Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры блок 2.doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
520.19 Кб
Скачать
  1. Журналы теряют определенность направлений и былое значение. Писатели перестают быть разборчивыми при выборе журналов для публикации.

  2. Снижается качество литературной критики – она становится менее социальной и более узкоэстетической. Демократический пыл сменяется холодной беспристрастностью. Характерный критик, фельетонист времени – А. В. Дружинин – умеренный либерал, сторонник теории «чистого искусства», открыто отрекающийся от традиции Белинского (в ней мало «поэзии» т. е. эстетического).

  3. Распространяется легкомысленный фельетон. «Фельетон изгнал и серьезные обозрения литературы, и серьезные критические статьи, и серьезные рецензии». («Отечественные записки, 1954 г.).

  4. Исчезает принципиальная полемика между журналами, и на ее месте появляются пустые конфликты. Неточные даты, опечатки, а иногда и личные качества того или иного сотрудника журнала стали главным предметом журнальных дискуссий.

  5. В журналах разрастается отдел «Науки». Статьи в нем имеют узкоспец характер .

  6. Исключена анонимность авторов.

  7. Сокращается объем информационных материалов, особенно в провинции. Содержание губернских ведомостей – краеведческие материалы, статистика, официальная информация.

Новый период в истории русской журналистики начался после поражения России в Крымской войне и смерти Николая I, когда поднялась новая волна революционного движения и на общественно-политической арене и в литературе выступило поколение разночинной революционной демократии 1860-х годов во главе с Чернышевским и Добролюбовым.

II. Русская бесцензурная печать за рубежом: издания а. И. Герцена и н. П. Огарева

В создавшихся условиях только вольная и бесцензурная русская печать могла пропагандировать социалистические и революционные идеи.

А. И. Герцен – русский писатель и публицист, по убеждениям - революционный демократ. Выступал за отмену крепостного права и уничтожение самодержавия, но в России не мог «развернуться» - мешало отсутствие свободы слова. В 1847 г. эмигрирует с семьей за границу. Там участвует в революционном движении, переезжает из страны в страну (Франция, Италия, Швейцария). Пишет «Письма из Франции и Италии», печатает произведение «Письма с того берега» (запечатлевает здесь поражение революции и разгул реакции). Г полагал, что европейская революция выведет Россию на путь прогресса, но этого не произошло. В то же время переживает трагические события в личной жизни. В 1851 г. в результате кораблекрушения погибают его мать и сын. Жена увлеклась немецким поэтом Гервегом, а в 1852 году во время родов умерла.

Г переезжает в Лондон и приступает к осущ давней задумки создать «заграничную русскую литературу», ктр можно нелегально переправлять на родину.

Февраль 1853 г. – Герцен печатает воззвание «Братьям на Руси», в котором объявляет о создании вольного рус книгопечатания в Лондоне и призывает присылать материалы в жур.

Вольная типография была создана 22 июня 1853 г. Первое издание – брошюра «Юрьев день! Юрьев день! Русскому дворянству» (призыв дворян к раскрепощению крестьян). 20 июля вышла вторая брошюра – «Поляки прощают нас» (по вопросу о независимости Польши). Третья – «Крещеная собственность» (о вреде крепостного права для крестьян и пользе общины).

Начавшаяся Крымская война почти полностью разорвала связи типографии с Россией. Перелом – смерть Николая I (на его место пришел Александр II) и конец Крымской войны. В связи с новым подъемом общественного движения в России Герцен решает издавать альманах «Полярная звезда».

«ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА»В 1855 г. выходит 1ый номер. Это альманах с жур структурой (выходил раз в год, но не всегда) без цензуры. Г подчеркивает связь своей вольной типографии с делом декабристов: у них одни цели, их альманах назывался так же. На обложке – профили 5 казненных декабристов, а эпиграф – слова из Пушкина «Да здравствует разум». Главные требования – гласность и освобождение крестьян.

Первый выпуск - письмо Герцена к Александру II. Герцен просит царя освободить крестьян и слово от цензуры. Первый номер в 1855 г. попал в Россию, и достиг декабристов, находившихся в ссылке, которые положительно оценили новое издание.Второй номер (1856 г.) - запрещенные стихи Пушкина и Рылеева, статьи Огарева, письма из России. Вольная типография стала популярной – номера раскупались, присылали много рукописей. С 1855 по 1862 г. вышло семь книжек. В них публ стихотворения рус поэтов, запрещенные в России, материалы о декабристах, стихи Огарева, теоретические статьи о социализме.

«КОЛОКОЛ»Апрель 1856 г. – в Лондон приезжает единомышленник Герцена Н. П. Огарев- идея создать новый периодический орган, ктр выходил бы чаще «Полярной звезды», был удобен для распространения и откликался бы на все актуальные события русской жизни. Герцен предложил назвать его «Колокол». Апрель 1857 г. – Герцен извещает о скором выходе «Колокола» в особом листке: «Мы теперь, как в 1855 году, считаем первым необходимым, неминуемым, неотлагаемым шагом: 1. Освобождение слова от цензуры. 2. Освобождение крестьян от помещиков. 3. Освобождение податного сословия от побоев». 1 июля 1857 г. – выход 1го «Колокола» (в дальнейшем выходил несколько раз в месяц). В своем развитии газета прошла три этапа:

1. 1857–1861 гг. – подъем, наивысшая популярность и влияние (тираж до 3000 экз.);

2. 1862–1864 гг. – потеря популярности, охлаждение читателей (тираж 500 экз.).

3. 1865–1867 гг. – перевод «Колокола» на континент, попытки наладить контакты с «молодой эмиграцией», отсутствие спроса, прекращение издания.

Содержание: публицистические материалы (Герцен), юридические и экономические материалы, прокламации, обращения к народу (Огарев), злободневные сообщения из России с примечаниями редакции, стихотворения (Огарев, Некрасов и др.). Тематическое «прибавление» (1859-1862 гг.) – обличительное приложение «Под суд!» (публиковались конкретные случаи беззакония в России – истязания крестьян, произвол чиновников). Продажа изданий Герцена в Европе шла через книгоиздательство Трюбнера. Как контрабанду в Россию газету провозили добровольные агенты, продавцы, моряки, польские эмигранты. Революционная молодежь перепечатывала и распространяли газету и отдельные материалы.

Другие издания Вольной типографии

  • «Голоса из России» - публ присланные материалы, ктр отл от направления «Полярной звезды» (в основном, статьи либералов – славянофилов и западников).

  • «Общее вече» (1862-1864) – издание для народа (крестьяне, мещане, старообрядцы).

  • Исторические материалы - сборники о раскольничестве и старообрядчестве, записки княгини Дашковой, Екатерины II, И. В. Лопухина, «О повреждении нравов в России». Особенно большое значение придавали Герцен и Огарев публикации материалов о декабристах.

  • Художественные произведения, запрещенные в России – Пушкин, Рылеев, Лермонтов, Радищев и др.

  • Революционные воззвания, прокламации и брошюры, рассчитанные на распростр в народе и написанные доступным для него языком.

Взгляды Герцена и Огарева«русский социализм» - одна из разновидностей утопического социализма. России легче, чем Европе перейти к социализму, минуя стадию капитализма. Но для этого нужны революционные преобразования. Поэтому издания Герцена и Огарева – органы революционной крестьянской демократии. Борьба за освобождение крестьян – главная черта направления. Также Герцен с Огаревым призывают к свержению самодержавия и отстаивают демократизацию государственного строя: настаивали на передаче законодательной власти в руки Думы, введении крестьянского самоуправления, выборности гос. органов, уничтожении чиновничества, полиции и Третьего отделения, выступали за отмену телесных наказаний, свободу слова, печати и вероисповеданий, за бесплатное обучение.

Революция и реформы. Герцен и Огарев – демократы, которые отклоняются к либерализму. Герцен мечтает о «революции сверху», но если это не удастся, не отрицает и «топора». Для либералов «топор» неприемлем. Возникает полемика и с демократами и с либералами (с либералами она острее).

1. Либералы (славянофилы и западники Чичерин, Кавелин, Аксаков) не одобряли взглядов «Колокола», т. к. для них неприемлема революция. Герцен видел в общине начало будущей соц организации, а славянофилы пытались сделать из рус общины оплот против революции и социализма. Герцену и Огареву были чужды религиозность славянофилов, их монархические и патриархально-феодальные увлечения.

2. Демократы. Письма Герцена к Александру II, где он уговаривал царя освободить крестьян с землей, были выражением надежды на «революцию сверху» и не нравились демократам. Соответственно, у Герцена были неоднозначные отношения с «Современником».

«Very dangerous!!!» («Очень опасно!!!») («Колокол», №44)статья Герцена, где он осудил руководителей «Современника» за их насмешки над либерально-обличительной литературой и отрицательное отношение к «лишним людям». Чернышевский поехал в Лондон, чтобы договориться с Герценом. В №49 «Колокола» появилось разъяснение, где Герцен признавал ошибочными свои выпады против «Современника» – «русских собратьев».

«Письмо из провинции» («Колокол», №64) подписанное «Русский человек», положило начало новой полемике Герцена и демократов.

В полемике с «Русским человеком» Герценом была поставлена проблема: реформа или революция в решении крестьянского вопроса? В 50-е гг. у него была вера в царя, он видел перспективу мирной «самодержавной революции» и считал безнравственным звать «к топору» из Лондона. «Колокол» стремился к объединению различных оппозиционных сил.

По мере нарастания революционной ситуации в России направление «Колокола» становится все более революционным.

Свобода слова, отношения с властями: Лица, уличенные в передаче изданий Вольной типографии или в связях с Герценом и Огаревым, подвергались преследованию. В 1862 г. Чернышевский был арестован за связь «с лондонскими пропагандистами». За границей подкупленная пресса и литература выступала против «Колокола». Пример - брошюра барона Фиркса (псевдоним Шедо-Ферроти), которую правительство распространяло в России. Автор упрекал Герцена в чрезмерном самомнении, честолюбии, проповеди анархии и призывал к умеренности и благожелательному отношению к русскому царю. Дозволив брошюру Шедо-Ферроти, правительство дало понять, что находит желательным поход русской печати против Герцена. И реакционная пресса во главе с Катковым стала систематически осуждать Герцена.

А. В. Головнин – министр народного просвещения с 1861 г. В «Записке о “Колоколе”» он намечает программу борьбы с Герценом: предлагает не скрывать, а перепечатывать статьи «Колокола» с возражениями. Вслед за этим тексты герценовских статей с соответствующими комментариями публикуются на страницах столичной периодики.

В номере «Русского вестника» за 1862 г. Катков публикует «Заметку для издателя “Колокола», где Герцена обвиняют в петербургских пожарах. В целом, правительству удалось достигнуть поставленной цели.

Антиправительственные выступления: В 1861 г. - репрессии на студентов, недовольных новым университетским уставом. Министерство народного просвещения запрещало печатать что-либо о студенческих беспорядках. «Колокол» откликнулся на эти события рядом статей: «Петербургский университет закрыт!», «По поводу студенческих избиений», «Третья кровь!», «Исполин просыпается!». Герцен поддержал студентов.

В 1863 г. произошло польское национально-освободительное восстание, которое было поддержано либеральной прессой и общественным мнением. «Колокол» отстаивал свободу Польши: «Мы против империи, потому что мы за народ». Вышла прокламация «Поляки прощают нас»: борьба поляков законна, у русских и польских революционеров общее дело. Все это значительно сократило количество сторонников Герцена.

С осени 1863 г. начался период упадка «Колокола» и Вольной типографии. Резко уменьшаются поток корреспонденции и количество читателей. В это время произошел общий спад революционного движения в России, правительство в очередной раз ужесточило контроль. Герцен переносит типографию из Лондона в Женеву, надеясь на помощь тамошней революционной эмиграции. Русский революционер-эмигрант А. Серно-Соловьевич выступил против либерализма Герцена с нашумевшей брошюрой «Наши домашние дела» (1867). Герцен возражал против увлечения «молодой эмиграции» бакунинскими, заговорщическими методами, против их склонности к террору, подложных манифестов и т.п. Он отказался от публичной полемики с Серно-Соловьевичем. В десятилетнюю годовщину «Колокола», в №244–245 от 1 июля 1867 г., Герцен и Огарев объявили, что они приостанавливают издание на полгода. Русский «Колокол» – журнал для России и на русском языке – уже не возобновился. Через полгода Герцен и Огарев стали выпускать «Колокол» на французском языке, но 1 декабря 1868 г. навсегда закончили его издание