Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
259_10_2009.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
428.03 Кб
Скачать

3. Особенности гражданской правосубъектности воинской части.

В связи с отсутствием законодательного регулирования в данной области длительное время ведутся споры о гражданской правосубъектности военных организаций, а именно: каков гражданско-правовой статус военных образований (можно ли их признать юридическими лицами, все ли они могут быть наделены статусом юридического лица, если нет - то какие именно).

Отсутствие четкого законодательного регулирования осуществления военными организациями деятельности в качестве субъектов гражданских правоотношений порождает немало споров. Прежде всего необходимо отметить, что воинские части и соединения являются основными организационно-составными элементами воинских формирований. Именно в воинских частях решается большинство вопросов боевой подготовки и административно-хозяйственной деятельности. Большинство ученых отмечает, что единственная возможная форма гражданской правосубъектности организации - это институт юридического лица. Данное положение закреплено и в Гражданском кодексе Российской Федерации - участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане, юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования21.

Для осуществления деятельности в качестве юридического лица организация должна пройти государственную регистрацию. Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, необходимым для создания нового субъекта права. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

Но выполняемые военными организациями функции неразрывно связаны с необходимостью сохранения государственной и военной тайны, а значит включение военных организаций в открытый для всеобщего ознакомления единый государственный реестр может нанести значительный ущерб безопасности государства.

Поэтому было бы логично предположить, что в законе о регистрации юридических лиц для военных организаций должен быть предусмотрен особый порядок регистрации в качестве юридических лиц, позволяющий соблюсти публично - правовые интересы охраны государственной тайны (проведение государственной регистрации военных организаций должно быть возложено на Министерство обороны Российской Федерации с тем, чтобы отсутствие государственной регистрации не привело к нарушению публичных государственных интересов). Также и при создании военных организаций Министерством обороны, являющемся федеральным органом исполнительной власти, они регистрируются этим органом, им присваивается наименование (действительное и условное), вручается боевое знамя.

Поэтому автор считает, что регистрация, проводимая Министерством обороны при создании воинских частей, сопряженная с присвоением им действительного и, при необходимости, условного наименования, является достаточным подтверждением наличия их государственной регистрации.

Для признания за общественным образованием как субъектом гражданского права волеспособности, оно должно быть организовано в единое целое. Но поскольку воинская часть, чья гражданская правосубъектность является предметом исследования, в принципе не может состоять из одного участника, то следует признать признак «организации», «организационного единства», действительно имеющим первостепенное значение.

К Вооруженным Силам и воинским частям признак «организации», «организационного единства» применим в силу указания п.1 ст. 10 Закона РФ от 31.05.96 г. № 61-ФЗ «Об обороне», причем закон называет все Вооруженные Силы единой организацией, а все отдельные подразделения - центральные органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, виды и рода войск, Тыл Вооруженных Сил, войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ - названы находящимися в составе этой организации.22

Федеральный закон от 12.07.1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» определил, что воинскими частями являются органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу (ст.2 Закона).

Таким образом, военнослужащие, составляющие военную организацию (воинскую часть), несмотря на то, что они проходят военную службу в Вооруженных Силах и подчиняются единому для всех руководству - руководству Министерства обороны (независимо от того, проходят ли они службу в Пограничных войсках или в Военно-Морском Флоте, дислоцируется ли их часть в Московской области или во Владивостоке), в то же время организованы в рамках отдельной воинской части, будучи связаны правоотношениями с данной конкретной воинской частью, обладают определенными правами, связанными с прохождением службы именно в этой а не в какой-либо другой части, и несут определенные специфические обязанности, возникающие для них в связи со службой в данной части как в отдельной организации.

Поскольку военные организации имеют установленную структуру и личный состав, возглавляются командирами (начальниками), которые имеют право отдавать обязательные для исполнения личным составом части приказы, то следует согласиться с тем, что организованная связь людей и внутреннее единство у воинской части имеется. А поскольку в отношениях друг с другом воинские части относительно независимы при осуществлении возложенных на них задач, то и внешняя автономия также налицо.

Реализация присущей воинской части гражданской правосубъектности осуществляется ее командиром, являющимся распорядителем кредитов. Реализуя свои полномочия по распоряжению закрепленным за воинской частью имуществом и используя это имущество для целей вступления воинской части в имущественный оборот, командир воинской части действует как орган юридического лица - воинской части. Именно посредством его действий воинская часть осуществляет свои права и принимает на себя обязанности. И правомочия командира воинской части по осуществлению прав органа юридического лица являются проявлением ее волеспособности, необходимой для признания ее дееспособным субъектом гражданского права23.

Каждая воинская часть имеет свое собственное наименование. Причем, как правило, таких собственных наименований у воинской части даже два: действительное наименование и наименование условное, представляющее собой присвоенный при регистрации в Министерстве обороны РФ условный номер. При наличии условного наименования воинская часть не может использовать свое действительное наименование в целях индивидуализации как участника гражданских правоотношений, поскольку сведения о действительных наименованиях воинских частей составляют государственную тайну24. Поэтому именем (наименованием) воинской части как участника гражданских правоотношений должно считаться ее условное наименование. Однако в тех случаях, когда военная организация не имеет условного наименования, ее именем (наименованием) является действительное наименование.

Возможность выступления военных организаций в суде от своего имени ввиду отсутствия нормативного оформления статуса юридического лица зачастую отрицается в судебной инстанции, хотя фактически закреплена в Положении о финансовом хозяйстве воинской части. Этот же вывод следует и из положений ст.8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» и п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 г. «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», где содержится указание на то, что решение принимается судом по иску воинской части.

Поэтому в большинстве случаев воинские части не только признаются надлежащими ответчиками, но и фактически несут ответственность по своим обязательствам. При закреплении в нормативном порядке статуса юридического лица за военными организациями возникновение у них рассматриваемой возможности станет бесспорным и не повлечет изменения существующего порядка участия в гражданском и арбитражном процессе.

Военные организации как учреждения отвечают по своим обязательствам не только находящимися в их распоряжении денежными средствами. В качестве косвенного подтверждения этого обстоятельства можно привести тот факт, что действующее законодательство не позволяет обратить взыскание на основную часть имущества воинских частей. В соответствии со ст.58 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для погашения задолженности, взыскание может обращаться на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.

Поэтому военные организации имеют возможность самостоятельно отвечать по своим обязательствам имеющимися денежными средствами, имуществом, не изъятым из оборота, а также имуществом, полученным от приносящей доход деятельности, и имуществом, приобретенным по безвозмездным сделкам и юридическим фактам. Эта возможность свидетельствует о наличии у них гражданской деликтоспособности.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Гражданская правосубъектность воинской части - это обеспеченная государством материальными, юридическими гарантиями ее социально-правовая возможность быть участником гражданских правоотношений. Ее содержание составляют гражданские правоспособность, дееспособность и деликтоспособность

2. Материальную базу гражданской правоспособности воинской части составляют закрепленное за ней на праве оперативного управления не изъятое из гражданского оборота имущество, а также имущество, приобретенное воинской частью от приносящей доход деятельности и имущество, полученное воинской частью в результате безвозмездных сделок и юридических фактов, находящееся в собственности воинской части.

3. Воинские части являются по сути государственными военными учреждениями и подпадают под признаки, предусмотренные ст.ст.120, 296, 298 ГК РФ и ст.2 Федерального Закона «О некоммерческих организациях». Экономическая сущность воинских частей такова, что военные организации имеют все основания считаться юридическими лицами и самостоятельно участвовать в имущественном обороте в рамках, обозначенных для этих учреждений.

4. Передаваемое воинской части имущество может, закрепляться за ней только на праве оперативного управления.

  1. Поскольку основная масса находящегося у военных организаций имущества не может участвовать в обороте, то для рассмотрения вопроса о наличии имущественной обособленности военных организаций как юридических лиц, созданных в форме государственного учреждения, следует принимать во внимание в первую очередь выделенные им по смете денежные средства.

  1. Поскольку военные организации по признакам, определенным Бюджетным кодексом РФ, являются бюджетными учреждениями, и бюджетное учреждение, в пределах сметы доходов и расходов, имеет право на использование бюджетных средств, а также самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, то командир (начальник) военной организации является распорядителем кредитов.

  1. Гражданская правосубъектность воинской части реализуется ее органом - командиром (начальником) военной организации, который по своему статусу является распорядителем кредитов.

  2. Гражданская деликтоспособность воинской части заключается в ее возможности самостоятельно отвечать по своим обязательствам имеющимися денежными средствами, имуществом, не изъятым из оборота, а также имуществом, полученным от приносящей доход деятельности, и имуществом, приобретенным по безвозмездным сделкам и юридическим фактам.