Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Doklad_po_Rimu.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
70.21 Кб
Скачать

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………….…………….2

  1. Обзор источников………………………………………………………………...6

  1. Обзор использованной литературы……………………………………………..8

  1. Пропаганда императорского режима в эпоху принципата Августа……...….10

  1. Заключение…………………………………………………………………...….21

  1. Список использованной литературы………………………………..…………23

Введение.

Исследование принципата — ранней Римской империи — началось одновременно с зарождением этой политической системы. Стоит упомянуть хотя бы труды современников Августа Азилия Поллиона и Тита Лабиена. С годами историки написали множество работ об особенностях устройства империи, пару столетий рядившейся в республиканские тоги. В прошлом столетии Машкин Н.А. писал: "В настоящее время трудно назвать другую проблему античной истории, которая обсуждалась бы в исторической литературе с таким постоянством, как история принципата"1.

Только что процитированное исследование Машкина основано на обширном материале, почерпнутом из различных источников (письменных, эпиграфических, нумизматических и др.). Автор изучает генезис принципата, рассматривая его как политическую форму правления, изобретенную Августом, и приходит к следующим выводам: принципат возник в результате классовой борьбы и гражданских войн; это особый этап в развитии римского цезаризма.

Опорой Августа была, конечно, армия, а также крупные рабовладельцы, в интересах которых принцепс принимал многие свои решения. Провозглашенная Августом цель установить римский мир (Pax Romana) объективно вела к консолидации основных привилегированных социальных групп римского общества.

Принципат был шагом назад по сравнению с республиканскими порядками, считает Машкин: на смену республике пришла монархическая система, начала развиваться бюрократия. "Принципат как определенный политический порядок должен был разрешить задачи, стоящие перед рабовладельцами всего Средиземноморья, а не только города Рима"; "Переход к империи был не только политическим, но и общественным переворотом", — пишет историк2.

Проблема принципата интересовала и Виппера Р.Ю. По мнению историка, принципат начался с тенденции к всевластию одного лица, обозначившейся в 50-е гг. I в. до н.э. Это явление стало результатом эволюции социальной иерархии в Риме и в Италии. Хотя, как замечает Виппер, республиканские институты (например, трибунская власть – tribunicia potestas) сохранялись в Риме во время правления принцепса, это не дает нам права называть Римскую империю демократической монархией3.

Дион Кассий, римский историк греческого происхождения (III в. н.э.), в своем сочинении "Римская история" доказывает: Октавиан Август стремился именно к тому, чтобы создать и укрепить монархию, но делал он это с доброго согласия людей, чтобы никоим образом не казалось, что монархия им навязана. Более того, сенаторы просили принцепса сохранить единовластие, и Октавиан будто бы поневоле согласился принять самодержавную власть. Желая, однако, сохранить популярность и казаться другом народа, Август берет на себя верховное наблюдение за всеми делами.

С точки зрения Виппера, данные Диона страдают отсутствием "реальных мотивов", ибо политический актер Август "играл свою великолепную феерию", а публика приняла "пьесу за правду". Речь всё же шла о государственном перевороте, считает Виппер. Образование принципата, пишет историк, это кризис римского и италийского общества, совершавшегося "под давлением империи, то есть колониальных войн и приобретений"4.

Оценивая события второго триумвирата (43 г. до н.э.) и причины выдвижения Октавиана, Дьяков В.Н. пришел к следующему выводу: к 42 г. до н.э. триумвират военных вождей (или коллегиальная диктатура) преобразовался в единоличную диктатуру Октавиана, который оказался наиболее ловким, цепким и целеустремленным, беспощадно проводил проскрипции и конфискации.

Став единоличным правителем, Октавиан не пошел по пути Цезаря и не вернулся к его системе военной диктатуры (или военной монархии эллинистического типа). "Его целью, - считает Дьяков, - было превращение солдатской диктатуры в диктатуру военно-рабовладельческую"5. В осуществлении этой цели и состояло "великое дело Октавиана", за которое его позднее прозвали "архитектором Римской империи"6.

Октавиан, пишет Утченко С.Л., достиг власти как наследник Цезаря, как представитель партии цезарианцев. Триумвиры были врагами сенатской олигархии, их главной целью стало уничтожение старой знати, а главной опорой – не плебс, потерявший всякое политическое значение, а профессиональная армия.

Для усиления своей власти Октавиан стремился сплотить вокруг себя широкие слои римских граждан, примирить различные социальные группировки. Италийская знать и некоторые сенаторы перешли на сторону Октавиана. "В идеологической сфере, - считает Утченко, - принципат – победа "надклассовых", "общепатриотических" лозунгов и идей над лозунгами партийными"7.

Ковалев С.И. пишет: "44 года (30 г. до н.э. – 14 г. н.э.) правления Августа являются переходной эпохой, когда революция [имеется в виду так называемая революция рабов] временно была раздавлена и рабовладельцы могли насладиться спокойствием и порядком". Преклонение перед Октавианом объясняется окончанием гражданской войны: имущие классы охотно отказались от республики, а римский сенат поднес Октавиану титул Августа (Священного). Надобности не было в том, чтобы провозглашать себя открыто монархом, ибо власть Августа была не чем иным, как монархией, хотя и под видом республики8.

В отличие от Суллы и Цезаря, считает Шифман И.Ш., Гай Октавиан никогда не стремился к одиозному в глазах римлян царскому титулу. Власть принцепса основывалась на его личном авторитете, он стал как бы патроном всех римских граждан. Август был не только порождением своей эпохи, но и ее воплощением. Его общественно-политическая деятельность полностью соответствовала требованиям времени. В качестве государственного деятеля Август явно превосходил своих современников — даже таких блестящих, как Цицерон и Цезарь, считает историк9.

Егоров А.Б. показывает: генезис империи происходил еще до формального объявления Октавиана принцепсом. Уже со времени гражданских войн I в. до н.э. эволюция римской государственности характеризовалась тремя перетекавшими друг в друга процессами:

1) усиление монархических элементов в республиканской структуре;

2) превращение полисного государства в державу;

3) кризис республики и ломка полисно-республиканской системы10.

Во внутренней политике, по мнению Межерицкого Я.Ю., Август руководствовался принципом республиканизма, а точнее - "республиканскими жестами". Например, принцепс отказался от своего консулата в пользу республиканца – своего политического противника (Гнея Кальпурния Пизона, 23 г. до н.э.), и т.п. Он предпочел консульский империй диктатуре – это была демонстрация идеи восстановления республики. Сенат это понимал, но римская знать понимала и то, что не способна руководить не только империей, но и Городом. Республиканизм, который составлял политический смысл римского традиционализма, был не только почвой, на которой выросла идеология принципата, но и его каркасом, основой. Тридцать лет власти Августа – это единовластное правление. В дальнейшем происходило перерождение идеи республиканизма как в массовом сознании, так и в идеологии властителей11.

Исследование проблемы принципата в зарубежной литературе было связано с усилением интереса к эпохе римского цезаризма. Этому способствовало также открытие надписей, прочтение новых литературных источников и так называемой Анкирской надписи – автобиографии Августа ("Деяния божественного Августа").

В 1930-е гг. в Германии вышла книга историка А. Премерштайна "О становлении и сущности принципата", в которой анализируются философские и идеологические основы ранней империи12. Поворотным моментом в установлении власти Октавиана Промерштайн считает 32 г. до н.э., когда жители Италии и Западных провинций принесли принцепсу присягу на верность. С этого момента Октавиан выступал в роли покровителя подданных, опираясь на традиционные отношения института патроната-клиентелы. Позднее такую же клятву принесли и жители Восточных провинций, а в дальнейшем этот ритуал исполнялся при вступлении на престол всех императоров. В 27 г. до н.э. Август получил особые полномочия cura et tutela rei publicae universae (забота и попечение о всех государственных делах). Этому способствовал и величайший авторитет (auctoritas) Августа, который, считает историк, стал одной из правовых основ власти, предоставленной ему сенатом.

В книге Р. Сайма "Римская революция"13 Октавиан назван революционным вождем. Революционными мерами автор считает проскрипции и передел земель итальянских городов. Установление принципата было прологом к власти партии Октавиана, составлявшей основу новой олигархии. Но Август стремился к компромиссу со старой аристократией. Смена правящего класса, считает Сайм, и была основным содержанием римской революции.

Гражданские войны после смерти Цезаря, пишет Н. А. Машкин, были заключительным этапом истории Римской республики. Эти события подготовили окончательное торжество монархических порядков в Риме14. Однако 13 января 27 г. до н.э. Октавиан сложил с себя чрезвычайные полномочия и объявил о восстановлении республики. В своей автобиографии он записал: "В шестое и седьмое консульство, погасив гражданские войны ... я передал государство в ведение сената и римского народа. За эти мои заслуги сенатским постановлением я был назван Августом; косяки моего дома были всенародно украшены лаврами" ("Деяния").

Произошло это 16 января 27 г. до н.э. С этого времени Октавиан стал титуловаться императором Цезарем Августом. По мнению Светония, "это было имя не только новое, но и более возвышенное. Места, где авгуры совершали обряд освящения, называются августейшими" (увеличенными). Существует версия: титул Август вызывал воспоминание о Ромуле, который основал город по предначертанию богов (augusto augurio). Октавиан как бы вторично основал Рим.

В данной работе хотелось бы поставить единственный исследовательский вопрос: что из себя представляет пропаганда императорского режима во время принципата Августа?

Обзор источников.

Вначале ненадолго остановимся на источниках. Ближайшие из них по времени, "Деяния Божественного Августа"15, отражая официальную концепцию принципата Августа, трактуют его режим как восстановленную республику (учитывая, что автором является сам Август). Представление об эпохе Августа как о времени коренных социально-политических перемен в Римском государстве появляется у авторов конца I – начала II вв. н. э. И, наконец, в трудах историков поздней античности (Дион Кассий, Аммиан Марцелин, Геродиан) мы находим знакомую нам ещё со школьной скамьи схему римской истории, распадающейся на периоды республики и империи. От них эта концепция через Средние века и Эпоху Возрождения перекочевала в труды историков и социологов Нового времени (Дж. Вико, Ш. Л. Монтескье, Эд. Гиббон и др.) и сохраняла господствующие позиции в исторической науке вплоть до XIX в.

Публий Вергилий Марон родился в 70 г. до н. э. в Северной Италии, в деревне Анды, около Мантуи. Мировую славу доставило Вергилию его большое произведение – героическая поэма "Энеида"16. В "Энеиде" Вергилий изображает прибытие Энея со своими спутниками после падения Трои в Италию для последующего за этим основания римского государства. Вся эта мифология, однако, не дана в "Энеиде" полностью, так как основание Рима отнесено к будущему и о нем даются только пророчества. Созданные Вергилием двенадцать песен поэмы носят следы неполной доработки (так, например, некоторые стихотворные строки остались недоконченными). Имеется целый ряд противоречий и по содержанию. Вергилий не хотел в таком виде издавать свою поэму и перед смертью велел ее сжечь. Но по распоряжению Августа, инициатора этой поэмы, она все же была издана после смерти ее автора.

Публий Овидий Назон родился в 43г. до н. э. в городе Сульмоне (приблизительно в 150 километрах от Рима); он происходил из зажиточного всаднического рода. Будучи обеспеченным человеком и свободным от государственной службы, Овидий вел в Риме легкомысленный образ жизни, а обладая блестящим талантом стихотворца, он часто вводил и в свою поэзию легкомысленные образы и мотивы, несомненно, вступая в антагонизм с политикой Августа, мечтавшего возродить древние и суровые римские добродетели. Отрицательное влияние Овидия на римское общество в этом смысле было настолько велико, что в 8 г. н. э. Август дал распоряжение об его высылке из Рима в крайнюю северо-восточную местность империи, а именно в город Томы (в нынешней Румынии, к югу от устья Дуная).

Общий характер любовной элегии Овидия отличается по своему содержанию по преимуществу легкомысленной и безыдейной тематикой, а по своему стилю – отрывом от описания реальных чувств поэта к реальным возлюбленным. "Песни любви"17 являются первым произведением Овидия в таком роде. Здесь восхваляется некая Коринна, скорее всего просто условно-поэтический образ. Тематика этих элегий – описание разнообразных любовных переживаний и любовных похождений. Овидию принадлежат еще такие произведения, связанные с тематикой любви, как "Медикаменты для женского лица", "Наука любви" и "Средства от любви".

В произведениях Овидия реализм заменяется красивой и пространной декламацией с широким использованием школьных риторических приемов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]