Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Borness_E'.Mur._Psixoanaliticheskie_terminy_i_p...doc
Скачиваний:
96
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
2.95 Mб
Скачать

Зависть к груди (breast envy)

Неудовлетворенность собственным те­лом и жажда либо обладать женской гру­дью, либо присвоить ее размеры, либо ов­ладеть содержимым (молоком). Зависть к груди переживают и мальчики, и девочки, но у мальчиков она встречается чаще и явля­ется более интенсивной. На ранних этапах развития, независимо от пола ребенка, мо­жет иметь место фиксация на ранних ораль­ных желаниях, направленных на материнс­кую грудь (или регрессия к ним), о также на чувстве депривации, связанном с утратой груди при отнятии от нее. В дальнейшем зависть к груди обусловлена особенностя­ми эдипова комплекса и комплекса кастра­ции у представителей того и другого пола. У девочек этот феномен может выражать чувство неадекватности, связанное с отсут­ствием пениса (это отсутствие переживает­ся бессознательно как кастрация и смеща­ется из области гениталий на область гру­ди), либо же отражать зависть к взрослым атрибутам материнского тела, дающим ма­тери преимущество в эдиповом соперниче­стве. У мальчиков и мужчин зависть к гру­ди может представлять собой мужской аналог зависти к пенису — одно из послед­ствий 'комплекса маленького пениса', кото­рый также является дериватом страха кас­трации.

При отождествлении груди и пениса зависть к груди может представлять один из аспектов бессознательной фантазии о фал­лической женщине, служащей отрицанию угрозы кастрации при обнаружении отсут­ствия у женщины пениса. Отмеченные фан­тазии весьма распространены, однако осо­бенно выражены при перверсиях. Для некоторых мальчиков грудь может играть роль фетиша, который на бессознательном уровне репрезентирует женский пенис.

В теории Кляйн роли груди и зависти к груди в процессах нормального и патоло­гического развития отводится немаловаж­ное место.

См. зависть к пенису, кастрация, первер­сия, теория Кляйн: зависть, фаллос. [53,113,314]

Зависть к пенису (penis envy)

Психическая установка, отражающая неудовлетворенность собственными генита­лиями и исполненное раздражения, агрес­сивное и страстное желание иметь пенис. Имеет место также бессознательное жела­ние кастрировать мужчину и завладеть его пенисом. В основе зависти к пенису лежит чувство неполноценности, недостаточности, проистекающая из многих источников нар­циссическая чувствительность, а также стремление обладать более совершенным генитальным аппаратом и мужским потен­циалом.

По мнению Фрейда, женственность за­рождается на основе страха кастрации и эдипова конфликта. Зависть к пенису счи­талась ее первичным организатором и поэтому ей отводилась фундаментальная роль в формировании женской сексуаль­ности. Фрейд считал, что зависть к пенису представляет собой желание воображае­мого замещения пениса, отсутствующего у девочки по причине неправильного ее по­ведения (мастурбации) либо отвержения или злого умысла со стороны матери. Речь так­же идет о желании иметь отцовский пенис или родить от отца ребенка. Хорни прида­вала значение стремлению к большему уретральному, скопофилическому и онани-стическому удовлетворению, возможность которого предоставляет пенис.

Однако современные психоаналитичес­кие разработки убедительно показывают, что нормальная женственность имеет соб­ственную линию развития и не является дериватом первичного стремления к муже­ственности и зависти к пенису. Половая идентичность устанавливается в течение первого года жизни. Определение пола после рождения, ранние переживания удов­летворения, положительная идентификация с матерью, опекающая роль матери до и после фаллической фазы, познание, обуче­ние, язык — все это важные факторы фор­мирования удовлетворительной половой идентичности.

Ребенок обнаруживает половые разли­чия в возрасте от 18 до 24 месяцев. В этот период зависть девочек к пенису часто яв­ляется очень острой и явно выраженной, но она специфична для фаз развития и, как правило, преходяща. Зависть девочки сме­щается с отправной точки, и в результате другие части ее тело, она сома в целом или такие атрибуты, как интеллект или уровень достижений, обретают значение 'иллюзор­ного фаллоса', опровергая тем самым от­сутствие у нее пениса. Наблюдения пока­зывают, что, хотя открытая зависть к пенису исчезает, аффекты и фантазии, активирован­ные осознанием половых различий, часто оказывают важное организующее воздей­ствие на дальнейшее развитие.

Устойчивая или интенсивная зависть к пенису свидетельствует о существовании других, накладывающихся на раннюю фазу осознания гениталий, проблем, которые могут мешать развитию зрелой женствен­ности. Выраженность комплекса кастрации может быть детерминирована предшество­вавшими проблемами ребенка, связанными с угрозой потери объекта или угрозой теле­сной интеграции. Утрата родителя, неадек­ватное отношение матери (особенно деп­рессия матери и отвержение с ее сторо­ны), заболевания, порождающие острые нарушения чувства тела, врожденные дефек­ты, хирургическое вмешательство и т.д. мо­гут быть ступенью к серьезным искажени­ям репрезентации себя и объектов, усиления комплекса кастрации и зависти к пенису.

Бессознательные дериваты, иногда бук­вально интерпретируемые как желание иметь мужской половой орган, имеют мно­жественно детерминированное значение соответственно различным уровням разви­тия. Согласно современным представлени­ям, зависть к пенису является скорее спе­цифическим психическим продуктом, комп­ромиссным образованием, которое во мно­гом выражает критическое отношение. Центральный конфликт может включать идентичность, нарциссическую чувствитель­ность, проблемы, связанные с агрессией, что порождает чувства ущербности, неадекват­ности, несостоятельности. Зависть к пенису, таким образом, является редукционистской метафорой общей зависти, конкретной и понятной, но вместе с тем упрощением ос­новных проблем (Grossman & Stewart, 1976).

Осознание генитальных различий очень важно для формирования самооценки ре­бенка по мере его дифференциации от матери. Взаимно удовлетворяющие взаимо­отношения матери и ребенка дают после­днему чувство состоятельности, которое распространяется и на его гениталии. Если, однако, эти отношения не приносят удо­вольствия, девочка может не ценить себя или свои гениталии и возжелать пенис — замещающий объект, расцениваемый кок приносящий большее удовлетворение. Позже зависть к пенису может отражать регрессивную попытку разрешения эдипо­ва комплекса. Девочка может обесценить свои гениталии, идентифицируясь с матерью, низко оценивающей собственную жен­ственность. Таким образом, на зависть к пенису влияет нарциссическая позиция ре­бенка и его отношения с обоими родите­лями. Она может также защищать против зависимости от мужчины, когда бессозна­тельно желаемая близость влечет за собой боязнь поглощения и утраты чувство себя.

Социокультурная переоценка мужчины ча­сто служит маскировкой этих бессознатель­ных детерминант.

Устойчивая и интенсивная зависть к пенису — патологическая динамика — час­то приводит к острому соперничеству с мужчинами, идентификации с ними, сексуаль­ной дисфункции и разнообразным невро­тическим образованиям. Она маскирует другие конфликты и характерологические проблемы, хотя они могут переплетаться и смешиваться с социокультурными детерми­нантами.

Фаллическое благоговение или благо­говение перед пенисом — менее распрос­траненный вариант зависти к пенису. Оно характеризуется не столько агрессивной жадностью, сколько восхищением, возбужде­нием и страхом. Оно может быть связано с травматическим детским переживанием увиденного однажды эрегированного пени­са взрослых.

Зависть к груди рассматривается в каче­стве мужского эквивалента зависти к пенису, но зависть к большему пенису другого муж­чины может присутствовать у мальчиков и взрослых мужчин. В таких случаях принято говорить о комплексе маленького пениса.

См. благоговение, женская психология, зависть к груди, кастрация, компромиссное образование, мужественность/женствен­ность, половая идентичность, эдипов ком­плекс.

[109,311,316,340,395,436,437,482,623, 820]

ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ (DEVELOPMENT ARREST)

См. фиксация.

ЗАДЕРЖКА СЕМЯИЗВЕРЖЕНИЯ (EJACULATIO RETARDATA)

См. импотенция.

ЗАДУМЧИВОСТЬ (REVERIE)

См. теория Биона.

ЗАМЕЩЕНИЕ (SUBSTITUTION)

См. сон, сновиденье.

ЗАЩИТА (DEFENCE)

Защитный механизм (Defence Mechanism)

Защита— общий термин, обозначаю­щий активную борьбу Я против опаснос­ти — как правило, угрозы утраты объекта любви, любви со стороны объекта, кастра­ции и осуждения со стороны Сверх-Я и со­путствующих неприятных аффектов — в ходе развития и на протяжении дальней­шей жизни. Вытесненные желания, идеи или чувство, соединяясь с реальной либо вооб­ражаемой угрозой наказания, стремятся прорваться в область сознания. Болезнен­ные чувства тревоги, депрессии, стыда или вины становятся сигнальными аффектами, понуждающими отказаться от желания или влечения. Защита действует бессознатель­но, и индивид не распознает механизмы, за­ставляющие его отказаться от опасных вле­чений и желаний. Действия защитных меха­низмов способны разрушать и искажать различные аспекты реальности.

Впервые термин 'защита' был использо­ван Фрейдом в работе 'Защитные невропсихозы" (1894), но долгое время понятия 'за­щита' и 'вытеснение' применялись им как взаимозаменяемые. Термин 'защитный ме­ханизм' впервые появляется в классической работе Анны Фрейд 'Я и защитные меха­низмы' (1936), где описано десять форм ак­тивности — или методов деятельности Я, — выполняющих защитную функцию.

Механизмы защиты действуют по от­дельности либо появляются совместно в из­менчивых и взаимосвязанных паттернах, ис­пользуя различные формы поведения, идеи, аффекты, стороны характера, другие функ­ции Я и даже влечения. Такое многообра­зие средств защиты поставило под сомне­ние правомерность представлений о специ­фических защитных механизмах. С точки зрения Бренера (1981), защите может слу­жить любой аспект функционирования Я, а сама защита столь сложна, что обозначе­ние отдельных защитных механизмов является редукционистским и вводит в заблуж­дение. И все же многие психоаналитики считают полезным использовать представ­ление о защитных механизмах для описа­ния защит против угроз Я. Ниже приводят­ся краткие описания важнейших механиз­мов защиты.

Вытеснение — скрывает, изгоняет или забывает идею или чувство. Оно может исключить из сознания то, что было однаж­ды сознательно пережито, или вообще не допустить идею или чувство до сознания. Так, субъект может не осознавать ненависти по отношению к родителю или братьям и се­страм. Вытеснение действует но протяже­нии всей жизни, регулярно возникая в отно­шении событий критического периода детства — до шести лет (инфантильная ам­незия).

Смещение сдвигает фокус или акцент в сновидении или поведении, в общем случае отвлекая интерес и силу (катексис) от одной идеи к другой, связанной ассоциативно с первой, но при этом более приемлемой. Так, эксгибиционистские желания могут быть смещены из области гениталий на тело в целом. Какие-либо важные части скрытого содержания могут проявляться в сновиде­ниях в виде малозночимых деталей.

Реактивное образование изменяет не­приемлемое на приемлемое, тем самым обеспечивая эффективность вытеснения. Болезненная идея или чувство замещается противоположным. К примеру, у ребенка, вытеснившего чувство ненависти к матери, может развиться чрезмерное стремление и забота о ее благополучии.

Проекция экстернализирует отрицаемые побуждения и идеи, приписывая их другому лицу или каким-то, быть может, мистическим силам внешнего миро ('бес попутал'). Невы­носимые идеи или желания могут преобра­зовываться еще до проекции: Фрейд, напри­мер, считал, что паранойяльные идеи основы­ваются на бессознательной гомосексуаль­ности. Сначала чувство гомосексуальной любви трансформируется в ненависть, и лишь затем ненависть проецируется на лицо, которое было объектом неприемлемой любви. Такое лицо становится 'преследова­телем'.

Изоляция отделяет невыносимые идеи или события от связанных с ними чувств, тем самым изменяя эмоциональную нагрузку, Существует несколько типов изоляции. Так, изолироваться могут две и более связанных мысли либо чувства: например, мысли 'я зол на нее' и 'она бросила меня' разделяются во времени и тем самым теряют причинную связь. В другом случае мысли могут появ­ляться без осознанного присутствия ассо­циируемых с ними чувств. Внезапные агрес­сивные мысли — всадить в кого-либо нож, выбросить ребенка из окна, непристойно выругаться в общественном месте — неред­ко проявляются без соответствующей им эмоции (гнева).

Такая изоляция лишает мысли их мотивационной силы и, соответственно, не реа­лизуется намерение; мысли кажутся чужды­ми, действие расстраивается, иногда удается избежать чувства вины.

Аннулирование в виде ритуала 'отменя­ет' нежеланное действие, иногда посред­ством его искупления. В частности, при не­врозе навязчивости двухступенчатое дей­ствие может символизировать агрессивные или сексуальные желания и их отмену или аннулирование. Некоторые индивиды, со­вершившие проступок, стараются аннули­ровать их путем религиозного искупления или самонаказания.

Описаны и многие другие механизмы защиты. И хотя функция их идентична — защититься от болезненных аффектов, — пути достижения этой цели различны. Рег­рессия возвращает на более раннюю ста­дию психической организации; интроекция и идентификация переносят то, что состав­ляет угрозу, внутрь; отрицание делает вид, что угрозы здесь нет; сублимация изменяет неприемлемую форму влечения в приемле­мую; обращение против себя меняет на­правление импульса извне вовнутрь, с дру­гого человека на себя. (Последний меха­низм особенно часто встречается в случа­ях депрессии и мазохизма.)

Защиты могут быть конструктивными, повышая эффективность мыслей и действий. Их можно назвать адаптивными механизма­ми или автономными функциями Я. Напри­мер, изоляция, диссоциируя мышление и эмоции, облегчает логическое продвижение посредством избегания отвлекающих ассо­циаций.

См. вытеснение, интернализация, компро­миссные образования, конфликт, отрицание, проекция, регрессия, сублимация, функции Я, Я.

[111, 133, 203,225,241,704,862]