Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы к зачету по теме.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
241.15 Кб
Скачать
  1. Разновидности традиционного принципа в современной русской орфографии.

Традиционный принцип орфографииорфографический принцип, в соответствии с которым написание ряда слов оправдывается лишь историей языка, традициями письменности и либо вовсе не регулируется, либо лишь условно регулируется правилами орфографии.

Традиционный принцип иногда называют историческим, поскольку в большинстве случаев орфография подпадающих под его действие слов соответствует их древнему или, по крайней мере, достаточно старому написанию и произношению (например, написания жи и ши (жить, шить и т. п.) отражают то состояние русского языка, при котором согласные [ж] и [ш] были всегда мягкими), или этимологическим, поскольку орфография ряда непроверяемых слов сложилась под влиянием их этимологии (например, написанием корова русская орфография обязана звуковому изменению, которое привело к возникновению полногласия (см.); написание петух определяется родственными связями этого существительного с глаголом петь; различное написание заимствованных терминов антология и онтология диктуется морфемным составом этих слов в языке-источнике: антология ‘сборник избранных произведений’ < греч. аnthologia букв. ‘букет цветов’ и онтология ‘учение о бытии’ < греч. ontos ‘сущее’ + logos ‘наука’, и т. д.). Однако последнее название кажется наименее удачным, так как, во-первых, некоторые ученые (например, Я.К. Грот, Л.В. Щерба и др.) употребляли определение «этимологический» как синоним к «словопроизводственный» и применяли этот термин по отношению к морфологическому принципу орфографии (см.); а во-вторых, традиционное написание совсем не обязательно соответствует этимологии слова (ср. здоров < др.-рус. съдоровъ, карман < др.-рус. корманъ < кърманъ и др.).

С одной стороны, следование традиционному принципу орфографии предполагает неотражение на письме позиционных чередований фонем и сохранение единообразия при написании той или иной морфемы (например, собака / собачий / собачиться) – и в этом отношении названный принцип не противоречит морфологическому. С другой стороны, проверка фонемы, находящейся в слабой позиции, фонемой в сильной позиции здесь не предполагается лишь постольку, поскольку «непроверяемая буква» всегда обозначает в подобном слове такую фонему, которая находится в морфологически изолированной, (абсолютно слабой) позиции и при этом обозначается одной из букв, которыми эта фонема могла бы быть обозначена по морфологическому принципу, если бы проверка по сильной позиции в данной морфеме была возможна (например, если бы можно было всерьез предложить проверку гласной в корне собак- фамилией персонажа романа «Двенадцать стульев» – Фимы Сόбак) – и поэтому традиционный принцип служит дополнением к морфологическому. Это принцип обозначения фонем в слабой позиции точнее было бы называть не просто традиционным, а – фонемно-традиционным принципом орфографии.

К традиционному принципу орфографии относят также написание «ь» в частицах лишь, вишь, ишь, бишь, глаголах идешь, стоишь и т. п., где он не имеет ни фонетического, ни морфологического значения. Поскольку орфография таких грамматических форм обусловлена их происхождением (буква «ь» здесь служит напоминанием о былом присутствии редуцированного гласного «ерь» (см. Редуцированные гласные)), то можно говорить о еще одном типе традиционных написаний – традиционно-этимологическом.

Такие подвиды традиционного принципа, как фонемно-традиционный и традиционно-этимологический, служат русской орфографии совместно с морфологическим принципом, помогая сохранять единообразие в написаниях.

Особым типом традиционных написаний является орфография вариантных окончаний прилагательных типа добрый, лишний, но сыро́й, дорого́й – то есть ый, -ий в безударной позиции и -ой под ударением. Подобная вариантность стала следствием взаимодействия двух языковых стихий, старославянской и собственно русской: старославянскими по происхождению являются формы на -ый, -ий (ср. старославянские прилагательные до́брый, синий (с безударным окончанием) и смешны́й (с ударным окончанием)), а древнерусскими – формы на –ой, -ей (ср. древнерусские прилагательные худо́й, слепо́й (с ударным окончанием) и до́брой, синей (с безударным окончанием)). Такие написания, которые также сложились исторически, но (в отличие от традиционно-этимологических) нарушают единообразие в передаче морфем, принято называть традиционно-историческими.

Еще одну разновидность традиционного принципа орфографии иллюстрируют написания окончаний Р.п. ед. ч. прилагательных и местоимений: доброго, синего, того, его и т. п. В этом случае буквой «г» обозначается фонема /в/, находящаяся в сильной позиции (ср. строго, дорого), для чего нет никакого фонетического обоснования, а есть лишь историческое. Эти написания, при которых идея выражается вне связи со звуковой стороной языка, выделяют как традиционно-иероглифические.

Наибольшую трудность для пишущих представляют такого рода исторически сложившиеся написания, которые связаны с обозначением безударных гласных в ряде корневых морфем (рост-/раст-, бир-/бер-, клон-/клан-, гор-/гар-, скоч-/скак- и т. п.). Их, как правило, тоже относят к традиционному принципу орфографии, хотя, в сущности, эти написания представляют собой своеобразное пересечение морфологического, фонетического и традиционного принципов, а некоторые из них можно трактовать как дифференцирующие. С одной стороны, проверка сильной позицией в них возможна – что обязательно при применении морфологического принципа и невероятно при фонемно-традиционном. С другой стороны, под ударением в соответствующих морфемах оказываются и /о/ и /а/, и /е/ и /и/ (ср. рост, но выращивать; сесть, но сидя) – что невозможно для морфологического принципа и характерно для традиционного. С третьей стороны, правописание безударного гласного регулируется сложными правилами, в основе которых лежит ориентация на фонетические условия: ударение (так, в корне гор-/гар- на месте безударного гласного пишется «о», а под ударением – «а») или наличие рядом с чередующейся гласной тех или иных согласных и их сочетаний (так, в корнях рос(т)-/рас(т)-/ращ на месте безударного гласного перед «с» без последующего «т» пишется «о», перед «ст» и «щ» – «а») – что характерно для правил фонетического принципа. С четвертой стороны, правописание некоторых корней зависит от их значения (так, в корнях ровн-/равн- первый отражает идею равенства, а второй- – идею ровности) – что характерно для дифференцирующих написаний (см.).

Подобных корней с чередующимися гласными в русской орфографии немного, они неоднородны по своему характеру, но вместе с тем их правописание, представляющее значительные трудности, в целом объяснимо с точки зрения истории русского языка. Так, например, противопоставление ровн-/равн- возникло в результате сложного взаимодействия старославянской и древнерусской языковых стихий: старославянское по происхождению начальное сочетание ра- стало в русском литературном языке связываться с отвлеченными понятиями (см. Славянизм), а собственно русское ро- – с конкретными (ср. равный ‘одинаковый’ и ровный ‘гладкий, прямой, без неровностей’). Исторически обусловлено и противопоставление букв «и» и «е» в корнях типа бир-/бер-, а также «а» и «о» в корнях типа клан-/клон- и т. д. Оно связано как с происхождением обозначаемых этими буквами гласных, из которых первые («и» и «а») восходят к долгим индоевропейским звукам, а вторые («е» и «о») – к кратким, так и с семантикой глагольного вида: неслучайно буквы, обозначающие генетически более долгие звуки, присутствуют преимущественно в формах глаголов несовершенного вида, то есть длительного действия, а буквы, обозначающие генетически более краткие гласные, – в формах глаголов совершенного вида, то есть завершенного действия (например, собираю соберу, кланяться поклониться и т. п.; ср. также чередование о/а при образовании глаголов многократного вида с суффиксом -ыва- (-ива-): про́сит - упра́шивает, хо́дит - поха́живает, то́пчет - выта́птывает и т. п.).

Разумеется, подобные исторические экскурсы мало облегчают изучение правил, регулирующих правописание чередующихся гласных в корнях, но по крайней мере помогают убедиться в том, что сами эти правила возникли не на пустом месте и их сложность обусловлена сложностью исторического пути, пройденного русским языком.

Рассмотрим относящиеся к этому случаю орфограммы более подробно.

Часть корней с чередующимися гласными можно сгруппировать на основании зависимости написания от места ударения в слове:

гор-/гар- без ударения пишется «о», хотя под ударением «а» (загорелый, но загáр); исключения («а» без ударения): выгарки, изгарь, пригарь;

зор-/зар- – без ударения пишется «а», хотя под ударением возможно и «а», и «о» (заря, зáрево, но зо́рька);

клон-/клан- и твор-/твар- – без ударения пишется «о», хотя под ударением возможно и «о», и «а» (поклониться, покло́н, но клáняться; творец, тво́рчество, но твáрь); исключение: утварь (впрочем, здесь корень твар- в современном языке уже не выделяется);

розн-/разн- – без ударения пишется «а», хотя под ударением возможно и «а», и «о» (разноро́дный, рáзница, но разро́зненный); исключение: по́рознь.

В новой редакции правил орфографии (см.) к традиционно перечисляемым корням этой группы добавлены не только розн-/разн- (ранее не упоминавшиеся в правилах), но и

пай-/пой- (в глаголе паять и однокоренных с ним словах) – без ударения пишется «а», хотя под ударением возможно и «а», и «о» (запаять, запáянный, но припо́й);

вис-/вес- – без ударения пишется «и» в формах глагола висеть (висит, висевший), а также производных от него глаголов (повисеть, повисев) и приставочных глаголов с общей частью –виснуть (нависать, свисает, повисающий); «е» – в словах вывесить, вывеска, подвесной, на весу; а под ударением возможно и «и», и «е» (виснуть, повесить);

сид-/сед- – без ударения пишется «и» перед мягким согласным [д’] в формах глагола сидеть и производных от него словах (просидеть, сиделка, посиделки); «е» – перед твердым [д] (седло, восседать, председатель) и перед мягким [д’] в производных от слова седло (седельный, чересседельник); под ударением же возможно и «и», и «е» (усидчивый, домосед).

Правописание другой группы корней основано на наличии рядом с чередующейся гласной тех или иных согласных и их сочетаний:

лаг-/лож- – на месте безударного гласного перед «г» пишется «а», перед «ж» – «о», хотя под ударением всегда «о» (излагáть, изложение, но подло́г); исключение: по́лог (впрочем, здесь корень лог- в современном языке уже не выделяется);

скак-/скоч- – на месте безударного гласного перед «к» пишется «а», хотя под ударением всегда «о» (поскакáть, но поско́к); перед «ч» – «а» в формах глагола скакáть и производных от него глаголов, а также в слове скачо́к, буква «о» – в формах приставочных глаголов на –скочить и слове выскочка; хотя под ударением возможно и «а», и «о» (скачи, поскачу, подскочить, подскочил, но проскáчет, подско́чит);

рос-/раст-/ращ – на месте безударного гласного перед «с» без последующего «т» пишется «о», перед «ст» и «щ» – «а», хотя под ударением перед «с» (с последующим «т» и без него) – только «о» (выросли, вырастить, выращу, но отро́сший, отро́сток ); исключения: отрасль (и производные от него отраслевой, межотраслевой, многоотраслевой), росто́к, ростовщик, вырост, зáросток.

В третье группе корней правописание связывается с семантикой:

равн-/ровн- – буква «а» пишется в словах, связанных по значению с прилагательным равный ‘одинаковый’, буква «о» – в словах, связанных с ровный ‘гладкий, прямой, без неровностей’ (сравняться, выравнять (строчки) ‘сделать одинаковыми’, выровнять (грядки) ‘сделать гладким, прямым’); исключения: поровну, ровесник и слова с неясной соотнесенностью равнина, равняться (и производные от него равнение, подравняться, выравняться), не ровён час, уровень;

крап-/кроп- – без ударения пишется «а» в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’, «о» – в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’, хотя под ударением – только «а» (окропить, вкрапление, но крáпина);

мак-/мок-/моч- – на месте безударного гласного пишется «а» в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’, буква «о» – в словах со значением ‘становиться мокрым’, ‘осушать влагу чем-н. впитывающим’ и в словах, производных от мокрый (макáть, намокáть, промокáтельный, мочить).

В четвертой группе правописание гласного зависит от наличия в слове суффикса –а-, следующего за корнем:

кас-/кос- – «а» пишется при наличии суффикса –а- (касательно, но коснуться);

бир-/бер-, блист-/блес(к, т)-/блещ, дир-/дер-, – жиг-/жег-, лип-/леп-, мир-/мер-, пир-/пер-, простир-/простер-, стил-/стел-, тир-/тер-, чит-/чет- – «и» пишется на месте безударного гласного при наличии суффикса –а- (выбирать, блистать, раздирать, выжигать, налипать, замирать, отпирать, простирать, расстилать, оттирать, рассчитать, но выберу, блестящий, удеру, выжечь, лепить, замереть, отпереть, простереть, расстелить, отпереть, вычесть), а также в существительных, производных от глаголов на –ать, хотя суффикс –а в них не сохраняется (обжиг, побирушка); под ударением возможно и «и», и «е»; исключения: сочетать, сочетание;

вир-/вр-, зид-/зд-, зир-/зр-, жид-/жд-, жир-/жр- –на месте безударного гласного при наличии суффикса –а- пишется только «и», так как в других вариантах корня появляется беглый гласный (перевирать, созидать, взирать, ожидать, пожирать, но совру, создать, ждущий, сожрать);

– в корнях с чередованием им(ин)-/а(я)- на месте безударного гласного пишется только «и» (сминать–смять, начинать–начать, взимать–взять, зажимать–зажать, пожинать–пожать).

Особняком стоит корень плов-/плав-, где «а» пишется как в безударной, так и в ударной позиции (поплаво́к, плáвать) во всех словах за исключением пловец и пловчиха.

Если морфологические написания проверяются и усваиваются на основе фонетического, словообразовательного и грамматического анализа слов и их сочетаний, то традиционные написания – в основном на запоминании, в порядке так называемой словарно-орфографической работы.  Однако правописание многих так называемых непроверяемых слов (как собственно русских, так и заимствованных) становится понятным при этимологическом анализе (см. Этимология) с учетом различных исторических изменений в морфемной структуре слова (см.). Например, правописание безударной гласной в корне слова обаяние объяснимо родственными связями этого существительного с древним глаголом баяти ‘говорить’ (> обаять ‘околдовать словами’), корень которого представлен в производных от него словах бáсня и бáйка; правописание безударных гласных в заимствовании периферия проясняется при сравнении его с греческими же по происхождению словами, содержащими те же исторические элементы: приставку пери- ‘вокруг, около, везде’ (ср. периметр, период) и корень фер- ‘шар’ (ср. сфера) и т. п. Методика такого исторического анализа предложена, в частности, в пособиях В.В. Иванова и З.А. Потихи «Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе» (М., 1985), С.И. Львовой «Орфография. Этимология на службе орфографии» (М., 2001), словаре-справочнике Л.И. Глинкиной «Этимологические тайны русской орфографии» (1-е изд.: Оренбург, 2001; 2-е изд.: М., 2006).