Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вачков Игорь.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
228.86 Кб
Скачать

4. На психологическом тренинге участники, как дети, играют в разные игры и получают "кайф" от общения и позитивный эмоциональный заряд.

Такое понимание тренинга, по всей видимости, исторически связано с возникновением социально-психологического тренинга. Временем его рождения считают 50-е годы ХХ века, когда Манфред Форверг разработал новый метод, основой которого были ролевые игры с элементами драматизации и который был назван социально-психологическим тренингом (сокращенно — СПТ) (М. Форверг, Т. Альберг, 1984; M. Vorwerg, 1971). Основной целью социально-психологических тренингов являлось развитие компетентности в общении. На основании большой экспериментально-исследовательской работы М. Форверг сделал вывод об эффективном влиянии СПТ на повышение интерперсональной компетентности за счет интериоризации личностью новых коммуникативных установок и их переноса на профессиональную деятельность.

В настоящее время кроме наиболее устоявшегося термина — социально-психологический тренинг — можно встретить и ряд других названий для обозначения методов повышения социально-психологической компетентности: группы открытого общения, активное социальное общение, группы интенсивного общения и другие, в англоязычных странах — тренинг социальных навыков, тренинг умений социальной жизни, тренинг коммуникативных умений и т. п.

По мнению С. В. Петрушина (2000), отличительной чертой социально-психологического тренинга от других методов работы с группой является наличие следующих принципиальных положений: 1) одна из ведущих предпосылок, механизмов и в то же время результат группообразования — качественные изменения процессов общения в группе; 2) активная позиция участника тренинга; 3) ограничение обсуждения событий лишь в рамках тренинга (принцип "здесь и теперь") и персонификация высказываний; 4) намеренная межличностная обратная связь; 5) высокая степень эмоциональной вовлеченности; 6) прохождение определенных этапов развития группы (вхождение — перестройка — тренинг); 7) согласование подпроцессов развития компетентности в общении личности и развитие группы, а также одновременное управление ими; 8) добровольность участия.

Для социально-психологического тренинга характерна четкая ограниченность диапазона целей, так или иначе связанных с формированием и развитием коммуникативных навыков. Эту черту можно считать одновременно и достоинством и недостатком метода. Достоинство очевидно, а что касается недостатка — сужение целей приводит к потере социально-психологическим тренингом лидирующей роли в нашей стране в области тренинговых технологий.

Терминологической ошибкой следует считать распространение названия "социально-психологический тренинг" на более широкий круг тренингов, выходящий за рамки тех, что концентрируются только на вопросах общения. В большинстве случаев современные психологические тренинги активную коммуникацию и формирование соответствующих навыков используют для достижения более глобальных целей — личностного роста, улучшения качества жизни, формированиея умений эффективно реализовывать себя, построения особых межличностных отношений и т. п.

Определенная ограниченность задач, решаемых с помощью социально-психологического тренинга, привела к появлению несколько пренебрежительного к нему отношения в среде тренеров: "А! Вы занимаетесь этим СПТ…"

ПРИТЧА

О ПУТЕВОДНОМ ОТШЕЛЬНИКЕ

Фоф жил в горах отшельником. Он хотел понять, как надо жить. Часто к его хижине приходили заблудившиеся путники и просили помочь выбраться. Вместе с путником Фоф уходил в пещеры и по лабиринту темных каменных коридоров выводил его к подножию гор, прямо к нужной дороге. Путник удивлялся, а Фоф говорил: "Когда свою дорогу в жизни ищешь, так и другому помочь хочется".

Виктор Кротов

Одним из серьезных поводов для критики модели СПТ по М. Форвергу, как полагает авторитетный специалист в этой области Е. В. Сидоренко (2002), является агрессивность применяемых способов убеждения и использование так называемой лабилизации.

Лабилизация (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый) — это процесс перевода человека из состояния твердой уверенности в себе в состояние нетвердости, податливости. Проще говоря, лабилизация подразумевает создание для участника тренинга ситуации неудачи в общении с тем, чтобы побудить его воспринимать новое (на профессиональном тренерском слэнге подобный прием носит не слишком благозвучное название "мордой в грязь"). В настоящее время многие тренеры предпочитают использовать иные способы создания мотивации к тренинговой работе. Вместе с тем, в тренинге могут возникать ситуации, когда именно осознание своей некомпетентности в чем-то, несостоятельности привычных суждений позволяет участнику группы включить механизм изменений.

Что касается агрессивных способов убеждения, то они, по-видимому, не являются обязательными и специфичными именно для СПТ.

Еще один повод для критики — использование излишне "простых" и "наивных" игровых процедур, воспринимавшихся взрослыми людьми с недоумением. Однако в этом случае многое зависит от арсенала методических средств, применяемых конкретным тренером. Кроме того, заблуждением является мнение, что единственная цель СПТ — пообщаться и повеселиться.

До середины восьмидесятых социально-психологический тренинг в СССР считался единственным видом тренинга. М. Форверг обучал в Ленинграде небольшую группу российских коллег. Однако, справедливости ради надо заметить, что к этому времени в нашей стране уже существовали и другие виды психологических тренингов (например, тренинг сензитивности Ю. Н. Емельянова, видеотренинги прибалтийских специалистов и т. п.).

Порой под групповым психологическим тренингом ошибочно понимают только совокупность методов формирования навыков эффективного общения. На самом деле, термин "психологический тренинг" сейчас имеет гораздо более широкое содержание, поскольку значительно увеличился диапазон ставящихся перед тренингом целей и арсенал используемых методов.

Уже к пятидесятым годам прошлого века стало ясно, что специально организованный тренинг является одной из наиболее удобных, конструктивных, быстродействующих форм психологи­ческой работы с группами. При этом тренинг должен включать, помимо специальных психотерапевтических и психокоррекционных техник, деловые и ролевые игры, дискуссионные методы группового принятия решений и т. д., — иными словами, все те приемы, которые нацелены на формирование необходимых навыков.

Большинство существующих в настоящее время видов тренингов направлено не столько на развитие компетентности в общении, сколько на снятие ограничений и преодоление трудностей, мешающих оптимальному развитию тех или иных сторон личности и ее эффективной жизнедеятельности, на раскрытие внутренних потенциалов человека и расширение его самосознания.

Именно тренинг среди других психологических методов позволяет реализовать необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания людей и актуализации их ресурсов, изменить их поведение и отношение к миру и другим людям.

ПРИТЧА

О РУКЕ БУДДЫ

Один ученик попросил Будду:

— Вырази кратко, с чем сравнимо твое учение?

Будда ответил:

— Смотри на этот лес. Как он открыт! Ничего не спрятано. Я так же открыт, как этот лес.

Он показал кулак и сказал:

— Сейчас мой кулак закрыт, ты не сможешь увидеть листья, которые в нем.

Потом Будда открыл свою руку, листья упали, и он сказал:

— Но рука Будды не похожа на кулак, она открыта, и если ты что-то не понимаешь, то причина в тебе.

5. Психологический тренинг — один из способов вымогать у людей деньги и морочить им головы, а тренер обычно — болтун, который употребляет массу малопонятных слов, но сам, в конечном итоге, ничего не знает и толком ничего не умеет.

Этот миф имеет корни в негативном опыте людей, сталкивавшихся с профессионально некомпетентными практическими психологами. Думается, что речь тут должна идти не только о наших современных "неумехах", но и о тех — довольно многочисленных — шарлатанах, которые находили себе применение на ниве психологии и психотерапии. "Остапы Бендеры" от психологии существуют, пожалуй, с тех пор, когда психология выделилась в отдельную науку. А до того таких персонажей можно было встретить среди знахарей и "душецелителей".

В наши дни, пользуясь интересом к тренингам, некоторые профессионально несостоятельные люди решают, что уж что-что, а провести "групповую работу" они сумеют. Побывав на одном-двух тренингах (обычно у специалистов не слишком квалифицированных; у мастеров участие в тренингах— дороже, а зачем тратиться?), такие "псевдо-психологи" ничтоже сумняшеся решают, что сделать так же уж точно сумеют. И делают, запрашивая при этом изрядные суммы у "попавшихся" клиентов, поскольку догадываются, что второй раз к ним уже никто не пойдет, а потому стремятся урвать сразу. Чаще всего участие в тренингах такого горе-специалиста заканчивается его пространными рассуждениями на психологические темы, но не приводит к решению реально волнующей человека проблемы. (К сожалению, рост количества выпускников психологических факультетов никак не связан с качеством их профессиональной деятельности. Поэтому, как ни печально, данный миф имеет реальные корни в действительности.)

Второй источник этого мифа — участие людей в тренингах у профессионалов-психологов высокой квалификации, но иного, скажем так, толка. Невозможность заработать на преподавательской стезе или в научных лабораториях толкнула многих "академических" психологов в область практической психологии, где потребовались иные умения и навыки, которыми они — увы! — не обладают. Умные рассуждения "вообще" о психике ситуацию не спасают. Мощная теоретическая подготовка мало помогает в ситуациях непосредственной практической психологической работы.

В "Этических стандартах психолога", принятых Американской психологической ассоциацией, вторым принципом является "Компетентность" (первым — "Ответственность").

"Обеспечение высокого уровня профессиональной компетентности является обязанностью, которая разделяется всеми психологами в интересах общества и профессии как таковой… Неквалифицированные люди компрометируют психологическую практику; психологи помогают обществу в определении тех, кто компетентен давать обществу профессиональные советы. Когда психолог или лицо, называющее себя психологом, нарушает этические стандарты, психологи, знающие об этом из первых рук, пытаются исправить ситуацию. Когда в такой ситуации не могут поступить неофициально, привлекают внимание соответствующих местных, государственных или национальных комитетов по профессиональной этике…"

Увы, у нас в России это пока остается мечтой. Из-за отсутствия соответствующих законодательных актов и недостаточности контроля со стороны профессиональных ассоциаций неквалифицированные психологи действуют практически безнаказанно…

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

В начале ХХ века был популярен такой анекдот (говорят, он был любимым анекдотом Ивана Бунина).

В одном купе поезда оказались мужчина и семейная пара примерно одного возраста. С момента посадки жена начала беспрестанно изводить своего мужа замечаниями, упреками, колкостями и обвинениями. Муж все это терпел, а их попутчик молча наблюдал за происходящим.

Через пару часов мужчины вышли в тамбур покурить.

— Боже мой! — воскликнул нечаянный свидетель проявлений семейных отношений. — Совершенно очевидно, что ваша жена невротична и нуждается в помощи. Знаете, у меня в Таганроге есть знакомый психотерапевт; я могу вам его порекомендовать. Он берет двести рублей за сеанс.

— Благодарю вас, сударь, за любезное предложение, — вежливо ответил муж. — Мы едем в Тамбов: там ее убьют всего за сто.

Недоверие к высокооплачиваемым психотерапевтам способствует выбору более жесткого способа решения проблем…