Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вачков Игорь.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
228.86 Кб
Скачать

1. Психолог-ведущий тренинговой группы — человек, профессия которого сродни профессиям астролога, народного целителя, экстрасенса.

Предпосылкой возникновения этого мифа можно считать жизнь и своеобразные эксперименты некоторых колоритных исторических персонажей, действовавших еще до появления психологии как отдельной науки.

Ярким примером этого может служить деятельность… скандально знаменитого маркиза де Сада (1740–1814). Когда де Сада заключили в Шарантон, лечебницу для умалишенных, он коротал там время писанием и постановкой пьес, которые разыгрывались его соседями по палате перед пестрой больничной публикой. По ходу даваемых в этом живом театре представлений публика и режиссер наблюдали порой тошнотворные сцены, во время которых самодеятельные актеры слой за слоем обнажали свой внутренний мир, чему, по всей видимости, способствовало богатое и извращенное воображение маркиза. Свидетельства того, что эксперименты де Сада в таком "живом театре" оказывали лечебное воздействие на заключенных, явились для современных авторов основанием для того, чтобы рассматривать их как один из ранних опытов групповой психотерапии (Corsini, 1973). Однако систематическое применение театральных приемов для исследования психики и для влияния на нее началось только в начале XX века (такая работа, как говорилось выше, было связана с именем Дж. Морено).

Можно вспомнить и неоднозначную, породившую много толков и пересудов деятельность Франца Антона Месмера — австрийского врача, практиковавшего в Париже в конце XVIII века. Он предложил "теорию животного магнетизма", согласно которой существует некий магнетический флюид, который в случае неравномерного распределения внутри организма человека порождает болезнь; задача врача — с помощью специальных манипуляций гармонично перераспределить флюиды и тем самым излечить больного. "Лечение по Месмеру" выглядело следующим образом: он совершал пассы, прикасался специальной стеклянной палочкой к больным, проделывал другие манипуляции, с помощью которых, по его мнению, передавались флюиды, циркулирующие посредством чана с водой в организмах больных.

Л. Шерток, Р. де Соссюр так отзывались о работе Месмера (1991, с. 42): "Месмер считал, что его теория рациональна и основана на физиологии, в его представлении флюид был столь же реальным и "ощутимым", как действие магнита. Он никогда не задумывался над психологической связью, возникавшей между ним и его больными, но, хотя он ни в коей мере не стремился к ней, она все же неотвратимо устанавливалась.

Поскольку эта связь и манипулирование ею лежит в основе всякой психотерапии, нам следует попытаться определить ее природу в приемах месмеризма. В ней прежде всего поражает то, что она действует только в одном направлении. Месмер манипулирует, Месмер говорит, и, если больной "отвечает" ему каким-нибудь симптомом, то Месмер властными приказаниями стремится немедленно добиться исчезновения этого симптома. Он низводит больного к дословесной стадии, он "господствует" над ним".

Фактически, именно деятельность Месмера пробудила интерес исследователей к феноменам гипноза и изучению возможностей его применения в медицине. Месмера можно считать одним из первых целителей, использовавших элементы директивной групповой психотерапии.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Современник Месмера Джон Грив так описывал методы его работы (по А. Лоренцеру): "…Посреди помещения стоит сосуд высотою примерно в полтора метра… Он столь велик, что в нем с легкостью могут усесться двадцать человек. В крышке этого ушата проделаны отверстия, соответственно числу людей, которые должны в него погрузиться. В эти отверстия вставлены железные прутья, изогнутые вовне и направо; прутья различной длины, так что они соприкасаются с разными частями тела. Помимо прутьев имеется канат… он идет от одного пациента к другому, по всему кругу.

Самое ощутимое воздействие вызывается приближением Месмера; говорят, что он передает флюид некими движениями своих рук и глаз, не прикасаясь к пациенту. Я говорил со многими людьми, испытавшими это воздействие, у коих одним движением руки вызывались и устранялись судороги".

Теория "животного магнетизма" оказалась совершенно необоснованной, а вот гипнотические эффекты, проявлявшиеся в процессе месмеровских сеансов, в дальнейшем стали одним из важных средств клинической психотерапии. Сказанное выше указывает нам один из важнейших факторов, повлиявших на возникновение групповых форм психологической работы, — психотерапию, базирующуюся на использовании гипнотических воздействий.

Однако и в наше просвещенное время слово "психолог" часто ассоциируется со словами "гипнотизер", "знахарь", "экстрасенс". Увы, такой стереотип базируется на том факте, что многие "колдуны" и "целители" беззастенчиво пользуются психологической терминологией в своих корыстных целях. Авторам, во всяком случае, приходилось встречать в газетах рекламные объявления примерно такого характера: "Сниму сглаз, порчу, венец безбрачия. Излечение всех болезней. Применяются методы погружения в астрал, психоанализа, НЛП". И все это через запятую! Немудрено, что у рядового потребителя средств массовой информации, далекого от знаний научной психологии, возникает полнейшая путаница.

А кроме того, есть вузы, в которых преподаются такие, например, курсы, как "Психологическая астрология". Некоторые дипломированные психологи объявляют научно обоснованными даже эзотерические подходы или оккультные духовные практики. Подобные утверждения представляются, мягко говоря, неоправданными. Но именно такие мнения, высказываемые в средствах массовой информации людьми, обладающими кандидатской, а то и докторской степенью по психологии, приводят к возникновению неразберихи в головах обывателей и порождают мифы, подобные тем, что описаны здесь.

Большинство серьезных профессионалов-тренеров от астрологии, эзотерики, колдовства решительно отмежевываются. Это, кстати, не всегда связано с тем, что они в принципе отвергают влияние космических объектов на психические состояния или определенную лечебную эффективность магических ритуалов. Просто существуют этические запреты на практику, не имеющую серьезного научного обоснования. Нельзя применять методы, механизм воздействия которых неясен и эффект непредсказуем. Не следует пропагандировать как истину недоказанные закономерности.

Одна из серьезных методологических проблем, связанных с указанными мифами, заключается в том, что научные психологические парадигмы в настоящее время оказались достаточно размытыми. С одной стороны, такая ситуация вроде бы способствует долгожданной интеграции различных научных направлений, с другой — приводит к неоправданной эклектике и потере научных ориентиров.

Другая проблема вызвана "эмиграцией" академических психологов в область практики: переход с теоретического уровня методологии на технологический оказывается не всем по силам, поскольку требует иной методологической компетентности. Рассуждения некоторых "академических" психологов о проблемах практической психологии порой вызывают искреннее недоумение практиков, поскольку демонстрируют абсолютное незнание сути вопроса: "А когда он последний раз с живым подростком разговаривал? Он вообще когда-нибудь работал с бизнес-группами?"

Впрочем, и обратное движение также далеко не всегда успешно: многие прекрасные практики, как выясняется, не способны преодолеть трудности написания кандидатской диссертации, поскольку "птичий язык" науки оказывается им не по силам.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Недавно попалось в Интернете такое любопытное объявление: "Проводится тренинг для психологов-теоретиков, желающих стать практиками".

Интересно, собралась ли группа?

Авторам пока не доводилось встречать психологов, которые считали себя бы исключительно теоретиками.

Когда об этом начинаешь говорить, они обычно скромно намекают на многогранность своих способностей и сфер приложения профессиональных сил.

Только почему-то людям, испытывающим психологические трудности, оказывается чрезвычайно сложно найти квалифицированного психолога-практика…