Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
259_10_2009.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
428.03 Кб
Скачать

2. Участие военных организаций в имущественном обороте

Обязательственные правоотношения оформляют переход вещей и иных объектов гражданских правоотношений от одних участников (субъектов) к другим, то есть собственно гражданский оборот (динамику гражданских правоотношений). Участвуя в договорных и внедоговорных (в первую очередь деликтных) правоотношениях субъект гражданского права реализует те возможности, которые дает ему обладание гражданской правосубъектностью.

Среди важнейших элементов гражданской правосубъектности выделяют возможность приобретения обязательственных прав и обязанностей, обеспечивающих обмен имущественными благами, перемещение товаров и услуг, имущественный оборот, то есть гражданскую дееспособность. В этой связи в традиционном понимании понятия субъекта права сливаются две основные характеристики: это, во-первых, возможность участия в различных правоотношениях и, во-вторых, реальное участие в них.

Как отмечалось, наиболее весомым элементом гражданской дееспособности является сделкоспособность. Поэтому представляется необходимым рассмотреть вопрос о том, какими рамками ограничена сделкоспособность воинской части.

Поскольку военные организации являются организациями государственными, то и имущество, закрепленное за ними, является федеральной собственностью. В соответствии со ст.ст.125, 214 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Военные организации в полном соответствии со ст.298 ГК РФ не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенным им по смете.

Так, при наличии в воинских частях имущества, подлежащего высвобождению, его реализация должна осуществляться в соответствии с Порядком высвобождения недвижимого военного имущества38 и Правилами высвобождения и реализации движимого военного имущества.39

Но имущество, которое формально имеется у воинской части, в то же время является собственностью не воинской части; это имущество передано собственником - государством военным организациям и закреплено за последними на праве оперативного управления. Сами воинские части никаким самостоятельным вещным правом, отличным от права государства, на данное имущество не обладают. Поэтому в силу ст.ст.296, 298, 299 ГК РФ воинская часть распоряжаться таким имуществом может только с разрешения собственника имущества (т.е. государства), либо лица (органа), уполномоченного собственником. В качестве такого органа, уполномоченного собственником - государством, было определено Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом,40 а также федеральный орган исполнительной власти, которому подведомственны военные организации, то есть Министерство обороны РФ.

Полномочия последнего обусловливаются в том числе и наличием специальных полномочий Министерства обороны, которыми оно обладает по отношению к воинским частям. Воинская часть в своей повседневной деятельности полностью подотчетна и подконтрольна Министерству обороны Российской Федерации и Министерство обороны может в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества осуществлять контроль за деятельностью воинских частей и давать им обязательные для исполнения указания.

В соответствии с Порядком высвобождения военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов,41на воинские части возлагается ежегодное проведение инвентаризации, после чего они направляют в Министерство обороны перечень военного имущества, подлежащего высвобождению (п.5 Порядка). Решение о высвобождении военного имущества принимает Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по представлению Министерства обороны. После этого участие воинской части в процессе реализации высвобождаемого военного имущества сводится только к обеспечению сохранности указанного имущества (п.3 Порядка) и передаче этого имущества купившему его лицу (п.3, п. 15 Порядка). Непосредственно же реализацией военного имущества занимается Управление имущества силовых ведомств и судебных органов, его отделения или назначенные им представители.

Что касается денежных средств, получаемых от реализации и использования высвобождаемого военного имущества, то 100 % получаемых средств зачисляется в федеральный бюджет42. Таким образом можно говорить об участии в правоотношениях по реализации и использованию высвобождаемого военного имущества, наряду с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом также и Министерства обороны Российской Федерации. В то же время воинские части исключены из участия в данных правоотношениях, выступая в них лишь как представители Министерства обороны, то есть представителя собственника.

Но совсем иная ситуация складывается при использовании военными организациями денежных средств, как выделенных им по смете Министерства обороны, так и полученных от разрешенных видов приносящей доходы деятельности.

В силу специфики их деятельности, обеспечение потребностей военных организаций на боевую подготовку, хозяйственные и культурно-бытовые нужды, содержание и эксплуатацию вооружения, боевой техники и имущества производимое соответствующими главными и центральными управлениями Министерства обороны, Управлениями Видов Вооруженных Сил управлениями, отделами и службами военных округов (то есть довольствующими службами), осуществляется, в первую очередь, путем отпуска материальных ценностей в натуре, но может осуществляться и путем отпуска денежных средств на указанные цели для самостоятельного вступления военной организации в имущественный оборот43. При этом военная организация, получившая от довольствующего органа денежные средства, должна соблюдать финансовую дисциплину, среди основных требований которой выделяются следующие требования:

1.Расходование денежных средств производится на те надобности, на которые они отпущены; не допускается использование денежных средств на цели, не обеспеченные соответствующими ассигнованиями, или на приобретение излишних либо ненужных материальных ценностей; бюджетные средства могут расходоваться только в течение данного бюджетного года;

2.Договоры на поставку военным организациям материальных ценностей, оказания услуг и выполнения работ могут заключаться только при наличии у военной организации денежных средств на эти цели;

3.Расчеты по договорам осуществляются, как правило, в безналичном порядке через территориальное отделение Федерального казначейства, в котором у военной организации открыт расчетный счет.

Следует еще раз подчеркнуть, что несмотря на то, что военные организации имеют право и возможность вступать в обязательственные правоотношения, это право не безгранично и осуществляется, за небольшими исключениями, путем использования в гражданском обороте только денежных средств, выделенных военной организации по смете, или ее внебюджетных средств.

После перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета порядок открытия в учреждениях Банка России или кредитных организациях организациям, финансируемым из федерального бюджета, счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также счетов, поступающих во временное распоряжение бюджетной организации, определенный Центральным банком РФ, позволяет сделать вывод о том, что военные организации обязаны открывать все счета по учету средств, полученных от осуществления разрешенных им видов предпринимательской и иной приносящей доход деятельности только в органах Федерального казначейства, и могут открывать в кредитных организациях только счета по учету средств, поступающих в их временное распоряжение, и подлежащих при наступлении определенных условий возврату владельцу или передаче по назначению в установленном порядке (но только с разрешения органа Федерального казначейства, в котором у них открыт счет). 44

На федеральном уровне установлено, что заключение организациями и учреждениями, финансируемыми из федерального бюджета на основании смет доходов и расходов (то есть и военными организациями в том числе) договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, имеет две особенности:

  1. Производится в пределах утвержденных таким организациям ассигнований из федерального бюджета;

  1. Подлежит обязательному учету в территориальных органах Федерального казначейства, (в том территориальном органе, где у данной военной организации открыт лицевой счет).

Это означает, что военные организации могут заключать гражданско-правовые договоры, создавая для себя гражданские права и принимая гражданские обязанности. Но при этом они обязаны исходить из доведенных им в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Объем таких лимитов ни в коем случае не может быть превышен военной организацией.

Для того чтобы превышения лимитов все-таки не произошло, все обязательства, возникающие для военных организаций на основании заключаемых ими договоров, подлежат обязательному учету в органах федерального казначейства. Обязательства, не учтенные в органах федерального казначейства, исполнению за счет федерального бюджета не подлежат. А поскольку все счета военных организаций (за исключением счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение военной организации) могут быть открыты исключительно в органах федерального казначейства, то значит, что неучтенное в органах федерального казначейства обязательство военной организации вообще не будет ею выполнено.

Для открытия военной организацией счетов по учету средств, поступающих в ее временное распоряжение, она должна получить разрешение на открытие такого счета от органа федерального казначейства по месту своего нахождения. Основанием для получения данного разрешения является генеральное разрешение, выдаваемое Министерству обороны Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации. Министерство обороны, получив генеральное разрешение Министерства финансов, самостоятельно доводит до находящихся в его ведении военных организаций копию этого генерального разрешения, на основании которой территориальные органы Федерального казначейства и выдают разрешения военным организациям на открытие указанных счетов45.

Конечно, круг гражданско-правовых правоотношений, в которые вступают военные организации, не слишком широк, что объясняется специальным характером их правоспособности. Правоспособность военной организации не может быть такой же широкой, как правоспособность коммерческого юридического лица. Пределы специальной правоспособности военной организации обусловлены необходимостью централизованного снабжения Вооруженных Сил материальными средствами, необходимыми им для выполнения возложенных на них задач по обороне государства.

Военные организации, таким образом, не могут выйти за рамки прямо определенных в нормативных правовых актах ограничений их возможностей на участие в имущественных отношениях. Большинством из закрепленного за военными организациями имущества, они и вовсе лишены возможности распоряжаться посредством гражданско-правовых методов регулирования имущественных отношений. Но в то же время, используя выделенные ей по смете из федерального бюджета денежные средства, а также находящиеся в хозяйственном ведении (в «самостоятельном распоряжении») военной организации доходы, полученные от разрешенных видов приносящей доход деятельности, военная организация может вступать в разрешенные ей гражданские правоотношения.

Основным видом обеспечения военной организации материальными средствами является их централизованный отпуск натурой от вышестоящих довольствующих органов. Однако те материальные средства, которые не отпускаются натурой в порядке централизованного снабжения, или заготовка которых поручается воинской части (соединению), самостоятельно заготавливаются военной организацией путем заключения договоров на их поставку.

При этом военная организация должна соблюдать определенные правила:

  1. В зависимости от местных условий выбирать наиболее выгодный способ заготовки и поставщика;

  2. Заготовка через посредников запрещается;

  3. Количество заготавливаемых предметов не должно превышать потребности части (соединения) по существующим нормам снабжения, а общая стоимость заготавливаемого не должна превышать денежных средств, назначенных военной организации на расходы по данной заготовке;

  4. Заготавливаемые товары должны соответствовать государственным стандартам, техническим условиям или существующим описаниям;

  5. Заготовки осуществляются военной организацией на основании договоров с поставщиками или путем закупок через торговую сеть с соблюдением правил закупки товаров46.

Среди тех обязательственных правоотношений, в которые военные организации могут вступать, используя выделенные им бюджетные средства, можно выделить следующие: договоры на поставку материальных ценностей, выполнение работ и оказание услуг.

Причем, вступая в правоотношения по указанным договорам, военные организации выступают, как правило, в качестве покупателей и заказчиков. Так, воинские части самостоятельно вступают в правоотношения по договорам энергоснабжения (снабжения топливно-энергетическими ресурсами). В этих целях для них Министром обороны по согласованию с Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации утверждаются годовые объемы потребления (лимиты в натуральном и стоимостном выражении) электрической и тепловой энергии, а также природного газа, и расходы на энергоснабжение закладываются в их сметы. Денежные средства, предусмотренные сметой на оплату энергоснабжения военных организаций, должны поступать на счета последних ежемесячно. При необходимости военные организации имеют право заключать договоры на энергоснабжение и сверх установленных для них лимитов (сверх сумм, предусмотренных на эти цели в их сметах), оплачивая эти дополнительные энергоресурсы за счет внебюджетных средств.

Воинская часть может в пределах потребности, предусмотренной планами и сметами ремонта, производить закупки строительных материалов, для ремонта казарменно-жилищного фонда, лагерных построек, коммунальных сооружений, квартирного имущества и нужд боевой подготовки. В таком же порядке военная организация может производить заготовки по договорам купли-продажи или подряда предметов по продовольственной и вещевой службам, метизов, фурнитуры, инструментов и материалов для ремонта имущества военной организации.

Продовольственная служба военного округа по получении извещения о закупках продовольствия организует работу по заключению контрактов на поставку продовольствия.

Контракты на поставку продукции военным потребителям могут заключаться как продовольственной службой военного округа, так и продовольственными складами военного округа, воинскими частями (по решению начальника продовольственной службы военного округа)47.

Ремонтно-строительные работы, необходимые воинской части, которые она не может выполнить самостоятельно, могут выполняться третьими лицами на договорной основе.

Воинская часть может заключать договоры с санитарно-эпидемиологическими учреждениями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации для проведения дезинфекционных и дератизационных работ.

Еще одна особенность сделкоспособности воинской части состоит в том, что в тех случаях, когда военная организация выступает в качестве стороны, обязанной оплатить получаемые товары, выполненные работы или оказанные услуги, и оплата товаров, работ и услуг осуществляется за счет бюджетных средств, выделенных военной организации по смете, соответствующие договоры заключаются военной организацией не всегда от своего имени.

Если сумма, подлежащая уплате за поставляемые военной организации товары, выполняемые для нее работы или оказываемые ей услуги превышает 2000 минимальных размеров оплаты труда, то соответствующий договор (именуемый государственным контрактом) военная организация заключает не от своего имени, а от имени Российской Федерации.48

Государственные контракты, заключаемые военными организациями в таких ситуациях, имеют несколько особенностей:

  1. Размещаются на конкурсной основе (если иное не установлено федеральным законом);

  1. Одним из их существенных условий является условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта;

  1. Совокупность заключенных государственных контрактов представляет собой государственный заказ.

Но в то же время, поскольку закон предоставил военной организации (бюджетному учреждению) право заключить государственный контракт (пусть не от своего имени, но тем не менее самостоятельно, не прибегая к помощи иных вышестоящих государственных органов), ограничивая это право только объемом выделенных военной организации по смете бюджетных средств. В этой ситуации военная организация можно сказать совмещает функции и государственного заказчика по государственному контракту (по праву представительства) и получателя по договору поставки для государственных нужд.

Поэтому можно предположить, что несмотря на то, что основанием для возникновения отношений по поставке военной организации товаров, работ и услуг на сумму, превышающую 2000 минимальных размеров оплаты труда, является только государственный контракт, заключаемый от имени РФ, военная организация является самостоятельным участником возникающих обязательственных правоотношений.

Такой вывод подтверждается анализом положений ст.73 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой на военные организации (бюджетные учреждения) возлагается обязанность ведения реестров закупок товаров, работ и услуг. Данная статья не делает различия между закупками товаров, работ и услуг, производимыми на основании государственных контрактов и без заключения последних. Это позволяет прийти к выводу о том, что и в том и в другом случае возникновение и существование обязательственных правоотношений ставится в зависимость от воли именно самой военной организации. То есть в рамках выделенных ей по смете бюджетных ассигнований военная организация самостоятельно заключает договоры и участвует в порождаемых ими правоотношениях, несмотря на то, что в некоторых случаях при заключении договора действует от имени государства49.