Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Borness_E'.Mur._Psixoanaliticheskie_terminy_i_p...doc
Скачиваний:
95
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
2.95 Mб
Скачать

Достаточно хорошая мать (Good Enough Mother)

Термин, обозначающий мать, обеспечи­вающую зависимому от нее ребенку вне­шнюю заботу и оптимальные условия ком­форта. Такая мать отвечает на симбиоти­ческие потребности ребенка, помогая тем самым сформировать его 'жестовую' теле­сную Самость и ласково и активно созда­вая основы для любви к объекту. Такая мать, ограничивая свои потребности и жер­твуя собственным временем, действует в нужный момент, то есть когда ребенок фрустрирован, агрессивен и т.п., с максималь­ной эмпатией и ответственностью. Тем са­мым ребенок получает относительную сво­боду для выражения своей потребности во всемогуществе, о также удовлетворитель­ный человеческий контекст для субъектив­ного смысла своего существования, самовы­ражения и креативности.

Винникотт подчеркивал,что 'достаточно хорошей' мать становится отнюдь не благо­даря штудированию пособий по материн­ству, а за счет собственного, естественного понимания роли матери. По мере взросления ребенка адаптационные способности матери по отношению к нему постепенно снижаются, и но ее накапливающихся ошиб­ках младенец учится 'видеть', что он вовсе не столь всемогущ. Как только ребенок теряет чувство всемогущества, он приобретает чув­ство риска и дифференцирует агрессивное использование объектного миро.

Забота (Holding)

Термин, обозначающий обеспечение матерью потребностей зависимого от нее ребенка, а также организацию и регуляцию влияний, оказываемых на него со стороны внешнего мира. Забота отражает есте­ственные способности, умение опекать и сохранять в постоянстве качества достаточ­но хорошей матери. Благодаря заботе мла­денец испытывает чувство всемогущество, рассматриваемое Винникоттом в качестве одного из важнейших признаков здорово­го развития. Оно обеспечивает ощущение достаточной безопасности и без соответ­ствующей заботы не формируется. Заботу или средовую мать следует отличать от объектной матери, которая, согласно Винни­котту, создает условия для достижения час­тичного, направленного на отдельные объек­ты удовлетворения Оно при условии, что объектные отношения и организация Я ребенка достигли определенного уровня развития. Заботливая среда должно подго­товить ребенка к более поздним стадиям развития и к более дифференцированным переживаниям, которые они обязательно предполагают.

Понятие заботливой среды использова­лось Винникоттом, Моделлом и др. для кон­цептуализации неспецифического поддержи­вающего постоянства, обеспечиваемого аналитиком и аналитической ситуацией. Регулярность визитов и их регламентация, ритуалы прихода и ухода, эмпатия, ровный голос и само постоянство объектов, помеще­ний и их интерьеров вносят свой вклад в метафорическую заботу, которая способна помочь сдержать дезинтеграцию, возника­ющую в процессе терапии.

См. достаточно хорошая мать.

Игра (Playing)

Винникотт относил себя к тем исследо­вателям, которые придерживаются взглядов на игру как на разновидность творческого процесса (Шиллер, Гроос, Ранк, Хейзинга, Колло, Брунер). Свободная игра с исполь­зованием игрушек и игровых предметов, дериватов переходных объектов или фено­менов, создаваемых в метафорическом во­ображаемом пространстве (подобно дет­ским забавам без жестко устанавливаемых правил) расширяет возможности диалога между матерью и ребенком. Таким обра­зом, термин игра используется Винникоттом в прогрессивном, креативном значении. Если истинная Самость (унаследованная диспозиция ребенка) развивается благода­ря спонтанным жестом, то игра становится средством выражения этой истинной Са­мости.

Игра является 'работой' ребенка, и для некоторых она становится формой психо­терапевтического сотрудничества. В опти­мальных условиях игра представляет собой активность Я, минимально катектированную либидинозной или агрессивной энергией. Игра происходит не только в потенциаль­ном пространстве между ребенком и ма­терью, но и между пациентом и терапевтом. Если психотерапия осуществляется в точке пересечения двух игровых полей, то есть пациента и терапевта, то тогда свободные ассоциации и аналитическая интерпретация составляют игровую канву двух субъектив­ных миров — канву, облегчающую проявле­ние истинной Самости пациента. Неслучай­но между игровыми символами и символами сновидений существует тесная взаимосвязь. Эта концепция игры может быть легко экст­раполирована на область развития речи и речевых игр.

См. потенциальное пространство.