Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Doklad_po_Rimu.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
70.21 Кб
Скачать

Заключение.

Каждому государству по самой его природе присуще стремление к тотальному контролю. То, в какой степени конкретному государству удастся реализовать эту тенденцию на практике, зависит от исторических условий, главным из которых является способность общества ей противостоять. В императорском Риме обозначенная выше тенденция, во много раз усиленная авторитарным характером верховной власти, встретила сопротивление со стороны общественной элиты – аристократии, связанной с республиканскими традициями. Это сопротивление было слабым и совершенно не организованным, но, тем не менее, сыграло определённую историческую роль: к концу рассматриваемого периода политический климат в империи смягчился. Формы, в которых заявляла о себе оппозиция Юлиям-Клавдиям, определялись характером светской и в целом культурной жизни римского общества. Вот почему её можно определить как оппозицию образованных людей, античной интеллигенции. Ведущая роль в формировании общественного мнения принадлежала кружкам (circuli), в Риме императорской эпохи – своего рода клубам, философским, литературным и политическим.

Диапазон мнений при рассмотрении системы принципата при Августе достаточно велик. Во-первых, власть Августа складывалась постепенно, в течении ряда лет. Её возникновение не было результатом какого-то единовременного политического акта44. Во-вторых, правовой основой власти Августа были проконсульский империй и трибунская власть, дополненная и расширенная при помощи ряда специальных полномочий. В-третьих, помимо правовой, выраженной в potestas и imperium, власть Августа имела ещё и внеправовую сторону, и вопрос об их соотношении представляется столь же важным, сколь и трудно разрешимым. В-четвёртых, материальной основой фактического единодержавия Августа был огромный перевес сил на его стороне: за ним стояла армия и мощная личная партия. В-пятых, хотя Августу, путём различных политических ухищрений удалось придать своему режиму видимость легитимности, его успех на этом пути не был полным и окончательным. В органическую часть политической структуры Римского государства принципат превратился гораздо позднее, и без учёта этого обстоятельства нельзя понять последующую эволюцию режима при Юлиях-Клавдиях и Флавиях45.

Современная историческая наука, в общем, придерживается взгляда на власть Августа как на уникальный комплекс политических и правовых элементов, который не может быть определён каким-либо одним термином или краткой формулой. Данный тезис был выдвинут ещё Ростовцевым М. И.46 и в той или иной степени получил отражение в трудах А. фон Премерштайна и Р. Сайма.

Межерицкий называет режим Августа "агонией Римской республики и началом метаморфоз республиканизма". Мысли, положенные в основу принципата, "носились в воздухе" задолго до того, как смогли реализоваться на практике47.

По мнению Евсеенко, новая форма правления – это своеобразный авторитарный военно-диктаторский режим, установленный римско-италийской аристократией ради своего господства над массами свободного и несвободного населения империи48.

Август, пишет Парфенов, утверждал, что главной его заслугой было восстановление Римской республики, возврат к "доброму старому времени". На деле же в его время монархический принцип властно прокладывал себе дорогу во всех областях римской политической жизни49.

Итак, становление принципата Августа означало падение республики и установление единоличного правления, к чему Рим, впрочем, продвигался уже давно. И в этом –историческая закономерность.

Существовавшая в древнем Риме система экстраординарных магистратур и кризис республиканской формы правления неизбежно созидали монархический режим. Во II—I вв. до н.э. практика предоставления чрезвычайных полномочий командующим становится типичным явлением.

Таких примеров много. Так, Помпей, а затем и Цезарь совмещали в своих руках немало полномочий. По этому же пути пошел и Август: власть его основывалась на соединении различных республиканских магистратур. С другой стороны, гражданские войны показали, что традиционная республиканская конституция не в состоянии уберечь державу от потрясений.

Чрезвычайные полномочия в поздней Римской республике ускоряли переход от республики к империи. От чрезвычайных полномочий к единоначалию, а от него к диктатуре – таков путь становления императорского режима.

Восстановление республики – res publica restituta – было лишь видимостью: Август в итоге стал единовластным правителем государства.

И самый главный вывод: если Цезарь пользовался неограниченной властью персонально, то Август упорно работал над тем, чтобы создать аппарат власти, государственную систему. И поэтому именно Август справедливо считается основателем Римской империи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]