Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
религиоведение ответы..doc
Скачиваний:
53
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
797.7 Кб
Скачать

41. Второй Ватиканский собор и современные тенеденции а католицизме.

Как известно, Второй Ватиканский собор проходил в 1962-1965 гг. О своем намерении созвать Собор папа Иоанн XXIII объявил еще в 1959 г. Папа-либерал, папа-экуменист давно вынашивал планы такого собора, глубоко реформистского по своей сути.

На торжественное открытие II Ватиканского Собора в базилику Св. Петра прибыло 2540 иерархов Римско-Католической Церкви.

Открывая собор 11 октября 1962 г., Иоанн XXIII заявил, что «целью Собора является обновление Церкви» и её «разумная реорганизация», чтобы «Церковь могла продемонстрировать своё понимание развития мира и подключилась к этому процессу». Папа также высказал пожелание, чтобы результатом этого Собора стала «открытая миру Церковь». Задачей Собора было «не отвергать и осуждать реалии современного мира, а провести давно назревшие реформы». Фактически в этих официальных формулировках впервые устами католической церковной иерархии была продекларирована мысль, давно уже зревшая в церковных и околоцерковных кругах, мысль, которую Лефевр и другие традиционалисты однозначно считают привнесенной извне, а именно, порочная модернистская идея о том, что для того, чтобы Церкви завоевать мир, укрепиться в нем, ей надо к нему радикально приспособиться, пожертвовав слишком многим из своей традиции. Традиционным церковным сознанием, то есть сознанием консервативным, такой подход однозначно оценивался и оценивается как свидетельство духовного вырождения, вырождения самой веры.

Как указывают историки, проведенные собором преобразования вызвали отторжение наиболее консервативной части католического сообщества.

При этом необходимо подчеркнуть, что собор не принял никаких новых догматов, и понятно почему. Если бы были сделаны попытки закрепить модернистские реформы на догматическом уровне, то такая попытка изначально вызвала бы слишком сильное противодействие консерваторов, и реформы могли бы «забуксовать».

Работа Собора была прервана смертью Иоанна XXIII и выборами нового папы, которым стал кардинал Монтини, взявший имя Павел VI. Иоанн XXIII давно рассматривал Монтини как своего главного преемника. Зная, что неизлечимо болен, он незадолго до смерти возвел его в сан кардинала.

На Втором Ватиканском соборе было принято 16 документов (4 конституции, 9 декретов и 3 декларации).

Важнейшими из них следует признать:

«Sacrosanctum Concilium» - конституция о священной литургии; «Lumen gentium» - догматическая конституция о Церкви; «Gaudium et Spes» - пастырская конституция о Церкви в современном мире

Из декретов наиболее важны:

«Ad gentes» - декрет о миссионерской деятельности Церкви; «Orientalium Ecclesiarum» - декрет о Восточных католических церквах; «Unitatis redintegratio» - декрет об экуменизме; «Perfectae caritatis» - декрет об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям; «Inter mirifica» - декрет о средствах массовой коммуникации; «Apostolicam actuositatem» - декрет об апостольстве мирян

Из деклараций:

Dignitatis humanae» - декларация о религиозной свободе; «Nostra aetate» - декларация об отношении церкви к нехристианским религия.

Какие же реформы произвел собор?

Главное, о чем следует говорить и о чем всегда говорят исследователи - это, конечно же, осуществленная собором реформа богослужения. Целью ее объявлялось более активное участие народа в мессе и привлечение большего числа верующих. После реформы большое место в богослужении стало отводиться проповеди, чтениям Писания, общим молитвам и т.д. Священнослужитель во время мессы развернулся лицом к молящимся и спиной к тому, что православные назвали бы Горним местом. Престол в большинстве храмов был вынесен на середину храма. Ну и, наконец, был осуществлен перевод богослужения на национальные языки. Формально латинская месса не была отменена, однако проведение ее стало сопряжено с таким количеством бюрократических препон, что по большей части католики, признавшие собор, не перешедшие к лидеру традиционалистов архиеп. Марселю Лефевру, просто перестали ее служить, перейдя практически целиком на национальные языки. Кроме того, помимо традиционной, исторически сложившейся мессы, были введены и новые чинопоследования, являющиеся плодом бурного литургического «творчества» реформаторов. Один из ведущих в современной России специалистов по католицизму прот. Максим Козлов говорит, что «делая вывод из личных бесед со многими представителями Католической церкви, можно сказать, что многие из практикующих традиционных католиков указывают на утрату сакрального молитвенного наполнения богослужения после введения в обиход этих весьма тщательно выверенных и корректных переводов, утрату, которая не только не привела новых людей в церковь, но, напротив, оттолкнула часть постоянных прихожан». Таким образом, уже на этом примере мы видим, что развернутая внутрь церкви открытость (у нас все легко и понятно, идите к нам), которая оправдывается миссионерскими целями и задачами, на практике приводит к обратному, антимиссионерскому эффекту: народ не приходит в храмы, а уходит из них.

Очень важно, что после Второго Ватиканского собора произошло резкое изменение отношения официального католицизма к иным религиям: стало возможным признание в той или иной мере благодатности (хотя само это слово употребляется крайне осторожно) или во всяком случае некоторой богооткровенности нехристианских религий. Декрет «Ad Gentes» призывает миссионеров «уважать национальные и культурные традиции народов в той мере, в какой они не противоречат евангельским принципам» и «с радостью и уважением вскрывать заложенные в них семена Слова». Декрет побуждает участников миссионерской деятельности к «сотрудничеству с различными организациями, включая нехристианские, ведущими деятельность, направленную на улучшение условий жизни людей». А в конституции «Gaudium et Spes» говорится, что «она (Церковь) стремится постичь причины отрицания Бога, кроющиеся в мышлении атеистов, и, сознавая значительность вопросов, поднимаемых атеизмом, руководствуясь любовью ко всем людям, считает, что эти причины следует подвергнуть серьёзному и глубокому рассмотрению...»

Все вышеизложенное привело к тому, что Собор ознаменовался явным кризисом авторитета в Католической церкви, в чем, безусловно, также сказалось влияние протестантизма. Католическая церковь стала стремительно протестантизироваться, если будет позволено употребить столь вычурный термин. Так, например, во время одного из визитов Иоанна Павла II во Францию произошли многочисленные выступления католиков против его посещения. Католики, протестующие против визита папы - это же верх абсурда! При этом протестующие вполне искренне считали себя католиками, верящими в папский примат власти и признающими за папой вероучительное право на «непогрешимость».