Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультир...doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
1.76 Mб
Скачать

Поддерживающие отношения

Детям необходимы поддерживающие отношения. Баулби (Bowlby, 1979) говорит о концепции безопасной основы, о так называемой «фигуре привязанности». Он обраща­ет внимание на следующий факт: накапливается все больше доказательств того, что люди, независимо от своего возраста, оказываются самыми счастливыми и наиболее эффективными тогда, когда они чувствуют, что за ними стоит заслуживающий доверия человек, который придет на помощь в случае возникновения трудностей. Роджерс так­же подчеркнул, что дети нуждаются в поддержке со стороны родителей — в уважении, искренности, эмпатическом понимании; такая поддержка позволяет детям чувство­вать, что к ним относятся с чуткостью и что их правильно понимают (Rogers, 1951, 1959). Поддерживающие отношения могут обеспечивать не только родители, но и мно­гие другие люди, например родственники и преподаватели. Большинство взрослых людей, видимо, нуждаются по крайней мере в одной основной поддерживающей связи.

Существуют много причин, по которым наличие поддерживающих отношений и отсутствие неподдерживающих, или враждебных, отношений помогает детям разви­вать сильные стороны жизненных умений. Во-первых, поддерживающие отношения дают детям гарантию безопасности, когда дети занимаются исследовательской деятель­ностью и подвергают себя риску в процессе научения путем проб и ошибок. Такое исследовательское поведение подразумевает проведение ряда личных экспериментов, в ходе которых дети собирают информацию о себе и об окружающей среде. Во-вторых, под­держивающие отношения помогают детям прислушиваться к себе. Чувствуя, что их вы­соко ценят и правильно понимают, дети могут добиться более тесного контакта со свои­ми потребностями, желаниями и личными смыслами. В-третьих, ощущая поддержку, дети чувствуют себя более свободными и более смело демонстрируют другим людям при­обретенные ими жизненные умения, не боясь насмешки. В-четвертых, обучение опреде­ленным навыкам лучше проводить в контексте поддерживающих отношений, при нали­чии которых выраженность тревоги, связанной с обучением, уменьшается. В-пятых, под­держивающие отношения способствуют усилению детского чувства собственного досто­инства, а при отсутствии поддерживающих отношений это чувство ослабляется. Взрос­лые могут помочь детям научиться чувствовать себя уверенно при столкновении с жиз­ненными проблемами, а могут сделать их заторможенными, замкнутыми, боящимися идти на риск. В качестве альтернативы дети могут маскировать свою неуверенность чрез­мерным стремлением к вниманию со стороны окружающих.

Научение на примере

Люди приобретают сильные стороны и недостатки жизненных умений главным об­разом посредством научения на основе наблюдения (Bandura, 1986). На примере дру­гих людей можно научиться, как надо думать, чувствовать и действовать. Часто люди не осознают, какое поведение они демонстрируют детям. Если один или оба родителя слабо выражают свои эмоции, дети не могут наблюдать за выражением эмоций. Если родители и другие люди используют неэффективные навыки мышления, например при­бегают к обвинениям и сверхобобщениям, дети вскоре начинают поступать аналогич­но. Кроме того, наблюдая за родителями, дети могут приобрести плохие навыки дей­ствий, связанных со взаимоотношениями, работой, досугом, заботой о здоровье. Верно и обратное — сильные стороны жизненных умений (умения чувствовать, навыков мыш­ления и действия) можно приобрести посредством ролевого моделирования поведения родителей и значимых других людей. Значимыми другими людьми могут быть ровесни­ки, преподаватели, родные братья и сестры, другие родственники и даже средства ин­формации.

Обучение с использованием примера часто оказывается непреднамеренным, так же как и научение на основе примера. Например, результаты моделирования «менее прямые», когда моделируются навыки мышления, а не навыки действия. Навыки мыш­ления не являются наблюдаемыми в том смысле, в каком наблюдаемыми являются на­выки действия; кроме того, навыки мышления редко четко вербализируются. Люди, используя примеры, могут приобрести несовершенные навыки мышления, чувствова­ния и действия, а затем сформировать дополнительный барьер, который будет препят­ствовать им осознавать, что произошло.