Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Т.Н. Греченко Психофизиология..doc
Скачиваний:
51
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
2.82 Mб
Скачать

Глава II Психофизиочо! ия намят

2 Теории памяти

129

Дальнейшие данные о специфичности были получены в экспери­ментах с различением цветов золотыми рыбками Этот эксперимент состоял в обучении двух групп золотых рыбок: одну группу обучали избегать голубого отделения аквариума и уплывать в зеленое, другую наоборот — избегать зеленого и предпочитать голубое отделение. Это достигалось электрическими воздействиями, производимыми в том отделении, которого нужно было избегать. Экстракт из мозга обучен­ных рыб, введенный необученным рыбам, вызывал избегание и выбор тех же цветов, какие были выучены донорами.

В опытах применялось обучение разным навыкам. Возможно наи­более специфичной из всех проб являются результаты опытов с обу­чением в лабиринте. Например, широко использовалась лабиринтная методика, согласно которой крысы должны были выбирать освещен­ный ход лабиринта, чтобы получшь воду. Критерием обученности служил процент ошибочных реакций. Из мозга обученных животных приготовляли экстракт, который затем вводился в цистерны головно­го мозга реципиентам. Контрольным животным вводился экстракт не­обученных крыс. Было установлено значительное увеличение пра­вильных выборов у экспериментальной группы по сравнению с кон­трольной группой. Использовалась и инструментальная методика обучения. Крысы должны были, реагируя на щелчок кормушки, обна­ружить пищу. Критерием передачи навыка служило перемещение ре­ципиента в определенный отсек камеры в течение контрольного вре­мени посте щелчка. Экстракты мозга, взятые у обученных доноров, вводились группам мышей внутрибрюшинно. Затем они тестирова­лись либо в том же лабиринте, в котором обучались их доноры, либо в другом лабиринте. Контрольные мыши получали экстракты мозга не­обученных доноров. Группа животных, получивших экстракт от обу­ченных особей, обучалась значительно быстрее. Реципиенты показали значимое отличие от контрольных животных. Более того, инъекция экстракта, приготовленного на основе мозга хомяков, обученных по аналогичной методике, крысам-реципиенгам также привела к поло­жительным результатам В этих опытах продемонстрированы прямой перенос навыка и видонеспецифичность передающего агента. Это по­зволяет предположить наличие в мозговом материале какой-то до­вольно специфичной информации — не только о вознаграждении в конце лабиринта, но и о наибыстрейшем способе его достижения.

Выделение пептидов, индуцированных обучением. В ряде экспе­риментов ученые пытались ответить на два главных вопроса: какова химическая природа активных веществ, содержащихся в экстракте мозга обученных животных, и каковы функции, которые они выпол­няют. Из всех использованных до сих пор подходов только метод био-

проб может пролить свет на эти вопросы. Проверенная временем стра­тегия, которая привела к открытию многих эндогенных веществ, включала этап демонстрации наличия данного вещества при помощи биопробы, этап выделения и очищения материала под контролем био­пробы, этап структурной идентификации активного вещества, синтез и сравнение этого синтезированного продукта с действием природно­го вещества, содержащегося в экстракте мозга обученных животных. Г. Унгар (1977), основываясь на предыдущих опытах по передаче то­лерантности к морфину и на интуиции биохимика, предположил, что молекулярным носителем памяти являются белки, а именно олиго-пептиды. Впервые идентифицированный, расшифрованный и синте­зированный пептид был назван скотофобином1. Синтетический ско-тофобин успешно прошел испытания, причем эффективность инъек­ции скотофобина была очевидной, даже если доноры и реципиенты были разных видов. Другие два пептида были выделены из мозга зо­лотых рыбок, обученных различению цветов. Эти пептиды получили название хромодиопсины2. В дальнейшем был идентифицирован, рас­шифрован, синтезирован и испытан в опытах пептид, кодирующий привыкание к звуковому стимулу. Он был назван амелетином3.

Работы Унгара и его последователей подверглись и подвергаются критике. Разочарование в результатах экспериментов по переносу часто объясняется необоснованными ожиданиями. Поведение, инду­цируемое у реципиентов, редко бывает точным повторением поведе­ния, выученного донорами. В большинстве случаев это только блед­ная копия, связь которой с оригиналом может быть установлена лишь при помощи статистической оценки и при сравнении с соответствую­щим контрольным экземпляром. Тем не менее полученные данные об олигопептидной природе вещества-переносчика и факт быстрого включения этого вещества в формирование нового навыка у реципи­ента позволяют говорить о способах транспорта памяти. Однако толь­ко дальнейшие исследования, завершающиеся выделением, иденти­фикацией и химическим синтезом веществ, транспортирующих па­мять, смогут окончательно решить вопрос о механизмах этого явле­ния. Исследования феномена транспорта памяти продолжаются и, по-видимому, одна из причин этого в том, что они непосредственно связаны с изучением ее биохимических механизмов.

Ввиду трудности исследования транспорта памяти на сложных моделях наметилась тенденция изучения этой проблемы на относи-

1 Боязнь темноты (греч )

2 Разл ич« i ие цве го в (1 рсч )

3 Безразличный (ipeu)

9-1015

130