Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМК Теория литературы.doc
Скачиваний:
292
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
858.62 Кб
Скачать

Тема 10. Основные понятия и термины теории литературного процесса*

При сравнительно-историческом изучении литературы оказываются весьма серьезными и трудно разрешимыми вопросы терминологии.

Традиционно выделяемые международные литературные общности (барокко, классицизм, Просвещение и т.д.) называются то литературными течениями, то литературными направлениями, то художественными системами. При этом термины «литературное направление» и «литературное течение» порой наполняются и более узким, конкретным смыслом. Так, в работах Г.Н. Поспелова литературные течения – это преломление в творчестве писателей и поэтов определенных общественных взглядов (миросозерцаний, идеологий), направления – это писательские группировки, возникающие на основе общности эстетических воззрений и определенных программ художественной деятельности (выраженных в трактатах, манифестах, лозунгах). Течения и направления в этом значении слов – это факты отдельных национальных литератур, но не международные общности.

Международные литературные общности, или художественные системы, как их назвал И.Ф. Волков, четких хронологических границ не имеют: нередко в одну и ту же эпоху сосуществуют различные литературные и общехудожественные «направления», что серьезно затрудняет их системное, логически упорядоченное рассмотрение. М. Бахтин так об этом писал: «Какой-нибудь крупный писатель эпохи романтизма может быть классиком (т.е. классицистом) или критическим реалистом, писатель эпохи реализма может быть романтиком или натуралистом».

Литературный процесс данной страны и данной эпохи к тому же не сводится к сосуществованию литературных течений и направлений. Например, Бахтин главными героями литературного процесса считал жанры. Литературная жизнь ХХ столетия подтверждает эти соображения: многие крупные писатели (Булгаков, Платонов, Цветаева, Ходасевич, Волошин) осуществляли свои творческие задачи, находясь в стороне от современных им литературных группировок. Им было свойственно ощущение своей причастности к литературе вообще, не к конкретной группировке с ее декларациями и манифестами. М. Цветаева писала: «Двадцатого столетья – вы, а я – до всякого столетья».

Заслуживает пристального внимания гипотеза Д.С. Лихачева, согласно которой убыстрение темпа смены направлений в литературе – это выразительный знак их приближающегося конца. Смена международных литературных течений (художественных систем), как видно, далеко не исчерпывает существа литературного процесса. По мнению В.Е. Хализева, не было, строго говоря, эпох Возрождения, барокко, Просвещения и т.п., но имели место в истории искусства и литературные периоды, которые ознаменовались заметной и подчас решающей значимостью соответствующих начал. Он утверждает, что немыслимо полное тождество литературы той или иной хронологической полосы с какой-нибудь одной миросозерцательно-художественной тенденцией, пусть даже и первостепенно значимой в данное время. Терминами «литературное течение» и «литературное направление», «художественная система» поэтому подобает оперировать с осторожностью. Суждения о смене течений и направлений – это не отмычка к закономерностям литературного процесса, а лишь очень приблизительная его схематизация, считает В.Е. Хализев.

При изучении литературного процесса ученые опираются и на другие теоретические понятия, в частности – метода и стиля. На протяжении ряда десятилетий (начиная с 1930-х годов) на авансцену отечественного литературоведения выдвигается термин творческий метод в качестве характеристики литературного познания социальной жизни. Сменяющие друг друга течения и направления рассматривались как отмеченные большей или меньшей мерой присутствия в них реализма. Так, И.Ф. Волков анализирует художественные системы главным образом со стороны лежащего в их основе творческого метода. Кстати, на этой основе он выделяет такие разновидности реализма, как «социально-критический», «психологически-утверждающий», «социально-утверждающий» и «универсальный реализм». Конечно, с этим можно спорить.

Богатую традицию имеет рассмотрение литературы и ее эволюции в аспекте стиля. Стиль понимается часто очень широко, в качестве устойчивого комплекса формально-художественных свойств (Винкельман, Гете, Гегель, Соколов).

Д.С. Лихачев международные литературные общности называет «великими стилями». В составе этих стилей он разграничивает первичные и вторичные. Первичные тяготеют к простоте и правдоподобию, они более длительны в истории литературы, к ним он относит романский стиль, ренессанс, классицизм, реализм. Вторичные более декоративные, они кратковременны, к ним Лихачев относит готику, барокко, романтизм.

На протяжении последних лет изучение литературного процесса в глобальном масштабе все явственнее вырисовывается как разработка исторической поэтики. Предмет ее изучения – эволюция словесно-художественных форм. Основоположник и создатель исторической поэтики – А.Н. Веселовский. Он так определил ее предмет: «эволюция поэтического сознания и его форм». В русле исторической поэтики работал М. Бахтин. Сегодня разработкой проблем исторической поэтики занимаются А.В. Михайлов («Проблемы исторической поэтики и истории немецкой культуры: очерки из истории филологической науки. – М.,1989), а также коллектив авторов пособия «Теория литературы» – Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман.