Идея мировой революции.
Во время Брестских переговоров Троцкий не сомневался в грядущем революционном взрыве в Европе. Как уже отмечалось, сам он во многом участвовал в революционной пропоганде и всячески старался ускорить приближние европейской революции, затягивая переговоры. После провала мирных пеерговоров в Бресте его вера не угасла. В годы гражданской войны Троцкий постоянно интересовался состоянием международного революционного движения, активно участвовал в работе Исполкома Коминтерна, часто принимал делегации зарубежных коммунистов и рабочих118. В августе 1919 года он обратился в ЦК партии с письмом, в котором разработал подробнейший план «переброски» революции в Азию. Он предложил создать конный корпус и направить его в Индию. В октябре 1919 года Троцкий выступил с предложением «советизации» Прибалтийских государств. Он настаивал на немедленном начале войны с Эстонией для восстановления в ней свергнутой к тому времени большевистской власти119. В 1923 г. он предложил послать регулярные части Красной Армии в Германию120.
Предлагая свою формулу «ни мира, ни войны», Троцкий не верил в реальность наступления германских войск. Даже после того, как Чернин предупредил его о том, что немцы готовятся наступать, он остался при своем мнении121. Угроза взятия Петрограда и потери власти не изменили решения Троцкого. Он выступал против подписания какого-то ни была мира с империалистическим государством и даже был готов принять поражение от немецев. Если советское государство не способно дать отпор притязаниям империалистов, значит, оно должно уйти в подполье. Он не считал, что уход оказался бы катастрофой для революционного движения. Так, на VII съезде он заявил, что «европейский пролетариат более, чем русский, созрел для социализма»122 и именно ему суждено продолжить дело русской революции. Как отмечает Волкогонов, в русской революции он видел видел великий Пролог мирового пожара123. Еще в интервью, данном Дж. Риду 17 октября, накануне октябрьской революции, он выдвинул идею создания «соединенных штатов Европы»: «Европейская федеративная республика, Соединенные Штаты Европы – вот что должно быть. Национальная автономия уже недостаточна. Экономический прогресс требует отмены национальных границ. Если Европа останется раздробленной на национальные группы, то империализм будет продолжать свое дело. Дать мир всему миру может только Европейская федеративная республика, но без выступления европейских масс эти цели не могут быть достигнуты пока…»124.
Идея общеевропейской, а в глобальных масштабах и мировой революции легла в основу его теории перманентной революции. Ее основные положения сводятся к следующим: «Завершение социалистической революции в национальных рамках немыслимо. Социалистическая революция начинается на национальной арене, развивается на интернациональной и завершается на мировой. Она не получает своего завершения до окончательного торжества нового общества на всей планете. Построение самостоятельного социалистического общества невозможно ни в одной из стран мира»125. Стоит отметить, что в мировую революцию верило все руководство большевистской партии, Троцкий не составлял исключения.
С окончанием гражданской войны большевистские вожди с горечью убедились, что желанная, так ожидаемая мировая революция не свершилась. В этих условиях нужно было определиться со своей, российской. Способна ли она выжить? Можно ли социализм строить в одной стране? Есть ли у него перспективы в национальных рамках? Троцкий отрицательно отвечал на эти вопросы. Он не хотел верить в возможность победы социализма в одной стране. Завершение процесса он видел лишь в глобальном масштабе126. Отмечая спад революционной волны во многих странах, он доказывал, что это временный спад. Троцкий не мог представить, что русская революция будет десятилетиями выживать в изоляции127. Как пишет Дойчер, после того как волна коммунистических настроений в Европе отхлынула назад и большевистская Россия закрылась в своем панцире, Троцкий оказался «опозоренным и осмеянным пророком совершенного абсурда»128.
Сталин в 1925 году на XIV конференции РКП (б) провозглосил курс на построение социализма в отдельно взятой стране. С этого времени он стал обвинять тех, кто отрицал возможность построения социализма в СССР в капитулянтстве и пораженчестве, врагом номер один стал Троцкий129. Идея мировой революции, в которую также искренне верил и новый вождь, стала осуществляться Сталиным после Второй мировой войны. Социалистические революции одержали победу почти в двух десятках стран Европы, Азии и Америки. Тем самым главное объективное ограничение победы социализма в СССР отпало130. Однако образование социалистической системы в некоторых странах Европы не привело к победе социализма. Почему? В.З Роговин считает, что, прежде всего потому, что сталинская система скомпрометировала себя в масштабах всего социалистического лагеря тоталитарным характером режима. Капитализм же сумел извлечь уроки из своих ошибок и осуществить глобальную социальную перестройку в своих странах. В результате чего капиталистические страны вышли на путь нового экономического подъема, а социалистические вернулись в лоно капитализма131.
Итак, во время Брестских переговоров Троцкий руководствовался идеей мировой революции. На нее он опирался, выступая против подписания мира. Он искренне верил в скорую победу европейской революции и пытался всячески ускорить ее. С точки зрения Троцкого, общеевропейская революция имеет первостепенное значение, так как она должна дать толчок к мировой революции. Русская – лишь одна из ее составяющих. Гибель русской революции не означает гибель общеевропейской. Так поскольку социализм может существовать только в общемировом масштабе, построить социалистическое общество в одной стране невозможно, тем более в России, которая по уровню экономического развития значительно отстает от Запада. В исторической перспективе идея Троцкого не оправдала себя, даже после Второй мировой войны, когда для ее осуществления были созданы все условия. Установление мирового социализма не произошло.