Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Scan 3.rtf
Скачиваний:
4
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
1.51 Mб
Скачать

Глава 4. Краткая история конституционного развития России 209

бы Дума утвердила Основные государственные законы, она по­лучила бы и право определять в них роль монарха (кто утверж­дает документ, тот и «освящает» власть). Немаловажно было вообще, от кого исходит документ, это существенно отражается на его назначении.

Поэтому в значительно переработанном виде Основные го­сударственные законы были утверждены царем 23 апреля 1906 г. (Дума открылась 27 апреля)1. Они имели следующую структуру: преамбула; глава первая «О существе верховной са­модержавной власти»; глава вторая «О правах и обязанностях российских подданных»; глава третья «О законах»; глава чет­вертая «О Государственном совете и Государственной думе и образе их действий»; глава пятая «О Совете министров, мини­страх и главноуправляющих отдельными частями».

В преамбуле подчеркивалось, что Основные государственные законы — документ, исходящий от царя, принимаемый «в видах укрепления основ обновляемого государственного строя», под­лежащий изменению лишь по его «почину». «Государство Рос­сийское едино и нераздельно», Великое княжество Финлянд­ское во внутренних делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и всех государственных и общественных установлениях, а упот­ребление местных языков и наречий в государственных и обще­ственных установлениях определяется особыми законами.

В главе первой говорилось, что императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть. «Повиноваться власти его, не только за страх, но и за совесть, сам Бог повеле­вает» (п. 4).

Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой (п. 5). Причем приоритеты императора были обозначены четко: во-первых, ему принадлежал «почин по всем предметам законо­дательства» (говоря современным языком, право законодатель­ной инициативы); во-вторых, «единственно по его почину» мог­ли подлежать пересмотру Основные государственные законы в

1 В литературе Основные государственные законы оцениваются как ок­троированная (т. е. дарованная монархом) конституция. См. об этом, напри­мер: Пахоленко Н. Б. К характеристике «думского периода» в истории Россий­ского государства // Становление конституционного государства в посттотали­тарной России: Сб. статей. Вып. 1 / Отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1996. С. 88.

210

Раздел II. Учение о конституции. Конституция рф

Глава 4. Краткая история конституционного развития России

211

Г осударственном совете и Государственной думе; в-третьих, им­ператор утверждал законы, и без этого утверждения никакой за­кон не мог «иметь своего совершения».

В акте закреплялось верховенствующее положение императо­ра в управлении: «Власть управления во всем ее объеме принад­лежит государю Императору в пределах всего государства Рос­сийского» (п. 10). Управление делилось на две части: верховное, в котором император действует непосредственно; подчиненное, в делах которого «определенная степень власти вверяется от не­го, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим его именем и по его повелениям» (там же). Императору принад­лежало право назначать и увольнять председателя Совета мини­стров, министров и главноуправляющих отдельными частями.

В Основных государственных законах были четко оговорены для императора гарантии, касающиеся имущества и престоло­наследия. Только сам государь мог издавать указы и повеления в отношении имущества, составляющего его собственность. Со­храняющими «силу законов основных» объявлялись положения о порядке наследования престола, об императорской фамилии; изменять эти положения мог лишь лично государь. Таким обра­зом, указанные вопросы вообще выводились за пределы законо­дательной деятельности новых парламентских учреждений.

В главе второй — о правах и обязанностях — первыми назы­вались обязанности российских подданных: защита престола и Отечества; воинская повинность для мужчин; обязанность пла­тить налоги и пошлины, а также отбывать повинности «соглас­но постановлениям закона».

Далее указывались гарантии личной неприкосновенности и личные права граждан: преследование за преступное деяние только в порядке, определенном законом; содержание под стражей лишь в случаях, определенных законом; возможность суда и наказания лишь за деяния, предусмотренные законом, действовавшим на момент их совершения; неприкосновенность жилища; право россиянина свободно избирать место жительст­ва и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепят­ственно выезжать за пределы государства; неприкосновенность собственности; свобода веры.

Из тех прав и свобод, которые мы сегодня называем публич­но-политическими, Основные государственные законы закре­пили: право устраивать собрания в целях, не противных зако­нам, мирно и без оружия; право каждого в пределах, установ-

ленных законом, высказывать «изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами»; право образовывать общества и союзы в целях, «не противных законам».

В главе третьей — о законах — провозглашалось, что Рос­сийская империя управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке (п. 42). Никакой новый за­кон не может последовать без одобрения Государственного со­вета и Государственной думы и «восприять силу» без утверж­дения императора.

В главе четвертой о Государственном совете и о Государст­венной думе устанавливалось, что они созываются ежегодно указами императора. Госсовет образовывался из членов по вы­сочайшему назначению и членов по выборам. Государственная дума избиралась на пять лет населением России. Император имел право досрочного роспуска выборных членов Госсовета и Думы, с одновременным назначением новых выборов.

В делах законодательства Госсовет и Дума пользовались рав­ными правами (п. 64). Причем законопроект мог быть сначала принят в Государственной думе и затем поступить на рассмот­рение Государственного совета либо наоборот — после одобре­ния в Госсовете поступал на рассмотрение Госдумы. Законо­проект становился законом после одобрения органами и утверждения императором. Поэтому с известной условностью надо относиться к высказанной в литературе оценкой Госсовета как верхней палаты парламента1. Речь скорее всего может идти о том, что в силу консервативности и состава, о чем говорилось ранее, Госсовет был сдерживающим фактором для Госдумы как органа, где рождалось больше законодательных идей. Тем более что председатель Госсовета назначался царем из невыбираемой части членов Госсовета, и именно он, а не председатель Думы, вносил принятые обоими органами законопроекты царю.

Основные государственные законы содержали нормы о Со­вете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями. Они несли ответственность перед императором «за об­щий ход государственного управления», назначались им, могли издавать обязательные постановления, инструкции и распоря­жения, но не противоречащие законам.

См.: Российское законодательство X—XX веков. Т. 9. С. 20.

212

Раздел II. Учение о конституции. Конституция Рф

Важное значение имел и ряд иных актов того времени, кото­рые посвящались тем или иным аспектам организации государ­ственной власти или политической жизни. В частности, это Положение о выборах в Государственную думу 1905 г., сово­купность указов, последовавших после Манифеста от 17 октяб­ря 1905 г. в конце 1905—1906 гг. и определявших особенности избирательных прав отдельных социальных групп и категорий населения, Положение о выборах в Государственную думу от 3 июня 1907 г. Помимо высочайших указов от 20 февраля 1906 г. «О переустройстве учреждения Государственного сове­та» и «Об учреждении Государственненной думы» указом от 19 октября 1905 г. о создании Совета министров была реаними­рована деятельность правительства как коллегиального совеща­тельного органа при царе, причем в определенной мере проти­востоящего Государственной думе (как бы в пику Думе, желав­шей видеть его «министерством, пользующимся доверием у Государственной думы»).

Рядом высочайших указов регулировалось осуществление политических свобод, прокламированных царем: Временные правила о повременных изданиях от 24 ноября 1905 г. — свое­образный свод правил относительно свободы (по мнению оп­позиционно настроенных сил — несвободы) печати; Времен­ные правила об обществах и союзах от 4 марта 1906 г.; Времен­ные правила о собраниях от 4 марта 1906 г.

После Февральской революции 1917 г. принимается ряд ак­тов, имевших принципиальное значение для формирования но­вой государственной системы России, а наряду с этим в про­цессе революционных преобразований создаются и имеют ощу­тимое влияние новые органы, претендующие на руководящие позиции в государстве.

25 февраля 1917 г. были изданы указы о «перерыве в заняти­ях» Государственного совета и Государственной думы, с плани­руемым сроком возобновления деятельности не позднее апреля 1917 г. После начала 27 февраля 1917 г. вооруженного восстания в Петрограде собрался Совет старейшин Государственной ду­мы, предложивший избрать особый комитет Государственной думы. Далее состоялось «частное совещание» Государствен­ной думы, утвердившее этот комитет с названием «Комитет Го­сударственной думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами». Этот орган в дальнейшем именовался Временным комитетом Государственной думы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]