Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Borness_E'.Mur._Psixoanaliticheskie_terminy_i_p...doc
Скачиваний:
96
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
2.95 Mб
Скачать

Первичная креативность (Primary Creativity)

Термин, обозначающий наиболее ран­ние проявления и первичные источники творческих способностей ребенка. Первич­ная креативность отражает принципиаль­ную возможность ребенка творчески вос­принимать мир и играть. Этот термин относится скорее к креативности обыден­ной жизни, нежели .к творческим процессам одаренных людей и художников.

Базисной моделью способности к твор­ческому восприятию является переживание ребенком объектного миро, представленного достаточно хорошей матерью. Ребенок может испытывать чувство, что объект не помещен в этот мир, а сотворен им самим. Подобная примитивная детская иллюзия является предшественником последующих более сложных состояний Самости, включа­ющих в себя игру и использование субъек­тивных способов переживания, то есть спо­собность доверять. Понятием первичной креативности Винникотт описывает началь­ные этапы развития индивида.

Первичная материнская озабоченность (Primary Maternal Preoccupation)

Термин, обозначающий психическое состояние матери, возникающее еще до рождения ребенка и сохраняющееся на протяжении нескольких первых недель его жизни, когда мать полностью поглощена младенцем. Она настолько игнорирует вне­шний мир, что, если бы не ребенок, это мож­но было бы рассматривать как патологи­ческий уход от реальности. Однако мате­ринская озабоченность — это адаптивный уход, 'здоровая болезнь', необходимая для того, чтобы обеспечить ребенку переход из пренатального состояния во внешний мир. Мать становится 'заботливой' или 'средовой' матерью, обеспечивающей ребенку стабильность, устойчивость и ощущение 'вхождения в жизнь'. Она удовлетворяет не влечения, а потребности, поскольку, по мнению Винникотта, на этой стадии детско­го развития влечения пока еще не являются организованным единством.

См. достаточно хорошая мать, забота.

Переходный объект, переходный феномен (Transitional Object, Transitional Phenomenon)

Первое обладание ребенком внешним неодушевленным, но чрезвычайно значимым для него предметом, обычно небольшой мяг­кой игрушкой, которая используется младен­цем в процессе эмоционального отделения от первичного объекта любви при стрессе, часто также при отходе ко сну (Winnicott, 1954). Переходный объект должен иметь характерный запах и вызывать ощущения, напоминающие ребенку мать. Такой объект создает младенцу иллюзию комфорта, срав­нимого с успокаивающим воздействием матери (при ее отсутствии в донный мо­мент). Переходный объект, будучи под по­стоянным контролем начинающего ходить младенца, помогает ему в отсутствие мате­ри достичь необходимой степени самосто­ятельности. И хотя ребенок уже в возрас­те двух—четырех лет отказывается от предметов, играющих роль переходного объекта, они и позже продолжают ассоци­ироваться с ситуацией комфорта.

Совокупность переходных феноменов Винникотт определял более широко. Он включал сюда также звуки — детский лепет или 'пение' перед засыпанием, о также различные материальные объекты, лишь отчасти воспринимаемые как принадлежа­щие внешней реальности. В более поздние периоды жизни подобные звуки, предметы и другие объекты смещаются с первичного объекта любви и, выступая в качестве пе­реходных гиперкатектированных и сверх-символизированных, начинают функциони­ровать как заместители материнского объекта. Переходные феномены обеспечи­вают ребенку осуществление определен­ной самодостаточности и противодейству­ют чувствам, связанным с утратой объекта и одиночеством, заброшенностью и ненуж­ностью. Кроме того, они являются индика­тором эффективности попыток Я разрешить дилемму объектных отношений, попыток сохранить иллюзии любящей, заботливой и успокаивающей матери.

Дериваты первоначальных переходных объектов можно обнаружить в раннем под­ростковом возрасте (Downey, 1978). В этом возрасте переходные объектные феноме­ны представлены в виде типичных подрост­ковых игр, интереса к музыке, модной одежде, кино, погруженности в быстро сменяющие друг друга 'важные' виды творческой дея­тельности.

Эти объекты или переживания порожда­ют иллюзию симбиоза с матерью в пери­од развития, когда репрезентанты Самости и объектов отделены друг от друга и диф­ференцированы лишь частично. Переход­ные объекты и феномены воспринимаются одновременно и как 'мое' и как 'не мое', либо наоборот — как 'не мое' и как 'не не мое'. Они представляют собой своеобраз­ную кристаллизацию того, что обозначает­ся термином переходный процесс (Rose, 1978), то есть процесс, направленный на установление динамического равновесия между относительно стабильной Самостью, с одной стороны, и изменчивой реальнос­тью — с другой. Этот процесс можно рас­сматривать также в качестве своеобразной области пересечения внутреннего и внеш­него мира (переходная область по Винникотту) или взаимного перекрывания первич­ного и вторичного процессов. Внешне переходный процесс проявляется в виде пе­реходных объектов и феноменов. После­дние могут выступать в роли психических организаторов (Metcalf and Spitz, 1978) про­цесса сепарации-индивидуации; они могут существенно облегчать приспособление ребенка к новым условиям, когда тот испы­тывает амбивалентные переживания по отношению к матери. Они могут также более отчетливо очертить связи между Самостью Я и внешним миром и, наконец, могут создавать важное подкрепление для образа тела — наиболее хрупкого образо­вания, поддающегося регрессии при стрес­се и во время сна.

Если переходные объекты становятся необходимыми, часто в результате недоста­точно хорошего материнства, они приобре­тают качество фетиша. Утрачивая свои 'здоровые' свойства, способствующие раз­витию индивида, они становятся 'клочками' (Greenacre, 1969, 1970) Самости, Я, образа тела. При этом вопрос о патологических переходных объектах или феноменах оста­ется открытым. Некоторые авторы ограни­чивают теоретическую концепцию переход­ных объектов рамками периода после последней фазы сепарации-индивидуации по Малер, то есть отрезком развития 'на пути к постоянству объектов'. Если переход­ные объекты и феномены сохраняются пос­ле этого времени, они неизбежно становят­ся фетишами. Концепция Винникотта, однако, шире; ее трудно оценить. Несомненно, что у многих детей переходные объекты и фе­номены сохраняются в течение первых де­сяти лет жизни. Тем не менее это понятие не следует применять слишком широко и трактовать символические объекты как пе­реходные.

См. достаточно хорошая мать, потенци­альное пространство, предшественник объекта, символ.

[77,141,157,170,215,339,375,376,384, 393,439,590,607,615,645,729,732,762,883, 884,885,886,887,888,889,890,892]