Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эванс-Причард Э. История антропологической мысл...doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
2 Mб
Скачать

Глава 3 фергюсон

1 Битва при Фонтенуа (1745 г.) отразила столкновение интересов англичан, голландцев, австрийцев и французов в войне за Австрийское наследство (1740— 1748). 42-й полк («Черный страж») участвовал в битве как резервный и, не­смотря на то что англичане потерпели поражение, успел отличиться особым мужеством. Собственно говоря, эта битва принесла ему первую славу. Полк был сформирован в 1739 г. из шести военизированных отрядов гэльских горцев, в основном для охраны порядка ввиду постоянных волнений якобитов в Шот­ландии. В 1758 г. за различные успехи полку было присвоено звание «королев­ского». С тех пор «42-й королевский» всегда участвовал в военных кампаниях, включая битву при Ватерлоо. Может быть, к менее его «славным» действиям следует отнести подавление восстаний в Индии, Ирландии и Африке (среди народа ашанти). Фергюсон был назначен на должность капеллана в полку, по­скольку говорил по-гэльски (полк был расквартирован в графстве Пертшир, в ко­тором родился Фергюсон), ведь личный состав полка, как уже было отмечено, был в основном гэльскоговорящим. Участвовал ли Фергюсон в битве при Фон- тенуа, достоверно неизвестно (по некоторым сведениям, он был призван в ар­мию только в 1745 г.).

    1. Большая часть XVII—XVIII вв. в Великобритании прошла под знаком по­степенного унижения Шотландии в культурном и политическом отношении, и, хотя вторая половина XVIII в. ознаменовалась замечательным всплеском Шот­ландского просвещения, это явление, по преимуществу сосредоточенное в ин­теллектуальных кругах Эдинбурга, имело косвенное отношение к шотландской культуре. Национальный язык не только не использовался шотландскими про­светителями как неперспективный для философских исследований, но его упот­ребление считалось «дурным тоном». Как известно, Юм составил список «шот- ландизмов», которых образованным людям следовало избегать на письме и в общении. Что касается гэльского языка, то он слыл попросту «деревенским ирландским наречием» и был синонимом неграмотности. Можно понять, что гэльское происхождение и знание гэльского языка вряд ли считалось особен­ным достоинством Ферпосона в ту эпоху. Уникальность этого ученого мог оце­нить современный исследователь, вроде Э.-П., но вряд ли кто-то из его коллег- современников.

    2. Аесхи Стивен (1832—1904) — английский литературный критик, исто­рик, философ, просветитель и человек разнообразных интересов, которого, по­жалуй, можно привести как пример классического гуманитария викторианской эпохи. Лесли Стивен происходил из потомственной интеллигентной семьи, его братом был крупный государственный деятель, историк права и юрист Джеймс (чаще известный как Фицджеймс) Стивен, а одной из дочерей — писательница Вирджиния Вулф. Оба брата Стивены находились в приятельских отношениях с Генри Мэном (Фицджеймс, собственно говоря, был его коллегой по адвокат­ским делам), и одно время все трое принимали активное участие в издании влиятельного общественно-политического журнала "Saturday Review". В творче­ском пути Лесли Стивена обозначилась характерная жизненная траектория об­разованного интеллигента-викторианца: труды Дарвина и его собственные ис­торико-философские поиски способствовали тому, что он потерял интерес к ве­ре, оставил теологические и богословские занятия в консервативном Кембрид­же и перебрался в космополитический Лондон, где начал активную обществен­ную деятельность и успел сделать немало за свою жизнь. В 1870-х он издавал литературный журнал "The Cornhill Magazine", а в 1880-х годах — многотом­ный Национальный биографический словарь, за который был удостоен наград королевского двора. Как литературный критик Лесли Стивен зарекомендовал себя новаторскими исследованиями романа как жанра. Классической историко- философской работой до сих пор считается его «История английской мысли в XVIII в.» (Stephen L. History of English Thought in the Eighteenth Century. L, 1876).

4 В дискуссиях конца XX в. термины Gemeimchaft («общность», «общество закрытого типа») и Gesellschaft («общество», «общество открытого типа») при­обрели характерно выраженное политическое звучание вследствие идеологиче­ского климата «холодной войны», но в дискуссиях конца XIX — начала XX в. в них вкладывалось несколько другое значение, имеющее отношение к области исторических исследований антропологии и права Фердинанд Тённис, пустив­ший данные термины в оборот, находился под большим влиянием идей Мэна об обществах, основанных на статусно-правовых отношениях, и обществах, осно­ванных на контрактно-правовых отношениях. С разграничением между такими обществами в социологической и антропологической мысли того времени глав­ным образом и связывалось разграничение между Gemeiiiscbaft. и Gesellschaft. Первоначальный эволюционистский постулат о том, что исторически общества развиваются от типа Gemeuiscbaft («статусного типа») к типу Gesellschaft («конт­рактному типу»), был отброшен на волне общего недоверия к эволюционизму в начале XX в., но само разграничение еще долго оставалось предметом спора среди антропологов. В частности, из британских антропологов данной тематики наиболее последовательно придерживался Макс Глакмен в его исследованиях африканского народа баротсе (в некоторой мере и в первую очередь в том, что касается вопроса развития правовых институтов, Глакмен даже согласился с первоначальным тезисом Мэна о движении «от статуса к контракту»).