Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Занятие 13.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
83.35 Кб
Скачать

Развитие советского права в 1930-1940-е гг.

  1. Основные тенденции развития советского права в 30-е гг. Источники права.

Доктрина социалистической законности, сложившаяся в 30-е гг. и опиравшаяся на марксистско-ленинскую идеологию, исходила из нормативистского представления о праве. Первоначальные психологическая и социологическая теории права 20-х гг. были отвергнуты. Победа нормативизма, однако, не означала установления верховенства закона: сохранялись принципы целесообразности, аналогии и объективного вменения. На практике имели место многочисленные нарушения законности. Вместе с тем советское право носило императивный характер, требуя толкования закона в строгом соответствии с намерениями его авторов, а не свободного или буквального толкования, как в западном праве.

В июне 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О революционной законности», в котором отмечался ряд серьезных нарушений в этой сфере, и предписывались меры к их устранению: суды и прокуратура обязывались привлекать к ответственности должностных лиц, виновных в проведении незаконных арестов, обысков, конфискаций или в изъятиях имущества «у трудящихся элементов».

Запрещалось снимать или перемещать народных судей иначе, как по постановлениям облисполкомов, а районных — иначе, как по решениям областного прокурора и наркома юстиции.

Почти одновременно с этим решением об укреплении законности были приняты два постановления, резко усиливавшие уголовную репрессию. Первое — постановление об охране социалистической собственности (известное в народе как «закон о колосках»), по которому минимальным сроком наказания стал десятилетний срок лишения свободы с конфискацией имущества. Колхозное имущество по этому закону приравнивалось к государственному.

Вторым актом стало постановление о спекуляции (август 1932 г.), приравнявшее частную торговлю к спекуляции и установившее жесткие санкции за это преступление.

Процессы концентрации политической власти внутри узкого круга партийных и государственных чиновников (номенклатуры) сопровождались сужением гражданских прав для основной массы населения. В сферах трудового, колхозного и уголовного права это было особенно очевидно.

Введение паспортов и института прописки усиливало административный контроль над населением. Сельские жители, часто не получавшие паспортов, фактически были привязаны к месту проживания и ограничены в праве передвигаться по стране.

Августовская сессия Верховного Совета СССР 1938 года приняла два важных закона: I) О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик; 2) О гражданстве СССР. В первом определялись задачи советского правосудия и система судебных учреждений. Правосудие в СССР надлежало осуществлять на началах единого и равного для всех граждан суда, независимо от социального, имущественного и служебного положения граждан, национальной и расовой принадлежности, единого и обязательного для всех судов уголовного и гражданского процессуального законодательства. Закон четко определял полномочия судов всех степеней: народного, областного (краевого), окружного республиканского, специальных судов и Верховного Суда СССР.

Закон о гражданстве ещё раз подтвердил единое союзное гражданство, установил порядок его принятия и выхода из него. Гражданами СССР считались все, кто к 7 ноябрю 1917 года был подданным Российской империи и впоследствии не утратил советского гражданства, а также кто приобрел советское гражданство в соответствии с законом. Вступление в брак гражданина и гражданки СССР с иностранцем не влекло изменения гражданства. Прием в советское гражданство и выход из него мог разрешать только Президиум Верховного Совета СССР.

На основе Конституции СССР вся полнота власти сосредоточивалась в Верховном Совете, принцип разделения властей отвергался как «буржуазный». В ряду правовых источников первенствующая роль отводилась закону. Закон в формальном смысле — всякий акт, принятый представительным органом, в материальном — это акт, который не обязательно исходит от законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения, устанавливающие определенные правила поведения.

По смыслу Конституции 1936 г. формальный и материальный аспекты советского закона всегда совпадают. На практике Верховный Совет делегирует свои функции (на период между сессиями) Президиуму. СНК также принимает постановления и решения на основании и во исполнение действующих законов.

Процесс делегирования законодательной власти от одного органа другому облегчался тем, что эти государственно-властные структуры были консолидированы партийно-политическим единством. Руководящие партийные органы принимали самое активное участие в их формировании.

С 30-х гг. все больше постановлений правительства стало приниматься совместно с руководящим партийным органом — ЦК ВКП(б). Партийные решения фактически приобретали характер нормативных актов. Такая трансформация была обусловлена также представлением о праве как инструменте государственной политики (поэтому акты, которыми регламентировались наиболее серьезные политические акции, например, коллективизация сельского хозяйства, исходили из двух источников: правительства и Центрального Комитета).