Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Doklad_po_Ekaterine-2.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
02.09.2019
Размер:
96.77 Кб
Скачать

Глава I.

О происхождении и характере власти

Основной идеей «Наказа» становится идея о необходимости и данности абсолютной власти, без которой государство никак не может существовать. В основу этой идеи Екатерина берет теорию Монтескье о роли климата и географической среды в политическом строе государства: «Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовать сходно с пространством столь великого государства». Любопытно, что Екатерина никак не объясняет происхождение власти.

Самодержавная власть становится обязательным условием существования общества, и этот тезис Екатерины полностью опровергает одну из основополагающих теорий Просвещения – теорию общественного договора.

Новаторство Екатерины проявляется, помимо всего прочего, в том, что она стала первой из царствующих особ, заговоривших об обязанностях государя перед своими подданными. До Екатерины власть предъявляет требования к своим холопам – теперь же, напротив, народ вправе предъявлять требования. Целью самодержавного правления Екатерина объявляет достижение «всеобщего блага», которое она определяет следующим образом: «Самодержавных правлений намерение и конец есть слава граждан, государства и Государя», то есть «общее благо» может быть достигнуто только через подчинение всех верховной власти.

Требования к личности государя, предъявляемые Екатериной, весьма высоки. Правление его должно быть «кротким и снисходительным»; искусство государственного управления императрицей определяется как знание того, «какую часть власти, малую или великую, должно употребить в разных обстоятельствах». Фактически Екатериной был объявлен принцип: не народ для государя, но государь для народа, или, как точно выразился Ключевский, «власть привыкла только требовать жертв от народа; теперь она за славу себе вменяла жертвовать собой для народа»6.

О государственных институтах

На протяжении всего текста «Наказа» Екатерина не единожды утверждает, что власть монарха должна быть единоличной и ничем не ограниченной. Однако она не только не исключает, но даже подразумевает наличие государственных институтов, не совпадающих с личностью монарха. Екатерина осознавала необходимость таких институтов, и ею в политическую концепцию «Наказа» были введены «власти средние, подчиненные и зависящие от верховной, что и составляет существо правления» (статья 18 «Наказа»). Говоря о русском государственном строе, Екатерина подразумевала «сенат, коллегии и нижние правительства», учрежденные Петром Первым. Верхняя власть поручает этим «правительствам» рассматривать изданные монархом законы и «представлять, когда в них сыщут, что они противны Уложению и прочая»(статья 24 «Наказа»), то есть докладывать монарху о несоответствии законов принятому законодательству.

Необходимо отметить, что государственные институты с подобными полномочиями в России отсутствовали(об этом, в частности, говорит О. А. Омельченко в своей статье7). Также немаловажным является то, что эти «власти средние» никоим образом не ограничивают власть монарха, а напротив, подчинены ей.

Интересно, что полномочия Сената, довольно широкие при Екатерине, в «Наказе» умаляются: Сенат назван лишь «хранилищем законов» (статья 26), хотя в действительности его влияние было значительным. Вообще Екатерина стремилась к уменьшению власти Сената: это заметно и в ее «Наставлении» Вяземскому, где она прямо утверждает, что «Сенат установлен для исполнения законов, ему предписанных», то есть Сенат не обладает законосовещательными функциями. Таким образом, Екатерина отвергла принцип разделения властей, отстаиваемый просветителями.

О законах

Свой век Екатерина называла «эпохой законобесия, или legislomanie» 8. Понятие закона было одним из ключевых в системе политических взглядов французских просветителей. В их трактовке закон был основным инструментом управления обществом; свобода определялась ими как добровольное подчинение закону. Необходимо отметить, как сумела Екатерина использовать эту идею в своей концепции: с одной стороны, она признавала авторитет закона: «Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам» (тут ее определение равенства почти целиком совпадает с идеей просветителей), однако выше закона стоял государь, и приоритет власти в любом случае оставался за ним.

Законам Екатерина посвятила VI и VII главы своего труда. В этих главах проявилась в полной мере ее любовь к обобщениям – она много говорит о служении законов на благо граждан, о том, что законы должны соответствовать «природным склонностям» народа. Впрочем, не следует забывать о том, что «Наказ» не являлся собственно законодательством, а лишь излагал основную его концепцию.

В статье 33 «Наказа» приводится четкая формулировка задач законов – охранение «безопасности каждого особо гражданина». Эта мысль была подчерпнута Екатериной у просветителей и для российского законодательства являлась новой, ведь ранее власть не заботилась о защите своих подданных. Источником законов является государь.

Екатерина особо отмечает, что нет ничего опаснее права толковать законы, искать в их формулировке некий скрытый смысл; право толковать законы есть такое же зло, как и неясность их формулировки, поэтому законы должны быть написаны простым и понятным языком (статья 158 «Наказа»). Законы должны быть доступны каждому подданному, чтобы любой имел возможность поступать в соответствии с ними.

О судебной системе

Весьма подробно Екатерина разбирает вопросы устройства судебной системы в государстве, в частности вопросы уголовного права и судопроизводства (в главах VIII и IX «Наказа»). Эту часть «Наказа» можно охарактеризовать как одно из наиболее ярких проявлений гуманных и либеральных идей Екатерины9. Для начала, Екатерина отмечала необходимость предупреждения преступлений (статья 83). Она разделила преступления не четыре типа: преступление против закона, или веры; преступление против нравов; преступление против тишины и спокойствия; преступление против безопасности граждан. Преступник должен понести наказание в соответствии с совершенным им преступлением; наказание должно быть справедливым, соответствовать законам и быть одинаковым для всех сословий. Екатерина пытается оградить от заключения тех, чье преступление не доказано. Человека не следует наказывать исключительно за голый умысел: «Слова не вменяются никогда во преступление, разве оные приуготовляют, или соединяются, или последуют действию беззаконному». Отменяется прежде обязательная конфискация имущества виновных. Очень важной является статья 123, где Екатерина объявляет решительный запрет на пытки: «Все наказания, которыми тело человеческое изуродовать можно, должно отменить».

В «Наказе» Екатериной поставлен был вопрос о смертной казни: нужна ли она? На такой вопрос императрица дает следующий ответ: "Опыты свидетельствуют, что частое употребление казней никогда людей не сделало лучшими; чего для если я докажу, что в обыкновенном состоянии общества смерть гражданина не полезна, не нужна, то я преодолею восстающих противу человечества». Смертную казнь Екатерина называет лекарством для общества, но призывает не злоупотреблять ею. Впервые в российском законодательстве декларировались гуманистические цели наказания – главной задачей стало исправление личности преступника и только затем препятствование ему в попытках причинить вред в дальнейшем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]