность, перенос, эмпатия. [44,131,265,275,279,651,713]