Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сложные навыки консультирования.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
223.74 Кб
Скачать

Определение темы

Проявление глубокой эмпатии также помогает консультанту определять темы на сессии консультирования. Как правило, клиенты в течение сессии заявляют разнообразные проблемы. Вначале эти проблемы могут показаться не связанными друг с другом. Консультант, умеющий внимательно слушать, может заметить сущностные отношения среди различных инцидентов, ситуаций, проблем и чувств. Например, клиента может беспокоить то, что его жена принимает большинство решений в их семейной жизни, а затем может выразить обеспокоенность тем, что он не чувствует себя достаточно компетентным на работе. По мере развития сессии, консультант может ответить на это следующим высказыванием: «Похоже, что ваша неспособность принимать решения влияет на то, как вы воспринимаете себя и дома, и на работе».

Темы, всплывающие в ситуации консультирования, могут быть следующими:

«Я»-концепция клиента — образ себя как «бедняжки»

Клиент как зависимая личность

Потребность в одобрении

Потребность быть любимым и принятым каждым человеком

Недостаток уверенности в себе

Потребность в контроле

Бунт против власти

Проблемы в отношениях с женщинами (мужчинами)

Клиент как манипулятор

Потребность в безопасности

Неспособность испытывать чувства «здесь и теперь»

Как отмечает Эган (Egan, 1975), консультант, определяя темы, рассматривает клиентов вне выражаемых ими проблем и облегчает самоисследование, помогая клиентам противостоять их межличностному стилю. Консультативная сессия может состоять из нескольких тем, но центральная тема, лежащая в основе межличностного стиля клиента, несколько раз всплывает в течение интервью. Часто тема проявляется через так называемый «красный флаг»: слово или фразу, которая выделяется на фоне всего остального, или через используемый тон голоса или значение, которое то или иное слово или фраза получает в контексте обсуждения. Темы, пронизывающие сессию, появляются снова и снова, словно красная нить.

Рассмотрим клиентку, которая начинает сессию с жалобы на своего учителя, который поймал ее на обмане, затем постепенно переходит к разговору о ее трудностях в отношениях с отцом, а в конце жалуется на то, что вы постоянно указываете ей на непоследовательность ее высказываний (Pietrofesa, et al., 1978).

Этот пример иллюстрирует значение определения темы в помощи клиентам прийти к новому пониманию своего межличностного стиля. В этом смысле определение центральной темы отражает понимание структуры отношений клиента вне существующего уровня самоосознания и, таким образом, связано с глубокой эмпатией.

Самораскрытие

Самораскрытие включает раскрытие ваших чувств и реакций на события и людей. В рамках отношений консультирования консультант открывает себя клиенту, чтобы облегчить раскрытие клиента. В одном случае консультант может использовать спонтанность, чтобы открыто реагировать на клиента или на его отношения в ситуации «здесь и сейчас». В другом случае консультант мог бы ответить на высказывание клиента, которое тесно связано с собственным опытом консультанта, делясь этим опытом с помощью чувств. Это, однако, может быть трудно по двум причинам: во-первых, переживание консультанта должно быть очень близко к переживаниям клиента; а во-вторых, самораскрытие консультанта должно быть достаточно долгим, чтобы обнаружить сходство, и достаточно кратким, чтобы фокус сессии не сместился от клиента к консультанту.

Самораскрытие, когда осуществлено должным образом, позволяет клиенту почувствовать, что его поняли. Это может также позволить консультанту выявить глубинные чувства клиента. В этом отношении самораскрытие, вероятно, будет способствовать глубокой эмпатии. Следующий пример иллюстрирует, как этот навык может быть использован на сессии консультирования:

Клиент: «Мне трудно с моим отцом. Он старый и очень одинокий. Он приезжает и остается на весь день, и мне кажется, что я должен развлекать его. Я забрасываю хозяйство и не могу смотреть за детьми. Я хочу быть полезной для него, но это становится все более и более трудным».

Консультант: «Я думаю, что могу понять тот гнев и обиду и в то же время вину, которые вы должны чувствовать. Моя мачеха овдовела и стала одинокой и надоедливой. Она приходит в самое неподходящее время и остается надолго. Мне трудно быть приветливой с ней, и я чувствую вину за то, что я так эгоистична».

В этом высказывании консультант перекидывает мостик между собой и клиентом, сначала позволяя клиентке узнать кое-что о своей личной жизни, а затем демонстрируя принятие и понимание чувства вины клиентки. По существу, такое самораскрытие сообщает клиенту о том, что консультант является живым человеком со своими проблемами и беспокойствами.

Стоит подчеркнуть, что самораскрытие консультанта должно быть кратковременным, чтобы не отнимать внимание у клиента.

Ряд авторов исследовали воздействие самораскрытия консультанта на клиента. Исследования Джорарда (Jourard, 1971), Пауэлла (Powell, 1968) и Труа и Каркхаффа (Truax and Cark-huff',1965) свидетельствуют, что раскрытие терапевта может облегчить самораскрытие клиента (Simonson, 1976).

Джанандреа и Мерфи (Giannandrea and Murphy, 1973) изучали мужчин — студентов колледжа. Они обнаружили, что, когда консультант использовал среднее количество самораскрытий, на повторную беседу приходило значительно больше студентов, чем когда консультант использовал слишком мало или слишком много самораскрытий. Таким образом, они предположили, что среднее количество самораскрытий увеличивает привлекательность консультанта, а также побуждает клиента к продолжению консультирования.

Джарард и Джаффи (Jourard and Jaffee, 1970) обнаружили, что чем больше продолжительность самораскрытия консультанта перед обсуждением темы сессии, тем более продолжительным является самораскрытие клиента.

Drag (1969) выяснил, что консультанты, использующие самораскрытие, отмечают большее количество самораскрытий своих клиентов и также воспринимаются как более заслуживающие доверия.