Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Scan 3.rtf
Скачиваний:
4
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
1.51 Mб
Скачать

Глава 4. Краткая история конституционного развития России 219

Республики» съезд установил всю систему высших и местных органов государственной власти страны.

Закрепляя экономические основы социализма, Декларация объявляла отмену частной собственности на землю, а земель­ный фонд — общенародным достоянием. Она четко отразила политику советской власти, направленную на полный переход всех фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта, а также банков в собствен­ность государства.

Характеризуя первые декреты советской власти конституци­онного характера, закреплявшие основы новой социальной системы, автор заслужил бы упреки читателя, если бы не отме­тил: данная власть поступала так же, как это делалось до нее, а впрочем, и после нее. А именно: укрепляя себя, она боролась со своими противниками. В конституционно-правовом плане это выражалось в том, что лишались прав те, кто выступал про­тив советской власти либо по своему социальному происхожде­нию считался скорее ее врагом, нежели лояльным лицом и тем более союзником. Пресекались даже в зачатках выражение не­довольства, а тем более действия, враждебные режиму.

Хотя до прихода к власти большевиков были довольно по­пулярны идеи широкого (поголовного) участия народа в управ­лении страной, в охране общественного порядка и т. п., эйфо­рия очень быстро прошла, и оперативно были созданы не толь­ко общие структуры управления, но и специальные органы, включая милицию во главе с НКВД и органы борьбы с контр­революцией и саботажем во главе с ВЧК. Упоминавшимся дек­ретом «О суде» существовавшие прежде суды упразднялись и должны были заменяться судами, образуемыми на основе демо­кратических выборов. А решать дела новые суды должны были именем Российской Республики и руководствоваться в своих решениях и приговорах «законами свергнутых правительств» лишь постольку, поскольку «таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию». История дала немало примеров тому, на­сколько условными явились эти категории и к какому размаху произвола это привело.

Упоминавшимся Декретом «О печати» и другими актами за­прещались многие враждебно настроенные к новой власти из­дания. Зачастую воспринимались с нетерпимостью и возводи­лись в ранг контрреволюционных действий любые попытки

220

Раздел II. Учение о конституции. Конституция Рф

Глава 4. Краткая история конституционного развития России

221

к ритиковать власти за их шаги, действительно направленные на ограничение демократии.

Повсюду на местах создавались единые органы власти — Советы, стремление образовать иные модели представительных учреждений пресекалось.

После Февральской революции 1917 г. в России была до­вольно популярной идея Учредительного собрания как высше­го представительного органа государственной власти. Несмотря на то что в октябре 1917 г. установлена власть в форме Советов, большевики не выступали категорически против Учредительно­го собрания. Учитывались настроение населения, вселенная в него надежда на то, что Учредительное собрание способно обеспечить его интересы. Советское правительство сразу после Октября заявило, что оно созовет Учредительное собрание в назначенный срок, выборы состоялись в ноябре — начале де­кабря 1917 г. Вероятно, была надежда на то, что поддержку на этих выборах будут иметь представители сил, пришедших к власти. Однако этого не произошло, большевики не получили большинства. Стала вполне очевидной перспектива непризна­ния Учредительным собранием советской власти и происшед­ших в России событий, более того — провозглашения Учреди­тельным собранием, в противовес Всероссийскому съезду Со­ветов, своего предназначения как высшего представительного органа государственной власти России.

Поэтому, как сказали бы сегодня, работая на опережение, накануне открытия Учредительного собрания, 16 (3) января 1918 г. ВЦИК утвердил упоминавшуюся ранее Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа (впоследствии переутвержденную III Всероссийским съездом Советов), в ко­торой говорилось о принадлежности власти целиком и исклю­чительно трудящимся массам и их полномочному представи­тельству — Советам рабочих, солдатских и крестьянских депу­татов. Кроме того, в тот же день, 16 (3) января 1918 г., ВЦИК принял постановление «О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государствен­ной власти». В нем говорилось: «На основании всех завоеваний Октябрьской революции и согласно принятой Центральным Исполнительным Комитетом 3 января с. г. Декларации прав трудового и эксплуатируемого народа вся власть в Российской Республике принадлежит Советам и советским учреждениям. Поэтому всякая попытка со стороны кого бы то ни было или

какого бы то ни было учреждения присвоить себе те или иные функции государственной власти будет рассматриваема, как контрреволюционное действие. Всякая такая попытка будет по­давляться всеми имеющимися в распоряжении Советской вла­сти средствами вплоть до применения вооруженной силы».

Итак, была создана правовая основа действий новой власти на случай шагов «непослушного» Учредительного собрания. Оно открылось 18 (5) января 1918 г. Его большинство, пред­ставленное правыми эсерами, отказалось принять Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, тем самым — признать советскую власть. Большевики и левые эсеры покину­ли заседание. А 19 (6) января ВЦИК принял Декрет «О роспус­ке Учредительного собрания», охарактеризовав его как учреж­дение, которое может «играть роль только прикрытия борьбы буржуазной контрреволюции за свержение власти Советов».

Таким образом, декреты конституционного значения, по­явившиеся в первые месяцы советской власти, отражали то ви­дение образа грядущей системы, с которым пришли к власти руководители новых социальных сил. Можно признавать про­грессивный характер многих мер, считать их служившими ин­тересам трудового населения. Но нельзя не видеть и того, что под знаменем укрепления этой власти уже в первые месяцы ее становления имели место отказ от идей парламентарной демо­кратии, ограничения демократических свобод, отстранение от политической жизни ряда социальных слоев. Если бы все дело было лишь в условиях переходного периода, это еще можно было бы как-то понять. Но будущее показало, что из цепочки таких шагов затем сложился политическим режим, не терпев­ший какой-либо критики в свой адрес, считавший свободой лишь возможность высказывать пожелания по совершенствова­нию данного строя, однако не затрагивать при этом его основ и не сомневаться в его вечности. И не учитывать этого нельзя, рассматривая акты конституционного значения начального эта­па власти Советов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]