Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Borness_E'.Mur._Psixoanaliticheskie_terminy_i_p...doc
Скачиваний:
96
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
2.95 Mб
Скачать

Деперсонализация (depersonalization)

Изменение самовосприятия, при котором временно утрачивается или искажается предстовление о собственной реальности. Образ себя расщепляется на отстраненное наблюдающее Я и действующее или пере­живающее Я, что сопровождается чувством самоотчуждения или нереальности Я. Ос­новным для данного феномена является чувство нереальности. Части тела или сам человек могут казаться измененными, нере­альными, не принадлежащими себе; чувство собственной идентичности сохраняется, но связь с наблюдающим Я сильнее, чем с дей­ствующим. Нередко феномен сопровожда­ется быстро возникающим и постепенно пропадающим головокружением. Пережи­вания не носят характера бреда, сноподобны и обычно (хотя не всегда) неприятны.

С феноменом, называемым деперсона­лизацией, могут быть связаны разнообраз­ные измененные состояния Я; некоторые авторы относят все эти состояния к депер­сонализации, другие пытаются их диффе­ренцировать. В частности, состояние де­персонализации часто сопровождается дереализоцией — чувством отчужденности от внешнего мира, хотя одно из них может быть более выраженным. Деперсонализа­ция и дереапизация могут возникать у нор­мальных людей в ситуациях реальной внешней опасности. Оба феномена слу­жат фантазии отрицания, то есть фантазии о том, что опасность нереальна или сом человек лишь наблюдатель, не вовлеченный в опасную ситуацию.

Многие авторы едины в том, что депер­сонализация 'является результатом интра­психического конфликта, при котором Я в той или иной степени неудачно пытается за­щитить себя от тревоги' (Arlow, 1966, с. 459). В более ранних работах феномен депер­сонализации пытались объяснить в терми­нах экономической концепции как резуль­тат массивных смещений либидинозного катексиса или контркатексиса в отношении собственных чувств, либо отвлечения катек­сиса от внешних объектов.

Якобсон (1959) постулировала, что ста­бильность и чувство близости образа Я зависит от совместимости, гармоничного взаимодействия между Я и Сверх-Я и нар­циссических идентификаций. Если Оберндорф предполагал наличие межсистемного конфликта, противостояния Сверх-Я теле­сному Я, то Якобсон рассматривала конф­ликт как внутрисистемный — между несов­местимыми идентификациями. К отвергае­мым и отчуждаемым аспектам Я относятся неприемлемые эксгибиционистские или аг­рессивные желания, садомазохистские стремления и соблазны, а также идентифи­кация с образом униженного объекта.

См. дереализация, защита, измененные состояния Я, конфликт, метапсихология, рег­рессия, функции Я.

Депрессивная позиция (depressive position)

См. теория Кляйн.

Депрессивные неврозы (depressive neuroses)

Состояния, с психодиномической точки зрения соответствующие психоневрозам, главным проявлением которых является депрессивный аффект. Существуют не­сколько форм депрессивного невроза. Большинство из них предполагают те же провоцирующие факторы и характерные личностные черты, что и большинство аф­фективных расстройств, но при депрессив­ных неврозах оценка реальности сохран­на, а симптомы менее выражены, чем при психотических реакциях.

Хотя в настоящее время реактивная деп­рессия в целом отождествляется с невроти­ческой депрессией или ситуационной деп­рессией/ изначально термин относился к психотической депрессии, которая, в отличие от эндогенной депрессии, возникает кок реакция на провоцирующие факторы. Деп­рессивное настроение развивается у лиц, переживающих изменения или угрозу изме­нений жизни. При этом важным психодина­мическим фактором является сознательное или бессознательное восприятие таких пе­ремен, как личная утрата. Обычно утрату легко идентифицировать. Это может быть измена возлюбленного, смерть супруга, раз­вод, потеря работы и т.д. Однако в других ситуациях необходимо установить ее бессоз­нательное символическое значение. Напри­мер, продвижение по службе может пережи­ваться скорее как утрата, а не как успех, если более низкий статус использовался индиви­дом в качестве защиты от эдипова конфлик­та; на бессознательном уровне потеря за­щитной адаптации приводит к появлению чувства вины, связанного с эдиповым триум­фом: продвижение по службе символически означает превосходство над отцом.

Многие люди, у которых сформирова­лась константность объекта, остро реагиру­ют на изменения. Для адаптации в новых условиях им необходимо ослабить связь с прошлым, пережить утрату обретенного, что типично для процесса печали. Человек мо­жет испытывать трудности после утраты, особенно если он был слишком зависим от других, чтобы сохранить самооценку. Лица с подобной зависимостью особенно под­вержены ситуационной депрессии. Они сохраняют интенсивные, но амбивалентные внутренние отношения с психическими реп­резентантами утраченного объекта. Любовь к репрезентируемому объекту приводит к идентификации, направленной на удержа­ние его внутри себя, тогда как чувство не­нависти требует его разрушения. Посколь­ку индивид идентифицируется с утраченным объектом, он переживает эти деструктивные силы как направленные против себя само­го. Если при этом депрессивные симптомы выражены незначительно, это состояние обозначается как депрессивный невроз; однако ситуационная депрессия может пе­рейти в депрессию более серьезную.

Циклотимические расстройства сходны с маниакально-депрессивными расстрой­ствами в колебаниях настроения от припод­нятости до подавленности; однако сравни­тельно незначительная выраженность фаз и их длительности не дает оснований для постановки диагноза большого биполярного аффективного расстройства. Чувство не­адекватности в периоды депрессии и воо­душевление при повышении самооценки предполагают нарциссическую личностную организацию. Эти флуктуации являются кратковременными и нестабильными эле­ментами личности. Психоаналитические исследования лиц с циклотимическими рас­стройствами позволили выявить чередовав­шиеся в детском возрасте переживания отвержения и исполнения нарциссических притязаний. Взрослый индивид относится к реальным или воображаемым стимулам сообразно своей детской модели. Так, для детей, о которых заботились несколько че­ловек, существует опасность циклотимических расстройств. Фрустрация одной мате­рью приводит к поиску другой, приносящей удовлетворение; этот паттерн повторяется каждый раз, когда материнская фигура 'пло­ха' или приносит разочарования.

Если аффект ограничен депрессивным настроением, сопровождается потерей ин­тереса и удовольствия от деятельности на протяжении нескольких лет, то иногда ис­пользуется термин дистимическое расстрой­ство. Однако при этом тяжесть расстройств и психодинамические факторы не отлича­ются от таковых при депрессивном невро­зе, с которым оно отождествляется.

Депрессивный характер означает хро­ническую подверженность депрессивному настроению; индивиду либо недостает спо­собности испытывать удовольствие, либо это переживание кратковременно и сопровож­дается тревогой. Депрессия при этом не является выраженной, не отличается остро­той и не переживается как симптом; инди­вид воспринимает ее просто как часть сво­ей личности. Такие люди склонны к песси­мизму — на обращение 'доброе утро' они, скорее всего, ответят типичным вопросом: 'Да что в нем, собственно, доброго?'. Для них характерна также пассивно-рецептив­ная позиция, они постоянно жалуются на несправедливость и неосуществимость при­тязаний.

Психоаналитические исследования по­казали, что реальная или воображаемая враждебность родителей вызывает у ребен­ка чувство, что раз его наказывают, значит, он того заслуживает. Зрелая жизнь такого индивида отражает раннюю психодиномику: он склонен к самоосуждению и жертвованию собственным удовольствием, что­бы обрести расположение других.

Разграничение этих синдромов не явля­ется окончательным. Например, циклотимические и дистимические расстройства — в зависимости от клинической картины — могут расцениваться и как симптоматиче­ские неврозы, и как неврозы характера.

См. аффективные расстройства, аффекты, депрессия, психодиномика, психоневроз, скорбь.

[4,79,203,294,849]