Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Borness_E'.Mur._Psixoanaliticheskie_terminy_i_p...doc
Скачиваний:
96
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
2.95 Mб
Скачать

Свободно плавающая тревога (free floating anxiety)

См. тревога.

Свободные ассоциации (free association)

Термин, обозначающий основную про­цедуру психоанализа и психоаналитической терапии. В 90-х годах прошлого века Фрейд заменил гипноз свободными ассо­циациями, рассматривая последние как методологический ключ к результатам пси­хоанализа.

Слово 'свободные' в данном случае обозначает не более чем приостановку сознательного контроля. В ходе аналити­ческой терапии от пациента требуется без­оговорочное словесное выражение мыслей, чувств, желаний, ощущений, образов и вос­поминаний, которое было бы лишено 'задержек' и осуществлялось в виде спон­танного процесса. Это требование приня­то называть основным правилом психоана­лиза. Следуя этому правилу, пациент должен преодолеть сознательную преграду, создаваемую в нем чувствами страха, стыда или вины. Отчасти это мотивируется созна­тельно: пациент знает окончательную цель сотрудничества с аналитиком — разреше­ние собственных конфликтов и проблем.

Ассоциации, возникновение которых облегчает аналитическая ситуация, помогает аналитику выявить причины бессознатель­ных влияний и конфликтов. Вмешательство аналитика, в частности, интерпретация бес­сознательного, нацелено на расширение свободы ассоциативного процесса пациен­та, что, в свою очередь, помогает выявить и справиться с разными формами сопротив­ления.

Одной из особенностей психоанализа изначально являлось признание тесных вза­имосвязей между речью, мышлением, созна­нием и принятием решений. Вместе с тем, не все проявления психики могут быть об­лечены в слова, поэтому свободные ассо­циации позволяют пациенту максимально интегрировать переживания, возникающие в процессе анализа, без их вербализации. Вмешательство аналитика, включая молча­ливую позицию, обеспечивает баланс между экспрессией и рефлексией пациента.

[249,305,519,590]

СГУЩЕНИЕ (CONDENSATION)

См. сновидение, сновиденье.

СЕКСУАЛЬНАЯ ДЕВИАЦИЯ (SEXUAL DEVIATION)

См. перверсия.

СЕКСУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (SEXUAL IDENTITY)

См. половая идентичность.

СЕКТОРЫ САМОСТИ (SECTORS OF THE SELF)

См. психология Самости.

СЕМЕЙНЫЙ РОМАН (FAMILY ROMANCE)

Термин, обозначающий совокупность пересматриваемых в дальнейшем фантазий ребенка о своих родителях. Ребенок посте­пенно освобождается от иллюзий идеали­зированного образа родителей, который приобретает все более реальные, но не лишенные искажений очертания. В некото­рых случаях фантазии ребенка сводятся к представлениям о знатном происхождении, о всеми почитаемом родителе, от которого он был отделен в раннем детстве, но с ко­торым когда-нибудь воссоединится. Хотя внешне эти желания могут выглядеть как отказ от настоящих родителей, на более глубоком психологическом уровне они представляют собой попытку 'подогнать' родителей к их изначальному идеализиро­ванному статусу, когда, по словам Фрейда, 'отец — самый благородный и великий муж­чина, а мать — самая дорогая и любимая женщина'.

Семейный роман может смягчать про­явления чувства эдиповой вины, способствуя отрицанию инцестуозных либидинозных чувств к родителям. Он уменьшает также проявления зависти к братьям или сестрам, которые представляются как внебрачные дети.

Фантазии, связанные с семейным рома­ном, с возрастом сходят на нет. Однако в некоторых случаях они сохраняются и в более позднем возрасте, играя важную роль в возникновении синдрома 'знатного про­исхождения'.

Вариации на эту тему представлены многочисленными примерами, почерпнуты­ми из мифологии, драматургии, фантастики и т.д. Так, легенда об Иисусе, согласно ко­торой Христос якобы является не ребенком плотника Иосифа, а сыном Божьим, отража­ет не что иное, как феномен семейного ро­мана. Фрейдовские описания семейного романа были расширены и дополнены Ранком (1909), добавившим еще один тип фантазий — о спасении или помощи. При­меры таких фантазий, как отмечает Эрнст Крис (1952), дают многие сказки, например о Золушке, мифы о великих героях и апо­крифические истории о детстве великих ху­дожников. В соответствии со стереотипной формулой будущий художник или другая творческая личность всегда предстают не­затейливым, неприметным ребенком, худо­жественные и творческие способности которого обязательно открывает какой-ни­будь великий мастер. Будущий наставник вырывает юного таланта из безвестности и мрака, становясь его учителем. В другом варианте семейно-романических фантазий об идеализированных родителях спаситель и освободитель может приобрести черты богоподобного человека, давшего гениаль­ного потомка.

См. фантазия. [261,263,326,522,706]