Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Borness_E'.Mur._Psixoanaliticheskie_terminy_i_p...doc
Скачиваний:
96
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
2.95 Mб
Скачать

Интеллектуализация (intellectualization)

Психологическая связь инстинктивных влечений с интеллектуальной активностью, особенно в целях контроля над тревогой и редукцией напряжения. Этот механизм обычно возникает в подростковом возрас­те; примеры тому — абстрактные дискуссии и рассуждения на религиозные и философ­ские темы, позволяющие избегать конкрет­ных телесных переживаний или конфликт­ных чувств и идей. При благоприятных об­стоятельствах адаптивная интеллектуализа­ция может способствовать повышению уровня знаний и интеллекта, но патологичес­кие нарушения могут приводить к форми­рованию обсессивной и паранойяльной симптоматики. При психоаналитическом лечении интеллектуализация нередко ис­пользуется в целях защиты, отделяя и изо­лируя идеи от аффектов и препятствуя тем самым достижению эмоционального ин­сайта.

См. инстинктивные влечения, обсессия, психическая энергия. [225,748, 827,874]

Интервенция (intervention)

Общий термин для обозначения всех видов коммуникации аналитика с пациен­том. К интервенциям относятся инструкции, объяснения, вопросы, конфронтации, разъяс­нения, реконструкции и интерпретации.

Интернализация (internalization)

В широком, биологическом, смысле — процесс, посредством которого аспекты внешнего мира и интеракции с ним входят в организм и репрезентируются в его внут­ренних структурах. В рамках психоанали­за этот процесс понимается как интрапси­хический и обычно отнесенный к объектам, осуществляющийся в трех основных фор­мах: инкорпорации, интроекции и идентифи­кации. Соответствующие феномены экстернализации — проекция и действие. Хотя эти термины применялись не строго и как взаимозаменяемые, предпринимались много­численные попытки определить их специфи­чески с точки зрения уровня психического и психосексуального развития (Meissner, 1981).

Интернализация (термин, обобщающий эти способы) рассматривается как средство, при помощи которого аспекты удовлетво­ряющих потребности отношений (Наrtmann, Kris & Loewenstein, 1949; Hartmann, 1950; A. Freud, 1952) и функций, осуществляемых одним индивидом для другого (Loewald, 1962; Tolpin, 1971), сохраняются, становясь частью самого индивида. Интернализация, являясь первичным феноменом, способству­ющим психическому развитию, действует в течение всей жизни, когда нарушаются либо прекращаются отношения со значи­мым другим. Восприятие, память, мыслитель­ные репрезентанты и символические обра­зования кодируют во внутреннем плане аспекты объектов и интерокций с ними, постепенно выстраивая структуры психичес­кого аппарата, благодаря чему индивид получает возможность присвоить функции, изначально осуществлявшиеся другими. Существуют различные формы репрезен­тации — сенсомоторная, образная, словес­ная, символическая (Piaget, 1937; Bruner, 1964; Horowitz, 1972; Blatt, 1974). Таким образом, психический аппарат получает возможность фиксировать и сохранять лич­ностный и культурный опыт индивида, и эта фиксация отражает как фазу психосексу­ального развития и развития Я, так и спо­соб переработки информации.

Фрейд (1917) постулировал существова­ние ранней формы интернализации (прямой, непосредственной, не связанной с утратой объекта), так называемой первичной иден­тификации. Последняя проявляется до диф­ференциации индивидом себя и объектов и поэтому должна быть отделена от интер­нализации на других уровнях развития, где нечто, первоначально переживавшееся как внешнее, становится внутренним (Sandier, 1960; Loewald, 1962; Jocobson, 1964). Такая интернализация называется вторичной. Принято считать, что она возникает на бо­лее высоких уровнях развития — последо­вательно в формах инкорпорации, интроек­ции и идентификации. Некоторые авторы (например, Meissner, 1979, 1981) считают, что эти три уровня интернализации включают различные психические процессы, тогда как другие (Behrends & Blatt, 1985) полагают, что механизм интернализации на различных уровнях идентичен, но соотносится с различ­ными уровнями дифференциации индивидом себя и объектов.

Инкорпорацию можно рассматривать как способ интернализации относительно недифференцированного уровня, на кото­ром базисное различение себя и объектов достигнуто лишь в самом общем виде. По­скольку на этой стадии частные свойство выделяются плохо, интернализации глобаль­ны, не дифференцированы и буквальны. Чувствование себя часто смешивается с чувствованием другого. Предполагаются фантазии орального поглощения и разру­шения объекта. Инкорпорация как способ интернализации проявляется в фантазиях и сновидениях больных психозами, импульсив­ными расстройствами и с выраженным оральным характером. Оно также встреча­ется у невротических пациентов в состоя­ниях выраженной регрессии при анализе.

При интроекции нет присущей инкорпо­рации деструкции через поглощение, и она не связана с границами тела. Это несколь­ко более дифференцированный процесс, при котором частные свойства и функции объектов доступны, но не полностью интег­рируются в целостное и эффективное чув­ство себя. Однако интроецированные ком­поненты становятся частью репрезентации себя или структур психического аппарата (Я, Сверх-Я или Я-идеала).

Таким образом, репрезентанты объекта трансформируются в репрезентанты себя, если границы между тем и другим неразли­чимы, в результате чего индивид может поте­рять чувство себя как отдельного целого и даже идентичности. Это происходит, когда ребенок психологически принимает роди­тельские требования как собственные, но ведет себя одинаково независимо от присут­ствия объекта. Регулирующие, запрещаю­щие или вознаграждающие аспекты Сверх-Я формируются через интроекцию роди­тельских указаний, предостережений и по­ощрений.

Термин идентификация используется в качестве общего обозначения всех психи­ческих процессов, посредством которых индивид становится похож на другого в одном или нескольких аспектах; в этом смысле идентификация включает в себя все остальные термины, которые обсуждались выше. Однако в настоящее время аналити­ки склонны относить этот термин к более высокому по уровню типу интернализации. Этот более зрелый уровень интерналиэации предполагает более тонкую дифферен­циацию субъекта и объекта, и, с точки зре­ния интернализируемых свойств, процесс является более избирательным. Различные установки, функции и ценности других лю­дей интегрируются в связную, эффективную идентичность и становятся полноценными функциональными частями субъекта, конку­рентоспособными с другими. Таким обра­зом, идентификация отличается от других способов интернализации с точки зрения того, насколько интерналиэация является центральной для базисной идентичности или ядра Я (Loewald, 1962). Трансформиро­ванные репрезентанты субъекта стабильны и способствуют становлению возрастающе­го чувства идентичности, самоконтролю и целенаправленности (Schafer, 1968).

Различные способы интернализации соотносятся со стадиями созревания и пси­хического развития; на них влияют травмы, конфликты, задержки и регрессии каждой стадии. В оптимальном варианте они спо­собствуют процессам обучения, включая овладение языком, а также развитию черт характера, таких, как манеры поведения, интересы и идеалы. Идентификации с лю­бимыми, обожаемыми людьми или же с теми, кто вызывает страх, приводит к формирова­нию адаптивных или защитных паттернов реагирования.

См. характер, развитие, развитие Я. [65,97,141,227,294,324,412,422,438, 451,567, 569, 601, 602,685, 746,757, 839]