Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Borness_E'.Mur._Psixoanaliticheskie_terminy_i_p...doc
Скачиваний:
96
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
2.95 Mб
Скачать

Фантазия (phantasy)

См. теория Кляйн: фантазия.

Фантазия об избиении (beating fantasy)

Фантазия о том, как индивид избивает другого или избивают его самого, обычно сопровождающаяся сексуальным возбужде­нием и разнообразными содомазохистскими фантазиями. Подобные феномены мо­гут-характеризовать возбуждение при ма­стурбации, наблюдаться при других подоб­ных сексуальных действиях либо выражать­ся в явной форме в отношениях с партне­ром. Фантазирующий человек может отож­дествлять себя либо с одной из ролей, либо с обеими. Обычно роль бьющего связана с бессознательным желанием быть актив­ным, с фаллической агрессивностью и му­жественностью. Роль избиваемого подразу­мевает пассивность и бессознательные представления о женственности.

В одной из наиболее важных работ, посвященных перверсиям, — в очерке 'Ре­бенка бьют' — Фрейд (1919) описал два классических паттерна подобного структу­рирования. У девочек фантазии представ­лены фантазиями о триумфе над соперни­чающими с ней братьями и сестрами, кото­рых избивает отец. Тем не менее осново­полагающая бессознательная фантазия у обоих полов понималась как проистекаю­щая из чувства вины в связи с инцестуозными желаниями по отношению к отцу, ко­торые в конечном счете выливаются в со­знательные фантазии об избиении мальчи­ка. У девочек эдипов образ выражается в виде плохо замаскированного "заменителя' отца, бьющего мальчика. И наоборот, в ос­нове такой констелляции у мальчиков ле­жит отрицательный эдипов комплекс. В результате ряда трансформаций мать или образ матери заменяется отцом. Следова­тельно, у девочек Мазохистские проявления первично связаны с чувством эдиповой вины, у мальчиков — с регрессивными жен­скими стремлениями.

См. женственность/мужественность, со­домазохизм, фантазии, эдипов комплекс. [307,308]

Феномен исаковера (isakower phenomen)

Группа перцептивных переживаний, впер­вые описанных Отто Исаковером (1936), в состояниях регрессии Я при засыпании (гипнагогические состояния), реже — при про­буждении, при высокой температуре, при эпилептической ауре, а также в лежачем положении на кушетке во время анализа. Не ток давно феномен Исаковера был от­мечен у лиц, злоупотребляющих лекарствен­ными препаратами. Испытываемые ощуще­ния резко отличаются от обыденных и затрагивают в основном область рта, кожи, рук, нередко многие участки сразу без чет­кой локализации.

Субъект может испытывать головокруже­ние, чувствуя себя будто 'на плаву' или 'во взвешенном состоянии'. Части тела слива­ются в одно целое — рот и кожа, тело и внешний мир, внутреннее и внешнее. Пред­меты могут казаться 'оболочками', тенями, нечеткими и расплывчатыми, либо пустыми, как надутые шары. Что-то круглое становит­ся все ближе, вырастает до гигантских раз­меров, угрожая раздавить, но в критический момент становится все меньше и меньше и исчезает совсем. Субъект может ощущать себя обволакиваемым 'объектом', либо чув­ствует себя закрытым со всех сторон. Иног­да он испытывает ощущение чего-то мягкого во рту, зная одновременно, что это 'что-то' находится вовне. Пациенту слышится жуж­жание, шуршание, гудение либо невнятное бормотание. Руки могут казаться сморщен­ными либо, наоборот, распухшими, кожа — рваной или сухой. Эти ощущения могут переживаться с оттенком удовольствия, не­удовольствия или (как правило) безразличия, однако всегда присутствует чувство отчуж­денности и нереальности переживаемого.

Подобные ощущения возникают в дет­ском и подростковом возрасте, у взрослых индивидов они наблюдаются значительно реже. По своим проявлениям феномен Иса­ковера сходен с состояниями ауры или феноменами deja vu. Различие состоит в том, что последние не могут репродуциро­ваться произвольно, в частности, во время аналитического процесса.

феномен Исаковера рассматривается кок следовые воспоминания о себе или внешнем мире, исходящие из ранних этапов организации Я, когда внутренние связи еще не окрепли и нет четкого разграничения между телом и внешним миром. Он объяс­няется гиперкатексисом оральной зоны и других частей тела, связанных с кормлени­ем грудью. Как и при других регрессивных состояниях Я, эти явления служат защите, нацеленной на устранение тревоги, связан­ной с раскрытием болезненных эдиповых фантазий. В аналитической ситуации они могут свидетельствовать о регрессии, выз­ванной специфическими переживаниями первичной сцены. Регрессивное оральное удовлетворение служит как отвержению, так и удовлетворению эдиповых желаний, хотя и на более примитивном уровне.

См. деперсонализация, регрессия, deja vu. [172,209,442,553,584,653,721]