Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры блок 2.doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
520.19 Кб
Скачать

9. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина.

«Отечественные записки» – период расцвета сатирической публицистики Салтыкова-Щедрина:

С.Щ. работал в журналах более 40-ка лет. Писал, а также успел поработать руководителем демократических критических изданий «Отечественных записок» и «Современника».

1846-1848 – 1856-1862 - писал для этих двух журналов. 1862-1864 – соредактор Некрсова в «Современнике»1868-1884 - руководил с Некрасовым «Отечественными записками».Дальше – после закрытия «О.з» - был вынужден сотрудничать с др.изданиями. В «О.З» проработал 16 лет.

Журнал «Отечественные записки» возглавлял Некрасов. В качестве соредакторов выступали Сал-тыков-Щедрин и Елисеев. Это демократический журнал. Отличался враждой ко всем остаткам крепостнических отношений. Журнал выступал против обезземеливания крестьян, против сословной неравноправности основной массы русского населения, высоких налогов, особенно выкупных платежей за землю. Вместе с тем журнал протестовал против новых эксплуататоров — хищников-предпринимателей, пришедших на смену крепостникам. О.З. уделяли большое внимание международному революционному движению, деятельности I Интернационала, марксизму.

Боевую позицию занял журнал и в вопросах литературной критики.Здесь-то и выступал Салтыков-Щедрин – сторонник реализма, критикующий теорию чистого искусства, искусства для искусства, натурализм и невзыскательность вкуса литературных ремесленников.

Сатирическая публицистика Салтыкова-Щедрина сыграла особую роль в журнале. Его публицистика — это подлинная летопись пореформенной России.

Сатирик часто прибегал к гиперболе, фантастике, аллегории, другим формам эзоповского языка, в смешном и нелепом виде изображал представителей офи бюрократии, много места отводил характеристике рождающегося русского капиталиста.

Начиная свое сотрудничество в «Отечественных записках», писатель опубликовал 2 цикла: «Признаки времени» и «Письма о провинции». подводя итог прожитому после реформы десятилетию, он ставит вопросы: что изменилось в жизни России после реформы 1861 года? почему общественный подъем 60-х годов не принес ожидаемых результатов? в чем причина разгрома революционного движения? Эти проблемы волновали всех сотрудников «Отечественных записок» и их читателей.

Сатирик имел полное право признать: крепостное право живет во всем — «в нашем темпераменте, в нашем образе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни обратили наши взоры, все из него выходит и на него опирается». Оценивая другие реформы 60-х годов, Салтыков-Щедрин так же недвусмысленно раскрывает их крепостническую сущность. Писатель одним из первых в русской литературе создал типические образы представителей русской буржуазии 70—80-х годов и ее идеологов — либералов. Разоблачение либерализма становится одной из главных тем его литературной деятельности.

Основные публицистические работы:

Сам он говорил о себе как о «летописце минуты» - т.е. его произведения крайне публицистичны, они всегда написаны на «злобу дня».

«Признаки времени» - писатель дал верную характеристику земской реформы. Либералы с радостью встретили положение о земствах. Задача передовых людей — помочь народу изжить свою неразвитость, ибо «главная и самая существенная причина бедности нашей народной массы заключается... в недостатке сознания этой бедности».

«Губернские очерки» - злободневность, антикрепостническая направленность, образы мошенников-купцов, чиновников-лихоимцев.  «Губернские очерки» — это сатира на правительственную систему и ее идеологию.

С 1858 по 1860 год СЩ занимает пост вице-губернатора в Рязани, а с 1860 по 1862 год он - вице-губернатор в Твери. Салтыков активно вмешивается в губернские дела, защищая интересы народа против незаконных действий крепостников.

Цикл «Письма о провинции». Трактуют о борьбе «историографов» — чиновников-крепостников — с «пионерами» — чиновниками, проводящими реформы на почве ужасающей бедности русской провинции, нисколько не облегчаемой «реформами». лишь революция положит предел этой ужасающей бедности.

«Помпадуры и помпадурши» В «Помпадурах и помпадуршах» может быть впервые обнаружилась особенность сатиры зрелого С.-Щ.,: умение предвидеть, заглянуть в будущее, умение, являющееся следствием глубокого проникновения в настоящее, познание не только того, что представляет собою сейчас данное явление, но и куда оно растет (это отличная журналистская черта). «Помпадур» означает администратора, прежде всего губернатора, выдвинутого на свой пост благодаря покровительству вывысокопоставленных лиц.

«Господа Ташкентцы». Здесь мы знакомимся с «просветителями, свободными от наук» и узнаем, что «Ташкент есть страна, лежащая всюду, где бьют по зубам и где имеет право гражданственности предание о Макаре, телят не гоняющем». «Помпадуры» — это руководители, прошедшие курс административных наук у Бореля или у Донона; «Ташкентцы» — это исполнители помпадурских приказаний. Не щадит Салтыков-Щедрин и новые учреждения — земство, суд, адвокатуру.

«За рубежом» - симпатизируя передовой, революционной Франции, восхищаясь ее прогрессивными традициями, писатель беспощадно разоблачает современную французскую буржуазию, затоптавшую из алчности и страсти к наживе славные идеалы якобинцев. Сатирик развеял ореол мнимой революционности, возникший вокруг буржуазных республиканцев, которые защищали в прессе и парламенте капиталистические порядки. «Республикой без республиканцев» назвал Салтыков-Щедрин Францию 70-х годов, оценив буржуазную республику как классическую форму господства буржуазии.

Все жгучие проблемы русской жизни нашли отражение в его публ. циклах: «Дневник провинциала в Петербурге», «Благонамеренные речи», «Письма к тетеньке» и др.

«Письма к тетеньке» - тетенька – отечественная интеллигенция, дворянство. Смело разоблачал террористические организации самодержавия. Сатирик осуждает буржуазно-дворянское государство со всеми его институтами как орудие угнетения народных масс, как средство защиты классового господства помещиков и капиталистов, снова клеймит либеральное общество, плотным кольцом окружившее царский трон после 1881 г.

«Дневник провинциала в Петербурге» - мотив атмосферы судорожной лихорадочной погони за удачей, которая опьяняет хлынувших в столицу провинциалов-помещиков в надежде поправить положение – примкнуть к дельцам, обзавестись связями, приискать теплое местечко, попасть во влиятельный салон и т.д. С-Щ. высмеивает ненавистный ему принцип «умение жить» (т.е. выкрутачество гадкое и присвоение копеек, наживничество). посвящены дальнейшему развитию капитализма в России и отражению этого процесса в политической жизни страны.

Он всегда боролся и грызся с цензурой, потому что всегда хотел писать открытым ясным языком о самом остром, но она ему не давала и приходилось унижаться до эзопова. Свою иносказательную манеру письма называл «рабьей».

О журналистах и журналистике:

Его бесило цензурное давление. А ее он презирал начинающую коммерциализироваться прессу, ту, ктр теперь живет ради выгоды, потакая вульгарным и низменным вкусам.

Плюс тогда появилась тенденция, что издания начали обсуждать мелкие частные вопросы, причем без анализа! С.Щ. это бесило дико! Он ополчался на это безобразие! Щедрин говорил, что общественное значение писателя «в том, и заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы». Главным для писателя и журналиста он счита ПРАВДИВОСТЬ И ГЛУБИНУ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

В статье «Напрасные опасения», которую современники рассматривали как программную, Салтыков-Щедрин выразил свое революционно-демократическое понимание роли и задач литературы в новых исторических условиях. Отвергая стоны либеральной критики об упадке беллетристики, он верно уловил новые черты русской литературы, когда на смену дворянским писателям пришел разночинец и возникла задача создания нового типа положительного героя.

В произведениях писателя мы найдем и образ журналиста-демократа, отдавшего силы делу освобождения народа. У него есть свой читатель, читатель-друг, способный не только посочувствовать литератору в трудную минуту, но и готовый претворить в жизнь идеи народного счастья. Трагический образ журналиста-демократа - он сожалеет о том, что не принял непосредственного участия в революционной борьбе, а лишь в литературе, в журналистике боролся с неправдой.

Таким журналистом-борцом был и сам Салтыков-Щедрин. Резкость и непримиримость сатиры были отражением убежденности писателя в том, что необходимо решительно покончить с царизмом и эксплуататорами. Все симпатии писателя на стороне истерзанного, забитого хищниками трудящегося человека. Во имя освобождения народа и разоблачал он так беспощадно все язвы русской жизни.

Критика либерально-буржуазных журналистов, газет:

В связи с критикой либерализма он много внимания уделил характеристике либерально-буржуазной прессы, заклеймив ее продажность в вымышленном, но очень точном названии газеты «Чего изволите?». Пародии его на содержание статей, фельетонов буржуазной прессы, ее язык, стиль занимают сущ место в сатирических очерках, опубл в «Отечественных записках» («В среде умеренности и аккуратности», «Современная идилия» и др.). Салтыков-Щедрин был глубоким критиком несовершенств буржуазной демократии, немецкого милитаризма, о чем ярко свидетельствует его книга очерков «За рубежом».

!!! После смерти Некрасова (1877 г.) С-Щ. в сложной борьбе с либеральными народниками отстаивал прежнее направление «Отечественных записок», и он с честью выполнял эту задачу вплоть до закрытия журнала в 1884 г.

Вклад великого сатирика в критику либерализма был весьма значителен. Щедрин сатирически изображал либералов, показав, что за их претензиями на свободолюбие и народолюбие скрывается полнейшая неспособность к любому делу, что для них характерно оправдание эксплуатации чужого труда. Критика либералов, ставшая затем одной из основных тем творчества писателя, способствовала более тесному его сближению с кругом «Современника».

В своих очерках Салтыков-Щедрин достигал огромной силы сатирической типизации и широты охвата событий внутренней и международной жизни.

В «Дневнике провинциала в Петербурге» содержится издевательская характеристика либерально-буржуазной прессы 70-х годов — печати «пенкоснимателей». Под именем «Старейшей российской пенкоснимательницы» сатирик изобразил «Санкт-Петербургские ведомости» — крупнейшую либеральную газету того времени, высмеял продажных, трусливых газетных борзописцев, фразеров и болтунов, идеологов и теоретиков хищничества.

*Салтыков-Щедрин был мастером эзоповского языка.

*Несмотря на многочисленные иносказания, на условность употребления ряда слов и оборотов речи, читатель, по свидетельству самого сатирика, хорошо понимал его. «...Литература до такой степени приучила публику читать между строками, что не было того темного намека, который оставался бы для нее тайной», — признавался писатель.

*Неистощимо языкотворчество Салтыкова-Щедрина. Он был очень чуток, внимателен к структуре родного языка, идиомам и поговоркам и негодовал на либерально-буржуазных газетчиков, коверкавших речь в угоду своим невзыскательным читателям. У него чрезвычайно сильно развито чувство слова, огромен словарный запас, поразительно умение использовать многозначность слов.

Во всех сатирических очерках Салтыкова-Щедрина встречается образ рассказчика или корреспондента, который в иных случаях становится рупором авторских идей и оценок. Этот образ является самостоятельным персонажем произведений сатирика. Чаще всего он олицетворяет собой колеблющегося, трусливого русского либерала-обывателя, примкнувшего к реакции, ктр разоблачает себя речами и поступками. Таков, например, корреспондент «Писем к тетеньке», от имени которого ведется повествование.

Писатель постоянно стремился сделать своих противников смешными, ибо смех — великая сила «в деле отличения истины от лжи», как говорил еще Белинский.