Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
273-313.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
07.05.2019
Размер:
351.23 Кб
Скачать

§ 1. Варианты большой формы: эпопея и ромап

Обратимся вначале к той традиции сопоставления этих жанров, о которой мы выше упоминали. Конечно, здесь мож­но сказать об этом лишь очень коротко и, возможно, недоста­точно основательно, но историографические работы в этой области по крайней мере в отечественной науке отсутствуют.

То, что два жанра аналогичны по своей функции, но связа­ны с исторически различными и даже противоположными мирами, состояниями человека и общества, это было вполне ясно сформулировано еще Ф. фон Бланкенбургом1, так что знаменитое гегелевское определение романа как «der modernen burgerlichen Epopoe» («современной эпопеи гражданского об­щества». — пер. А.В.Михайлова) представляет собой скорее цитату из известного автора, чем возвещение собственного открытия. Зато у Гегеля соотнесение романа с новой истори­ческой эпохой оборачивается определенной трактовкой про­тиворечия, лежащего в основе нескольких вариантов сюжета, типического для этого жанра, т.е. разработкой поэтологиче-ской категории коллизии.

Однако в центре его внимания все же не поэтика, а фило-софско-историческая проблема «отчуждения»: органически цельному миру и человеку «изначального эпоса» противопо­ставляется современный мир, в котором противостоят друг другу готовый (а потому «прозаический») строй внешних жиз­ненных отношений и независимая от него внутренняя жизнь личности («поэзия сердца»). Роман рассматривается как фор­ма искусства, призванная восстановить утраченное единство реннего и внешнего, человека и мира. Отсюда и трактов-сюжета как изображения духовной активности или ста-|р0вленй*я личности героя, вплоть до перехода его на иную, :ее высокую точку зрения на мир1.

Именно этот аспект гегелевской теории романа получил одолжение и развитие в концепции выдающегося венгер->го философа Г. Лукача. С его точки зрения, «роман — эпо-эпохи, для которой экстенсивная тотальность (всеобщность) :зни перестала быть очевидной, а потому тотальным стано­вится образ мыслей»; «эпопея воплощает замкнутую в себе ||сизненную тотальность, роман пытается вскрыть и восстано-ъ формирующуюся скрытую всеобщность жизни». Очеви­ден перенос — вслед за Гегелем — акцента на активность познающего» и «ищущего цели» субъекта. «Формоопределя-|щей основой романа» признается «психология героев: она :яется искомым»; герой романа «возникает из этой чуждо-внешнему миру»2.

*• Принципиальное отличие теории романа, созданной М. М. Бах-:ым, от концепций его предшественников состоит в том, структура романа для него не художественная иллюстра-:я к философско-историческому противопоставлению антич-мира и «гражданского общества». Наоборот, различные Ценностно-временные координаты» героя и его мира харак-(ризуют, с точки зрения этого ученого, кругозор самих твор-эпопеи или романа. Историческое время здесь впервые •ановится категорией поэтики и рассматривается ках^пред-т эстетического «освоения» жанром. Исходной точкой в определении специфики жанра становится не герой и не сю-;ет, а речевая структура — романное разноречие: в первую очередь в нем для М.М.Бахтина проявляется непосредствен-,я связь жанра с незавершенным историческим настоящим, •первые для романа ставится вопрос о «зоне построения обра-— это «зона максимально близкого контакта» автора и йитателя с героем. Наконец, жанр как многосторонняя цело-.ность — это и есть форма, воплощающая «тотальную реак­ию автора на целое героя» (как сказано в работе ученого рАвтор и герой в эстетической деятельности»). А потому воп-о герое романа и о его отличии от героя эпопеи рассматри-:я в статье «Эпос и роман» лишь в итоге анализа трех >уктурных особенностей романа.

Все указанные особенности разработанной М.М.Бахтиным теории романа (в его противопоставленности эпопее) сделали ее применимой практически в анализе конкретных художе^ ственных произведений. Между тем основные понятия, на которые опирается сравнение двух жанров у этого автора, не разъяснены им подробно и недостаточно изучены. Это вынуж­дает нас специально рассмотреть предложенные ученым срав­нительные характеристики трех аспектов структуры романа и эпопеи, иллюстрируя его положения примерами.

Что такое «абсолютное прошлое» и «незавершенное насто­ящее»? Что такое «слово по преданию» и «стилистическая трехмерность»? Чем отличаются друг от друга «абсолютная эпическая дистанция» и «зона контакта»? Говоря об этом, мы будем идти от более к менее — для нас — известному, т.е. попытаемся взглянуть на эпопею «глазами романа».