Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конференция Азиатско-Тихоокеанский регион - кру...docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
89.26 Кб
Скачать
    1. Россия и юва

Интенсифицируются связи России с крупнейшей страной ЮВА (Юго-Восточная Азия) — Индонезией. Между сторонами подписаны и реализуются многочисленные соглашения о сотрудничестве в политической, экономической, научно-технической и культурной сферах. Применительно к ЮВА и АТР в целом Москва и Джакарта декларируют готовность использовать потенциал двусторонних отношений для обеспечения мира и безопасности, налаживания многостороннего сотрудничества, а также эффективного противодействия новым вызовам и угрозам.

Индонезия — давнейший российский партнер еще с советских времен, когда сформировалась структура российского экспорта: черные металлы и металлоизделия, цветные металлы (в том числе алюминий и медь), удобрения, органические соединения, синтетический каучук и латекс, бумага и картон, целлюлоза и макулатура. Товарооборот в 2008 г. достиг 1 млрд. долл.

Российский импорт из Индонезии главным образом включает товары, относящиеся к группе «промышленного сырья тропического и животного происхождения»: жиры и масла, чай, кофе, какао, органические химические соединения, табак. Россия покупает также одежду и ткани, обувь, мебель, бумагу и картон, парфюмерию и косметику. Начиная с 2006 г. отмечено увеличение поставок индонезийской теле- и радиотехники, средств связи и комплектующих для них.

В сентябре 2007 г. в ходе бизнес-форума в рамках официального визита Президента России в Индонезию был подписан ряд крупных коммерческих контрактов, в случае успешной реализации которых на индонезийский рынок могут прийти около 4 млрд. долл.

    1. Периодические контакты

Периодические контакты поддерживаются с малыми островными государствами южной части Тихого океана. В концепции внешней политики Российской Федерации (2008 г.) сказано: «Российская внешняя политика направлена на наращивание позитивной динамики отношений с государствами Юго- Восточной Азии, прежде всего на развитие стратегического партнерства с Вьетнамом, а также многопланового сотрудничества с Индонезией, Малайзией, Таиландом, Филиппинами, Сингапуром и другими странами региона».

Подводя итог, можно констатировать, что отношения России со странами ЮВА и южной части Тихого океана прошли путь сложной эволюции. Имели место и самое тесное сотрудничество, и определенное недопонимание сторонами друг друга, и застой. В последние годы эти отношения развиваются в позитивном ключе.

  1. Проблемы и противоречия в атр

Многосторонние переговорные процессы в АТР на первый взгляд напоминают хаотичное «броуновское движение», не регулируемое какими-либо закономерностями и правилами. В самом деле, здесь нет «всеохватывающих» организаций — таких, например, как ЕС или ОБСЕ в Европе. К тому же подавляющее Большинство многосторонних азиатских объединений не имеет четких уставных требований к странам-участницам. Это скорее форумы для обсуждений, «площадки» для встреч на различных уровнях.

Известное исключение составляют Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), имеющая Устав и Секретариат в Пекине, а также Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Устав которой вступил в силу в декабре 2008 г. Вместе с тем и в этих организациях действует правило консенсуса при принятии решений и принцип невмешательства во внутренние дела друг друга. Кроме того, по своему охвату (ШОС — 6 государств, АСЕАН — 10) эти многосторонние механизмы далеко не всеобъемлющи, если речь идет об АТР.

Общую картину интеграционного сотрудничества в АТР можно охарактеризовать следующими основными чертами.

Во-первых, в последние 10-12 лет в регионе происходит беспрецедентная активизация многосторонней дипломатии в целом и создания новых интеграционных «площадок», в частности. Это — ответ на вызовы и возможности процесса глобализации. При этом нарастает также интенсивность двусторонних связей и контактов, причем многие вопросы двусторонней повестки дня решаются в рамках или «на полях» многосторонних мероприятий.

Во-вторых, консультационно-переговорный процесс в АТР имеет несколько полюсов притяжения, что вызвано историко-цивилизационными особенностями региона. В т. н. «Восточной Азии» это — механизм «АСЕАН плюс», в Северо-Восточной Азии — шестисторонние переговоры по ЯПКП, в Центральной Азии — ШОС. Все эти переговорные схемы имеют зоны взаимного пересечения, как по содержанию обсуждаемых вопросов, так и по составу участников.

Эта взаимопересекаемость создает объективную основу для развития сетевой дипломатии, полезного взаимодействия работающих в АТР новых интеграционных объединений.

Первой организацией, уловившей целесообразность такого сетевого взаимодействия, стала ШОС, созданная в 2004 г. Представляется, что развитие сетевого многостороннего сотрудничества в регионе с учетом его специфики станет одной из главных магистралей консультационно-переговорного процесса в АТР.

В-третьих, резко активизировались различные форматы межрегионального взаимодействия.

В-четвертых, важнейшим фактором, в целом удерживающим процессы многосторонней дипломатии АТР в рамках международного права и способствующим стабильности в регионе, является то, что практически все действующие здесь крупные объединения в своих документах безоговорочно признают центральную роль ООН, как единственной в мире универсальной организации, в поддержании международного мира и безопасности и в своей работе строго руководствуются Уставом ООН.

В-пятых, в самое последнее время наблюдается еще одна тенденция — попытки создать универсальную многостороннюю «площадку» для АТР. В 2008 г. премьер-министр Австралии К.Радд выдвинул инициативу формирования «Азиатско-Тихоокеанского сообщества» (АТС), которая в настоящее время весьма активно обсуждается в регионе. На сегодня, пожалуй, самым представительным объединением в АТР является АТЭС.

Но все же этот влиятельный форум не является всеохватывающим в региональном масштабе. Кроме того, он изначально задумывался как механизм сотрудничества по торгово-экономическим вопросам. Правда, в последние годы в связи с тем, что проблема международного терроризма создает угрозу экономическому благополучию стран и регионов, АТЭС занялся выработкой мер, противодействующих этой угрозе. Эти меры находятся в специфической финансово-экономической плоскости. Но даже такая «политизация» форума вызывает недовольство ряда его участников (для Китая деликатность данной ситуации состоит в том, что в АТЭС участвуют Тайвань и Гонконг).

Видимо, поэтому австралийские инициаторы создания АТС решили предложить не «универсализацию» АТЭС, а создание нового механизма. Австралийская идея пока вызывает неоднозначную реакцию в регионе.

Место и роль России в процессах многосторонней дипломатии в АТР в последние годы существенно возросли. Это отмечают практически все партнеры России в регионе. Москва проводит инициативную линию в ШОС, немало способствуя укреплению этой молодой, но уже пользующейся большим авторитетом организации. Серьезен российский вклад в работу АТЭС. Саммит этого форума в 2012 г. запланировано провести но Владивостоке (соответственно, Россия будет председательствовать в АТЭС в этом году), что должно послужить оживлению связей наших дальневосточных районов с соседями по региону.

В последние годы значительно активизировалось диалоговое партнерство России с АСЕАН. В 2005 г. состоялся первый саммит Россия — АСЕАН. Россия начала осуществлять конкретные проекты сотрудничества с Ассоциацией — этим ключевым звеном восточноазиатской интеграции. Стоит надеяться, что в ближайшем будущем будут удовлетворены официальные российские заявки на участие в ВАС и АСЕМ. Россия активно работает в таких важных многосторонних форматах, как Шестисторонние переговоры по ЯПКП, ДСА, СВМДА, РИК, БРИК, а также в межпарламентских объединениях в АТР — Азиатской парламентской ассамблее (АПА) и Азиатско-Тихоокеанском парламентском форуме (АТПФ).

В целом наши усилия в механизмах многостороннего сотрудничества в АТР должны способствовать «врастанию» России в новые интеграционные схемы и связи этого важнейшего для наших национальных интересов региона.

Поэтому немалый интеллектуальный вклад, который российская дипломатия внесла в развитие консультационно-переговорного процесса в АТР за последнее десятилетие, абсолютно оправдан и мотивирован с точки зрения жизненно важных интересов России. Растет и экономическое российское присутствие в этом регионе, в том числе по линии частного предпринимательства. Правда, пока оно далеко не отвечает ни российским потребностям, ни поистине огромному потенциалу экономических связей России со странами АТР. Одна из центральных задач в этой связи — экономический подъем восточных регионов России.