Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Механизмы формирования врожденных аномалий разв...doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
10.09.2019
Размер:
303.62 Кб
Скачать

7.3 Влияние наркотиков на плод

Специальная литература достаточно широко описывает тератогенное действие наркотиков на эмбриогенез человека, однако статей все же несколько меньше, чем можно было бы ожидать. Связано это с тем, что о наркотиках серьезно заговорили лишь в начале 70-х годов когда выяснилось, что у наркоманов, потребляющих, например, вещества опийного типа (морфин, героин, метадон и т. д.), развивается стойкое бесплодие.

Было обнаружено, что даже однократное введение таких наркотиков значительно уменьшает количество вырабатываемых организмом половых гормонов. Правда, чувствительность женского организма к действию наркотических веществ значительно ниже, чем мужского.

Ситуации, когда женщина впервые пользуется наркотиком, лишь забеременев, наверное, крайне редки, применение наркотиков по медицинским показаниям в этот период еще реже и уж, во всяком случае, проходит под строгим контролем. Использование же их до зачатия делает наступление самой беременности весьма проблематичным. Другими словами, до тератогенеза дело в этом случае просто не доходит. А если

учесть еще и то соображение, что наркоманом обычно является не один из партнеров, а оба, то вероятность зачатия еще более снижается.

Если же беременная женщина все же употребляет опиаты — например, с медицинской целью, но без должного контроля, или если беременная - наркоманка, тогда резко возрастает вероятность рождения ребенка с расщеплением твердого нёба: зависимость между употреблением опиатов и возникновением волчьей пасти очень четкая.

Употребление наркотиков оказывает крайне неблагоприятное воздействие на течение беременности, развитие плода. Часто наблюдаются самопроизвольные аборты, преждевременные роды, задержка внутриутробного роста и внутриутробная гибель плода, преждевременная отслойка плаценты, дефекты развития конечностей, аномалии мочевыводящих путей, перинатальный инсульт головного мозга.

Наркоманы также часто страдают заболеваниями, передающими половым путем, что связано с неразборчивостью в половых связях и сексуальными услугами в обмен на наркотики.

В акушерской практике особенно участились случаи беременности на фоне постоянного приема кокаина в связи с доступностью крэка — недорогой высокоочищенной формы кокаина, названного так из-за хрустящего или скрипящего звука, возникающего при нагревании кристаллов. Кокаин курят, вдыхают или вводят внутривенно.

При употреблении кокаина у беременной возникают неврологические осложнения; судороги, разрывы сосудов головного мозга, послеродовая аневризма сосудов головного мозга; сердечно-сосудистые осложнения: инфаркт миокарда, гипертензия, аритмии, внезапная смерть; инфекционные: при в/в введении у беременных повышен риск развития бактериального эндокардита, ВИЧ-инфекции.

А как же выглядят дети, матери которых - кокаинистки? Вот небольшая цитата из американского журнала "Ньюсуик": "Маленький Гильермо, только что родившийся в терапевтическом центре Броварда в Форт-Лодердейле, безостановочно плачет. Он непрерывно дергается, а когда к нему прикасаются, начинает биться в конвульсиях. Малыш не в состоянии зафиксировать на чем-либо свой взгляд, он не может высунуть язычок, не может сосать грудь. Недельный Гильермо, появившийся на свет у женщины, которая пристрастилась к кокаину, с рождения — наркоман.

Неподалеку от Гильермо лежит мальчик по имени Пол. Его держат в инкубаторе, крохотное тельце опутано трубками, через которые поддерживается жизнедеятельность организма. Для дыхания ему нужен респиратор. Каждый день малышу делают пункции, чтобы откачать жидкость, скапливающуюся в мозге. Ему только два месяца, а у него уже было два инсульта".

Инсульты и респираторные заболевания вообще характерны для детей матерей-кокаинисток. Однако, как можно заключить из приведенного только что отрывка, вполне возможна и гидроцефалия. Если такой новорожденный избежал инсульта, гидроцефалии, если не умер в первые месяцы жизни от синдрома внезапной смерти (смертность таких детей вообще значительно превышает среднестатистическую), то поведенческих отклонений в дальнейшем ему не избежать, иначе говоря, дети матерей-кокаинисток имеют серьезные нарушения психики. Кроме того, кокаин вызывает перенапряжение мышц, а оно у беременной женщины приводит к отслоению плаценты от матки, в итоге же — преждевременные и значительно осложненные роды. Кстати, у мышей кокаин вызывает обширнейший набор аномалий развития — начиная с дефектов глаз и кончая нарушениями строения почек, половых органов, скелета.

Кроме кокаина существуют и другие средства, вызывающие привыкание и оказывающие неблагоприятное влияние на эмбриогенез и течение беременности.

В начале 40-х годов нашего столетия швейцарские химики работали с выделенными из спорыньи (гриб, поражающий злаки) веществами, которые часто применяются в акушерстве и гинекологии. Случайно в организм одного из исследователей попало незначительное количество одного из производных активного начала спорыньи, и на последующие полчаса он потерял всякое представление о времени и пространстве, очутившись во власти галлюцинаций.

Вскоре была определена химическая формула этого галлюциногенного вещества — им оказался диэтиламид лизергиновой кислоты, известный теперь всему миру под названием ЛСД.

Из США ЛСД довольно быстро проник в Европу. И уже в середине 60-х годов в Англии было официально зарегистрировано рождение ребенка с пороками развития, его мать оказалась ЛСД-наркоманкой. Новорожденный имел уродливую и неправильно прикрепленную к туловищу ногу, деформированную стопу с тремя пальцами.

Разумеется, уродство ребенка и наркомания матери могли быть простым совпадением — один случай ничего не доказывает, тем более, что дефекты нижних конечностей не такая уж редкость. Однако о сходных наблюдениях вскоре было сообщено в ряде американских журналов. Результаты предпринятых на животных экспериментов однозначно подтвердили: воздействие ЛСД на беременных крыс в период развития и формирования у эмбрионов конечностей вызывает серьезнейшие дефекты в их строении.

Блокированием развития конечностей действие ЛСД не ограничивается: у плода часто возникают аномалии головного и спинного мозга, функциональные нарушения печени, и, конечно, как и большинство тератогенов, ЛСД повышает число самопроизвольных абортов и мертворождений.

Все это далеко не новые данные, уже более двадцати лет назад была обнаружена даже мутагенная активность ЛСД, но и поныне рождаются от матери-ЛСД-наркоманки дети с уродствами конечностей и нервной системы, нередки вообще несовместимые с жизнью уродства, не являются исключением и хромосомные аномалии во всех клетках новорожденного.

Другое вещество, под названием «марихуана», также является тератогенным для организма человека.

У женщин, курящих марихуану во время беременности повышена частота: выкидышей, преждевременных родов, кровотечения.

Героин (особенно недостаточно очищенный) часто обладает выраженным тератогенным эффектом. Основное неблагоприятное действие на плод при употреблении героина состоит в развитии выраженного синдрома отмены у новорожденного, что в 3-5% случаев приводит к гибели ребенка. Метадон (аналог героина) обладает такими же свойствами.

Если по способности вызывать наркотический эффект наркотики можно в возрастающей последовательности расположить так: барбитураты, опиаты, гашиш,— то по выраженности тяжести последствий (возникновение психической и физической зависимости, привыкание, проявление антисоциального поведения, деградация личности) их ряд будет иным — опиаты, гашиш, барбитураты.

К сожалению, неблагоприятные последствия возникают не только у самого наркомана, но и у плода, если снотворными и успокаивающими средствами злоупотребляет беременная женщина. Барбитураты, как считают все врачи, в случае беременности должны назначаться с большой осторожностью, только при острой необходимости.

К веществам типа барбитуратов относится, например, широко употребляемое в наши дни успокоительное средство диазепам (он же седуксен, реланиум, сибазон). Тератогенностьдиазепама для человека, судя по всему, можно считать доказанной. Уже говорилось, что наиболее опасным оказывается применение лекарств, обладающих потенциальной тератогенной активностью, в первой трети беременности. Диазепам, конечно, не исключение: при приеме его в определенный (критический) срок он может вызвать недоразвитие у зародыша диафрагмы или желчного пузыря.

Барбитураты очень быстро проникают через плаценту — они обнаруживаются в организме плода уже через несколько минут после введения их матери. Кстати, то же наблюдается и при введении морфина.

Эти вещества накапливаются в тканях мозга, печени и других важных органах плода. Причем разрушение наркотических препаратов у зародыша протекает медленнее, чем у взрослых, из-за незрелости его ферментативных систем и антитоксической функции печени. Поэтому в организме плода медленно и недостаточно полно происходит обезвреживание лекарственных веществ и продуктов их распада. Естественно, что при частом приеме наркотика он может накапливаться у зародыша и достигать токсического и тератологического уровня.

Вещества-транквилизаторы (то есть вещества, оказывающие успокаивающее действие) тоже способны вызывать привыкание и лекарственную зависимость. К ним относятся, например, мепробамат и элениум. Анализ, проведенный в университетских клиниках США на большом количестве беременностей, позволил установить, что и эти препараты повышают вероятность возникновения аномалий развития и внутриутробной гибели плода. В экспериментах на культурах тканей (из клеток человека) выяснено, что некоторые транквилизаторы могут тормозить клеточное деление или вызывать хромосомные нарушения. Нетрудно представить себе, к чему это приведет, если такие отклонения будут возникать в половых клетках.

Тератогенным оказался и другой достаточно широко распространенный противокашлевой препарат — кодеин (его наркотические свойства были доказаны еще в 30-е годы, но до начала 60-х годов в СССР он отпускался в аптеках без рецепта; впрочем, как наркотик он в нашей стране практически не использовался).

Показано, что прием кодеина в течение первых полутора месяцев беременности может привести к пороку сердца у ребенка — к значительному недоразвитию трехстворчатого сердечного клапана.

Но тератогенным эффектом наркотика, принимаемого в критические для развития различных органов периоды,- дело не ограничивается: транквилизаторы, если ими злоупотребляют незадолго до родов (то есть тогда, когда об индуцировании уродства говорить уже не приходится), могут стать причиной серьезных осложнений, связанных с понижением температуры тела новорожденного, с нарушениями у него дыхания и нормальной работы нервной системы.

Опиаты, диазепам и кокаин — вещества, тератогенная активность которых если и не исследована до конца, во всех проявлениях, то, по крайней мере, понятна. Хотя бы в первом приближении ясно, какие последствия от этих веществ можно ожидать. Однако использование "средств, вызывающих зависимость", перечисленных в девятом пункте списка ВОЗ, таит в себе, очевидно, опасность, размеры и формы которой мы пока не представляем. Весьма вероятно, что по тератогенности эти вещества с лихвой превзойдут все другие существующие наркотики.