Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вачков Игорь.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
228.86 Кб
Скачать

3. Тренинг — метод, суть которого состоит в оказании помощи участников друг другу, в их совместной активности, а ведущий вообще не нужен.

У этого мифа также, похоже, есть не только причины в настоящем, но и своя история. В связи с этим следует подробней вспомнить это знаменательное событие — рождения тренинга как метода. Ведь с этого момента именно активность участников стала одним из ведущих признаков тренинга. И здесь особое значение имели идеи школы Курта Левина: именно они лежали в основе концепции лабораторного тренинга в США, именно "теория поля" определила развитие представлений о групповой динамике и других групповых феноменах, именно Левину принадлежат знаменательные слова о том, что "обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности" (цит. по: К. Рудестам, 1993, с.22).

Многие известнейшие специалисты, среди которых был и К. Роджерс, писали о том, что Курта Левина можно считать родоначальником психологического тренинга как особого метода и что сензитивный тренинг является одним из наиболее значительных социальных открытий ХХ столетия. Как же произошло это необычайное открытие, представляющее собой значительный вклад в научное исследование человеческих отношений?

Одной из наиболее важных предпосылок разработки тренинговых методов стал знаменитый эксперимент К. Левина, направленный на изменение привычек питания (Н. В. Гришина, 2000). С этой практической проблемой американцы столкнулись во время Второй мировой войны. Попытки влияния на сознание людей привычными способами — через средства массовой информации, просветительские меры, разные формы агитации — не дали результата. Левин предложил использовать принцип дискуссионных групп. Сама процедура была необычайно простой. После небольшого вступления тренера участники группы обсуждали между собой, как можно побудить людей к использованию новых продуктов питания.

Результаты оказались просто ошеломляющими! После весьма информативной лекции лишь три процента присутствующих отваживались на пробу хотя бы одного из новых блюд, а среди тех домохозяек, которые участвовали в дискуссии, таких было уже 30 процентов.

Курт Левин великолепно осознавал значение группового взаимодействия в изменении не только поведенческих паттернов, но и взглядов, убеждений, ценностей человека. Он настаивал на том, что условием переобучения является способность к принятию группы и групповых норм.

"Переобучение влияет на поведение только в том случае, когда новая система ценностей и убеждений определяет восприятие человека. Принятие новой системы связано с принятием специфической группы, конкретной роли, определенного источника власти как новой точки отсчета. Для переобучения является принципиальным факт существования тесной связи между принятием новых ценностей или нового знания и принятием новых групп или ролей, а также то, что второе часто бывает необходимым условием первого. Это объясняет те огромные затруднения, которые имеют место при поэтапной конверсии системы убеждений. Данная связь — это основной фактор, определяющий резистентность к переобучению, но это также и эффективный метод успешного переобучения" (К. Левин, 2000, с. 195–196). ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Роль непосредственного активного обсуждения новых идей в изменении убеждений и взглядов людей, вскрытую К. Левиным, можно и нужно продуктивно использовать в тренинге.

Скажем, вы как тренер предлагаете участникам тренинга — менеджерам новую модель поведения управленца. Принятие этой модели может натолкнуться на сопротивление участников, но вы убеждены, что именно она будет наиболее эффективной.

Тогда, описав эту модель, разбейте участников на подгруппы и дайте им задание разработать систему требований, предъявляемых к такому типу управленца. Ситуация соревнования между подгруппами сместит активность участников с сопротивления модели на ее анализ. (Ведь каждая подгруппа будет надеяться на то, что ее список окажется самым полным, глубоким и ярким и т. д.)

В результате участники тренинга, оказавшись соразработчиками этой модели управленца, начинают относиться к ней как "своей". (Эффект можно усилить, начав критиковать их предложения: чем больше они будут отстаивать свою точку зрения, тем больше им будет нравиться сама модель.)

Исходя из результатов этого и ряда других экспериментов, К. Левин пришел к выводу, что процесс принятия решения в результате обсуждения в группе, который иногда занимает лишь несколько минут, может повлиять на поведение на многие последующие месяцы. Это связано с тем, что индивид сопротивляется изменениям, если они предполагают отход от групповых норм, и, наоборот, при изменении групповых норм изменения отдельного индивида осуществляются гораздо легче.

Многие специалисты полагают (см., например: Н. В. Гришина (2000)), что временем "открытия" тренинговых групп, подготовленного предыдущими исследованиями Левина, следует считать лето 1946 года. Комиссия штата Коннектикут обратилась к нему за помощью в подготовке лидеров и проведении исследований по выработке наиболее эффективных мер борьбы с расовыми и религиозными предрассудками в обществе. К.Левин и его сотрудники решили провести "изменяющий эксперимент".

Для участия в двухнедельной программе был отобран 41 человек, большинство из которых почти все они были профессиональными педагогами или социальными работниками. Во время проведения этой программы подавляющее число участников вечером уезжали домой. Тем, кто оставался в кампусе, было нечем заняться, и они обратились к экспериментаторам с вопросом, не могли они присутствовать на встречах руководителей и ведущих проекта, на которых обсуждались данные, собиравшиеся с помощью наблюдения за тремя группами, участвовавшими в "изменяющем эксперименте". Почти все ведущие выразили опасение, что будет вредным присутствие участников при обсуждении их поведения будет вредным. К. Левин, однако, не видел оснований, по которым исследователи должны скрывать полученные данные от участников, и предположил, что обратная связь может быть полезной. И он оказался прав!

Однажды вечером наблюдатель сделал несколько замечаний в адрес женщины — одной из трех присутствовавших при обсуждении участников тренинговой группы. Она не согласилась с его мнением, и развернулась активная дискуссия, видимо, доставившая К. Левину большое удовольствие. В конце вечера оставшиеся участники попросили разрешения прийти на следующую встречу, когда будет обсуждаться их поведение. Они получили согласие и назавтра поделились информацией о состоявшейся дискуссии с другими участниками. Результат: на следующей встрече присутствовала, по меньшей мере, половина участников (Н. В. Гришина, 2000).

Несомненной заслугой К. Левина — и с этим согласны практически все западные и отечественные специалисты — следует считать разработку принципиальных идей, важных как для изучения психологии малых групп, так и для разработки тренинговых технологий.

В американский период своего научного творчества К. Левин большое внимание уделял вопросам лидерства (именно ему принадлежит первенство в выделении и изучении таких ставших классическими стилей управления, как демократический и авторитарный), проблемам интерперсональных отношений, групповых правил, групповой атмосферы.

Для формирования и развития тренингового движения имели огромное значение исследования К. Левиным феноменов разных типов коммуникации, социальной перцепции, взаимо­отношений между группами. До сих пор активно используются многие разработанные им методики.

Обосновав высокую роль группы в возникающих на тренинге процессах, сам К.Левин, по-видимому, наличие ведущего на тренинге считал обязательным. Скорее всего, первыми работу группы без тренера предложили психологи гуманистического направления.

ПРИТЧА

О ВЕСЕННЕЙ ЛУЖЕ

Устала Весенняя лужа отражать людей. Решила сама в них отражаться. Идет один человек, говорит: "Какая большая и грязная лужа". Бежит девочка: засмотрелась на опрокинутые вершины деревьев, чуть сама в лужу не упала. Гуляют вечером влюбленные, смотрят — лужа вся в звездах. "Сколько же у меня отражений",— думает Весенняя лужа. И все такие разные…

Виктор Кротов

С этого момента вечерняя сессия стала важным обучающим опытом дня с фокусом на актуальных поведенческих событиях и их активном обсуждении. Таким образом, огромная роль обратной связи в тренинговой группе была осознана, и с тех пор она является неотъемлемой частью тренинговой работы.

По завершении деятельности рабочей группы удовлетворенность результатами оказалась высокой и у участников, и у ведущих. Эффективность тренинга подтвердилась и в результате отсроченного исследования, показавшего, что полученные новые знания и умения участники группы активно используют в своей реальной жизнедеятельности. Это был несомненный успех.

Левин понимал группу как "динамическое целое"; на основе этого понимания им и его сотрудниками были разработаны такие концепты, как групповая динамика, групповая сплоченность, групповая коммуникация, кооперация, групповое принятие решений, групповые нормы, социальный климат, центральная роль тренера.

Важнейшими условиями эффективного функционирования тренинговой группы К. Левин считал сильное чувство "мы", атмосферу свободы самовыражения, спонтанность, неформальность встреч, добровольность участия, эмоциональную защищенность, избегание давления, активность и вовлеченность участников в групповой процесс.

Результатом "изменяющего эксперимента" в Коннектикуте стало создание в 1947 году Национальной лаборатории тренинга, которая затем выросла в международно признанную и мощную образовательную силу, оказавшую влияние на многие социальные структуры. Национальная лаборатория тренинга стала важнейшим центром исследований в области человеческих отношений. Но сам Курт Левин не смог увидеть грандиозные результаты своих трудов и даже не успел поучаствовать в первой сессии Национальной лаборатории: через восемь месяцев после завершения деятельности коннектикутской рабочей группы — 11 февраля 1947 года — он скончался от сердечного приступа.

Что касается собственно рассматриваемого мифа: хотя активность участников, безусловно, имеет первостепенное значение для тренинга, отсутствие тренера не всегда приветствуется (исключение составляют некоторые виды групп личностного роста, группы "Анонимные алкоголики" и т. д.).

Методологические взгляды Курта Левина связаны не только с научными абстракциями и сложными теоретическими построениями. Для него было характерно стремление экспери­ментально, в условиях, максимально приближенных к естественным, изучать поведение человека для решения реальных проблем его жизни среди других людей. Он неспроста замечает: "Многие психологи, работающие сегодня в прикладных областях, остро осознают необходимость более тесной кооперации между теоретической и прикладной психологией. Она может быть реализована в психологии, так же как и физике, если теоретик не будет смотреть на прикладные проблемы с высокомерным отвращением или со страхом перед социальными проблемами и если прикладной психолог поймет, что нет ничего практичнее хорошей теории" (Bargal, Gold, Lewin, 1992, p. 6, цит. по: Н. В. Гришина, 2000). Вызывает восхищение энтузиазм К. Левина, его ответственная страсть к экспериментированию в "полевых" условиях.

Его пример — напоминание о том, что психолог-тренер должен оставаться не только "узким" практиком, но и исследователем, глубоким аналитиком.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Во время написания докторской диссертации у Курта Левина сложились особые отношения с его научным руководителем Штумпфом: они ни разу друг с другом не говорили вплоть до дня ее сдачи! Даже план исследования был утвержден профессором заочно (из соседней комнаты). Однако такой образец отношений Левин отвергал всю свою последующую жизнь.

Он не соглашался принимать дух строгой субординации, типичный для тогдашней Германии. С учениками (среди них были и наши соотечественники: Б.Зейгарник, Т.Дембо, М.Овсянкина, Г.Биренбаум) у него сложились товарищеские, неформальные отношения. Встречи с учениками происходили порой в кафе и ресторанчиках, где не только разворачивались бурные научные дискуссии, но и совершались настоящие научные открытия. По легенде, между прочим, именно в одном из кафе во время разговора Левина с учениками возникла идея, воплощенная затем в исследовании Б. В. Зейгарник.

Так был открыт знаменитый "эффект Зейгарник",характеризующий специфику запоминания незавершенных действий.