- •Глава 1. Теоретико – правовые основы договора перевозки автомобильным
- •Глава 1. Теоретико – правовые основы договора перевозки автомобильным транспортом
- •1.1. Понятие, характеристика, правовое положение сторон договора перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом
- •1.2. Договор перевозки автомобильным транспортом по советскому гражданскому праву
- •1.3. Действующее законодательство, регулирующее договор перевозки автомобильным транспортом
- •Глава 2. Некоторые проблемы, связанные с исполнением обязательств по договору перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом
- •2.1. Предмет договора перевозки грузов автомобильным транспортом
- •2.2. Особенности договора перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом
- •2.3. Квалификация специалистов и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом
- •Заключение
- •Приложение № 3
- •Приложение № 6
1.3. Действующее законодательство, регулирующее договор перевозки автомобильным транспортом
Нормы о договоре перевозки, как, впрочем, и об иных видах договорных обязательств, были включены в раздел IV Гражданского кодекса Российской Федерации, который в качестве части второй Гражданского кодекса был принят государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 декабря 1995г. и введен в действие с 1 марта 1996г.(СЗ РФ. № 5. 1996г. ст.411).
Уже в первых комментариях к части второй Гражданского кодекса РФ обращалось внимание на значительное своеобразие главы 40 Гражданского кодекса РФ о договоре перевозки. Правовое регулирование в Гражданском кодексе отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что положениям, регулирующим столь сложные обязательства, как перевозка, законодатель посвятил лишь 14 статей (для сравнения, глава 30 Гражданского кодекса РФ о купле-продаже насчитывает более 100 статей). Дело в том, что основной пласт взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно регулируется транспортными уставами и кодексами. Что же касается кодифицированных гражданско – правовых актов, то они, также традиционно, всегда включали в себя лишь отдельные принципиальные положения, определяющие систему правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа, а в остальном отсылали к транспортным уставам и кодексам.
Сохранение такого методологического подхода в новом Гражданском кодексе РФ оправдано еще и по той причине, что в соответствии с ним новые транспортные уставы и кодексы могли быть приняты на уровне федерального кодекса РФ о договоре перевозки. Правовое регулирование в Гражданском кодексе отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что положениям, регулирующим столь сложные обязательства, как перевозка, законодатель посвятил лишь 14 статей (для сравнения, глава 30 Гражданского кодекса РФ о купле-продаже насчитывает более 100 статей). Дело в том, что основной пласт взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно регулируется транспортными уставами и кодексами. Что же касается кодифицированных гражданско – правовых актов, то они, также традиционно, всегда включали в себя лишь отдельные принципиальные положения, определяющие систему правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа, а в остальном отсылали к транспортным уставам и кодексам.
Сохранение такого методологического подхода в новом Гражданском кодексе РФ оправдано еще и по той причине, что в соответствии с ним новые транспортные уставы и кодексы могли быть приняты на уровне федерального закона, что должно было гарантировать как единообразие правового регулирования сходных отношений, складывающихся при перевозке грузов разными видами транспорта, так и разумность и справедливость правил, регламентирующих перевозку для всех участников соответствующих отношений.
Правильность указанного подхода позже неоднократно подчеркивалась в различных исследованиях, посвященных договору перевозки.
Например, О.Н. Садиков указывает: «Наличие в сфере транспорта системы законодательных актов об отдельных его видах обусловлено значительными транспортно – технологическими и правовыми особенностями в организации перевозок на отдельных видах транспорта, а также большим объемом нормативного регулирования в данной области. Это делает нецелесообразным объединение правовой регламентации транспортных операций в рамках одного закона».
Аналогичного мнения придерживается Н.С. Ковалевская, которая пишет: «Правовое регулирование отношений по перевозке в наиболее общей форме закреплено в главе 40 Гражданского кодекса РФ (ст.784-800). Однако специфика деятельности транспортных организаций в зависимости от вида транспорта существенно влияет на условия перевозки. Именно поэтому особенности правовой регламентации транспортных договоров на различных видах транспорта закреплены в специальном транспортном законодательстве»1
Вместе с тем, как отмечал Г.П. Савичев, «значение нового Гражданского кодекса РФ в регулировании перевозок грузов нельзя недооценивать. Гражданский кодекс расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки. В соответствии с Гражданским кодексом РФ все транспортные уставы и кодексы принимаются на уровне федерального закона; в Гражданский кодекс РФ впервые включена специальная статья об ответственности перевозчика применительно ко всем видам общественного транспорта; изменен претензионно - исковой порядок урегулирования споров, возникающих из перевозки грузов»2.
В то время, когда принимался и вводился в действие Гражданский кодекс РФ (часть вторая), на территории Российской Федерации применялись ранее принятые транспортные уставы и кодексы. Все они сохраняли свое действие на территории Российской Федерации с учетом правил, предусмотренных ст.4 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ», впредь до принятия и введения в действие новых транспортных уставов и кодексов – федеральных законов. Естественно, названные транспортные уставы и кодексы применялись в части, не противоречащей нормам, содержащимся в главе 40 Гражданского кодекса РФ.
Итак, по действующему Гражданскому кодексу РФ перевозка грузов,
пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Гражданский кодекс РФ расширил сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки, об этом свидетельствует правило о том, что условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п.2 ст.784 ГК РФ).
Основной договор, опосредующий перевозки грузов – это договор перевозки грузов, сконструированный в Гражданском кодексе РФ, как и прежде, по модели реального договора.
Наряду с договором перевозки конкретного груза, когда предметом договора является доставка указанного груза в пункт назначения и выдача его получателю, Гражданский кодекс РФ предусматривает и в определенной степени регулирует договоры об организации перевозок и договоры между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов (на автомобильном транспорте – годовые договоры).
В соответствии с Гражданским кодексом РФ регулирование договоров между организациями различных видов транспорта об организации работы по обеспечению перевозки грузов может осуществляться транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами. Поэтому в этой области правовое регулирование должно быть поднято, как минимум, на уровень постановления Правительства РФ, что позволило бы избежать ведомственного нормотворчества.
Особое место в регулировании отношений, связанных с перевозкой, занимает договор перевозки пассажира.
Главная особенность договора перевозки пассажира заключается в том, что в качестве его стороны, потребляющей услуги по перевозке, выступает гражданин.
Именно для этих и им подобных правоотношений законодатель в Федеральном законе «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрел, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
В Гражданский кодекс РФ включена самостоятельная статья об ответственности за нарушение обязательств по перевозке, содержащая положения, распространяющиеся на перевозки всеми видами транспорта. Ранее подобные нормы содержались лишь в транспортных уставах и кодексах применительно к перевозке соответствующими видами транспорта.
В Гражданский кодекс РФ не могли быть включены нормы об ответственности за все виды нарушений договорных обязательств по перевозке. Это является предметом регулирования для транспортных уставов и кодексов. Вместе с тем, следуя традиции кодифицированных гражданско – правовых актов, Гражданский кодекс РФ содержит статьи об ответственности за неподачу транспортных средств перевозчиком и неиспользование поданных транспортных средств отправителем, а также за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст.ст. 794, 796 ГК РФ).
В отличие от ранее действовавшего общегражданского законодательства, Гражданский кодекс РФ предусмотрел перечень оснований освобождения перевозчика и грузоотправителя от ответственности за неподачу транспортных средств либо неиспользование поданных транспортных средств, имеющий распространение на отношения грузоотправителей с транспортными организациями всех видов транспорта.
К числу таких оснований относятся: непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военные действия; прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, осуществленные в соответствии с порядком, установленным транспортными уставами и кодексами; иные обстоятельства, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.
В Гражданский кодекс РФ включено правило, позволяющее во всех случаях определить стоимость сданного к перевозке груза или багажа, а следовательно размер ущерба, подлежащего возмещению перевозчиком при необеспечении его сохранности. Суть этого правила заключается в том, что необходимо исходить из цены, указанной в счете продавца (поставщика) или предусмотренной соответствующим договором, а при отсутствии такой цены берется во внимание цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
В п.4 ст.796 Гражданского кодекса РФ содержится еще одна новелла, имеющая принципиальное значение в деле повышения ответственности перевозчика за необеспечение сохранности перевозимого груза (багажа). Имеется в виду норма, согласно которой коммерческий акт и другие документы о причинах несохранности груза или багажа, составленные перевозчиком в одностороннем порядке, должны оцениваться судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.
Существенным образом изменен Гражданским кодексом РФ и претензионно – исковой порядок урегулирования споров, возникающих из перевозок грузов или багажа.
Заслуживает быть отмеченным уже сам факт сохранения Гражданским кодексом РФ претензионного порядка урегулирования споров. Данное обстоятельство нашло отражение в тексте Гражданского кодекса РФ в виде положения о том, что до предъявления перевозчику иска, вытеающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Необходимость сохранения претензионного порядка очевидна: транспортные организации имеют в качестве своих клиентов тысячи организаций – грузо –владельцев, поэтому при возникновении конфликтов они должны иметь возможность разобраться в сложной документации, объявить при необходимости розыск груза, запросить сведения иных транспортных организаций, учавствовавших в перевозке груза.
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, был увеличен Гражданским кодексом РФ до одного года, вместо двух месяцев, как это было определено ранее действовавшим транспортным законодательством.
В Гражданском кодексе РФ имеется также отдельная статья, предусматривающая ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира (ст.1064 ГК РФ). В этих случаях ответственность перевозчика по правилам, предусмотренным главой 59 Гражданского кодекса РФ «Обязательства вследствие причинения вреда».
Как отмечалось ранее, в Гражданский кодекс РФ были включены лишь основные положения, регулирующие договор перевозки, которые представляют собой правила, применимые в равной степени к отношениям, связанным с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. В этом смысле положения о договоре перевозки, сосредоточенные в главе 40 Гражданского кодекса РФ, представляют собой некий свод правил, вынесенных за «скобки», подлежащих применению ко всем видам перевозок. Тем самым обеспечивается единообразное регулирование сходных по существу отношений, складывающихся при перевозках грузов, пассажиров и багажа, осуществляемых всеми видами транспорта. Остальной массив правоотношений, связанных с перевозками, подлежит регулированию иными федеральными законами, и в первую очередь – транспортными уставами и кодексами.
8 ноября 2007г. вышел Федеральный Закон от 08.11.2007г. «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» № 259-ФЗ, благодаря чему система правового регулирования договора перевозки может считаться завершенной, так как транспортная деятельность на остальных видах транспорта так или иначе была урегулирован на российским законодательством путем принятия новых транспортных уставов и кодексов в связи с введением в действие нового Гражданского кодекса, тогда как работа над проектом нового устава автомобильного транспорта затянулась вплоть до 2007 года. Все это время, то есть до 8 ноября 2007г., сохранял силу принятый ранее Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров от 8 января 1969г. № 12. Он применялся в части, не противоречащей главе 40 Гражданского кодекса РФ.
Следующий уровень правового регулирования договора перевозки – утверждаемые транспортными министерствами и ведомствами правила перевозок грузов и пассажиров. На автомобильном транспорте, это: Приказ Минтранса РФ от 08.08.1995г. «О правовом регулировании перевозок грузов автомобильным транспортом» № 73; «Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом» утв. Минавтотрансом РСФСР от 30.07.1971г.; «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009г. № 112.
Действовавшие ранее правила перевозок грузов различными видами транспорта до настоящего времени сохраняют свою силу, однако сфера их применения постепенно сокращается. После принятия Гражданского кодекса РФ (части второй) названные правила могли применяться в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ, затем, после введения в действие новых транспортных уставов и кодексов – также в части, не противоречащей и указанным законам.
В связи с переходом России к рыночным отношениям важное место в регулировании транспортной деятельности, в частности, осуществляемой автомобильным транспортом, заняли международные транспортные соглашения и конвенции.
Наиболее значимыми являются: Конвенция ООН 1980г. «О международных смешанных перевозках грузов»; Европейское соглашение 1975г. « О международных автомагистралях »; Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров 1972г.; Женевская конвенция от 19 мая 1956г. «О договоре международной дорожной перевозки грузов», которая «применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством автомобилей, когда указанные в договоре место принятия к перевозке груза и место, предусмотренное для сдачи грузов, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участвующей в Конвенции»1.
Данная Конвенция применяется также в том случае, если перевозки, входящие в область ее применения, производятся государствами или правительствами, учреждениями или организациями.
Российская Федерация также производит контроль за осуществлением международных перевозок автомобильным транспортом. Например, существует Федеральный закон от 24 июля 1998г. «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» № 127-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы мер по усилению государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами, принадлежащими как российским, так и иностранным перевозчикам, ответственность за нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка, а также права и ответственность органов и их должностных лиц, уполномоченных проводить контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок.
