Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мюнхенский сговор - предпосылки, ход и последст...doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
12.28 Mб
Скачать

3.1. Последствия реализации Мюнхенского соглашения для ссср. Оценка контрмер, предпринятых Советским Союзом.

Как уже упоминалось, в первую очередь заключение Мюнхенского соглашения преследовало целью развязывание войны между Германией и СССР. И этот факт полностью осознавали к концу 1939 г. все участники грядущего конфликта. Печать стран Запада, как мы уже упоминали, не только призывала к одобрению агрессивной политики фашистской Германии, но и регулярно публиковала провокационные материалы, должные уверить читателей о военной слабости Советского Союза. В отдельных случаях представители прессы не гнушались размещать на страницах изданий планы перспектив по захвату советских территорий – в отношении УССР и БССР. В это же время на дальневосточных рубежах СССР не прекращались пограничные инциденты с армией Японской империи, наиболее известные из которых: бои в районе озера Хасан (29 июля - 11 августа 1938 г.); бои на Халхин-Голе (11 мая – 16 сентября 1939 г.).

Таким образом, авторы считают обоснованным и уместным следующий вывод: властные круги Великобритании, США и Франции нарушали международное право, открыто выступали против сотрудничества с СССР, стремились максимально полно сотрудничать с Германией, Италией и Японской империей (и контролировать вектор их агрессивной экспансии).

Как уже упоминалось выше, властные круги СССР к концу 1939 г. уже полностью отдавали себе отчет в сути происходящего. Но в течении некоторого времени не оставляли попыток спасения Чехословакии и недопущения разжигания войны (хотя бы в перспективе ближайших месяцев). Так руководство СССР, учитывая, что по мюнхенскому соглашению оставшейся части Чехословакии предоставлялись гарантии от неспровоцированной агрессии, по собственной инициативе 9 октября 1938 г. запросило чехословацкое правительство, желает ли оно получить гарантии новых границ и независимости со стороны СССР. Реакционные правящие круги Чехословакии и на этот раз не приняли дружественной помощи Советского Союза, сославшись на то, что данный вопрос может быть решен только державами — участницами мюнхенского договора17. Также нежелание Польши предоставить право для прохода союзнических Чехословакии войск СССР в случае необходимости окончательно убеждало Советский Союз в том, что Чехословакия как государство уже обречена странами Запада на гибель.

* Источник: История Второй Мировой войны 1939-1941, том первый, М.: Ордена трудового красного знамени военное издательство министерства обороны СССР, 1973 г.

Рис. 3.1.1. Установление профашистских диктатур в странах Европы (1920-35 гг.)

Параллельно с прямой и косвенной агрессией против Чехословакии, фашистская Германия вела подготовительные мероприятия по вторжению в Польшу — на территорию союзника по уничтожению чешского государства и верного исполнителя воли стран Запада. 24 октября 1938 г. Риббентроп передал польскому послу в Берлине Липскому предложения по «урегулированию» германо-польских спорных вопросов: «воссоединение» Гданьска (Данцига) с рейхом, строительство немцами экстерриториальных авто- и железной дорог через Поморье, продление на 25 лет польско-германского соглашения 1934 г, о ненападении и гарантии Германией польско-германских границ.18 Кроме того, предлагалось проводить «общую политику в отношении России на базе антикоминтерновского пакта».19

Несмотря на созвучие некоторых условий предложения давно практиковавшейся в Польше антисоветской риторике, требование Данцига было неприемлемо, так как затрагивало важнейшие интересы Польши. В итоге предложение властей Германии было отклонено польскими властями «по внутриполитическим соображениям, — сообщил польский посол Риббентропу 19 ноября 1938 г., — министру иностранных дел Веку трудно согласиться на включение Данцига в рейх».20 И, параллельно с этим, имел место откровенно беспринципный, по мнению авторов, поступок: не отменяя антисоветских высказываний и настроений, не принося извинений за преступление против Чехословакии и активный, намеренный саботаж попыток СССР помочь союзнику, Польское правительство начинает искать поддержки Советского Союза против Германии.

Понимали ли власти СССР, что поведение Польши не более чем фарс, игра, где партнер при первой возможности постарается полностью избавиться от любых обязательств? Что в любой момент власти Польши могут договориться с Германией и напасть на СССР ради добычи – что уже имело подтверждение в преступном разграблении Чехословакии? Вероятно, власти СССР прекрасно понимали подобные перспективы. Однако в складывавшихся условиях не имели альтернативы поведения: если Польша предаст – то предаст в любом случае, если будет сопротивляться – то пусть лучше сопротивляется дольше, преграждая путь агрессору на СССР. Авторы полагают, что подобной – пусть и жесткой, прагматичной политикой – обусловлены последующие шаги Советского союза. Так 31 октября 1938 г. нарком иностранных дел СССР подтвердил в беседе с польским послом, что пакт о ненападении между СССР и Польшей «сохраняет полностью свою силу» 8„ 27 ноября 1938 г. было опубликовано сообщение ТАСС, в котором подчеркивалось, что в основе отношений между СССР и Польшей остаются «все существующие договоры».21 Как и ожидалось, параллельно с попытками улучшить отношения с СССР, польские правящие круги продолжали вести двойную игру, заверяя Германию и Японию в неизменности своей антисоветской политики.22

Учитывая изменения, произошедшие в советско-польских отношениях, правительство фашистской Германии временно сняло требования к Польше. Основное внимание было сконцентрировано на подготовке к захвату Чехословакии и укреплении германских позиций в странах Дунайского бассейна, на Балканах. Одновременно были начаты переговоры о заключении военно-политического союза Германии с Италией и Японией.

Итак, как мы видим, СССР в 1939 г. находится в полностью враждебном окружении:

  • полным ходом идет организация военных союзов;

  • малые государства (в первую очередь – Европы) страдают от агрессии крупных – причем эта агрессия беспощадна, беспринципна и открыто преступна;

  • ключевые страны Запада уже не скрывают, что видят целью военный конфликт СССР и Германии, где важнее всего уничтожение именно СССР и для этого Германии может быть оказана необходимая помощь;

  • неумолимо нарастает количество инцидентов на приграничной территории СССР, а также отмечается рост числа провокаций – итоговая цель которых подтолкнуть СССР к таким действиям, которые по нормам международного права будут преступны, а совершивший их – объявлен агрессором (при том, что сами страны Запада подобными условностями – т.е. нормами международного права – себя не сдерживали и не старались соблюдать).

Мог ли СССР в таких условиях противопоставить преступному вероломству Запада что-либо? Как нам представляется – единственной возможностью спасения для СССР оставалось наращивание военной и промышленной мощи и максимальное отдаление времени своего вступления в войну. И так как ценой вопроса были не идеалы и мировоззрения, а вопрос существования миллионов наших сограждан, советское правительство не считало необходимым сдерживать себя в средствах и методах.

И мы считаем, что в сложившихся на тот момент геополитических условиях подобная политика была не просто оправдана, но единственно верна. Так как во многом альтернатива отсутствовала: даже если бы продолжала существование Российская республика без октября 1917 г., учитывая практику Первой Мировой войны, а также предыдущих дипломатических отношений, слабой и разоренной Россией (Временное правительство не дает ни одной предпосылки считать, что сохранение подобного государственного устройства привело бы разрушенную войной и предыдущей политикой стран к хоть каким бы то ни было успехам), страны Запада могли бы просто превратить Россию и побежденную Германию в свои колонии. А для СССР и вовсе не было вариантов кроме ускоренного, интенсивного развития – как мы уже показывали, нарождение нового социального, экономического и политического устройства, попытка глобальной смены парадигм натолкнулась на отчаянное сопротивление отжившего капитализма – капитализма, находящегося в подавляющем большинстве.

Для СССР жизненно важным было развиваться – и договариваться. И здесь пакт Молотова-Риббентропа является тем выдающимся результатом советской дипломатии, где соединились умение и удача.