Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Т.Н. Греченко Психофизиология..doc
Скачиваний:
78
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
2.82 Mб
Скачать

Глава II Психофизиология памяти

История изучения памяти

99

мяти. Их основной вклад заключался в развитии мнемотехники и сис­тем запоминания.

Дальнейшая эволюция представлений о памяти связана с именем выдающегося врача Галена, жившего во II в. Он выделил и проанали­зировал функции различных анатомических органов и биологических систем и подробно изучил функционирование нервной системы. Так же как и греки, Гален рассматривал память и психические процессы как проявление действия «животных» жидкостей. Он считал, что эти жидкости вырабатываются в мозгу, и именно там локализуется па­мять. Гален полагал, что воздух всасывается в мозг и здесь смешивает­ся с жизненными жидкостями. Эта смесь растекается по телу, позво­ляя нам чувствовать, ощущать вкус и т.д.

Эта концепция стала официальной религиозной доктриной, что практически остановило развитие представлений о памяти на после­дующие 1,5 тыс. лет (вплоть до XVII в.). Даже великий французский мыслитель Р. Декарт (1596—1650) в целом разделял взгляды Галена. Он считал, что животные жидкости текут в мозг от шишковидной же­лезы и, доходя до определенного места, «включают» механизмы памя­ти. Чем шире каналы, по которым течет жидкость, тем больше жид­кости протекает через них. Именно таким образом он объяснял изме­нение качества запоминания и силы того, что называется следами па­мяти (след памяти — это физическое изменение в нервной системе, произошедшее в результате обучения; именно этот след позволяет нам запоминать). Еще один великий мыслитель — англичанин Т. Гоббс (1588—1679) разделял эти взгляды. Гоббс во многом соглашался с Аристотелем и отвергал нематериальное объяснение процесса запо­минания. Однако он ничего не писал об истинных механизмах памяти и не выдвинул никаких догадок относительно ее размещения.

В целом очевидно, что мыслители XVI в. находились под влияни­ем взглядов Галена и религиозного учения. Практически все великие мыслители принимали примитивные представления о памяти, сфор­мулированные их предшественниками. Это свидетельствует о том, что, начиная с древних времен, представления о связи психики и мозга развивались в борьбе идеалистических и материалистических точек зрения.

В XVIII в. под влиянием идей И. Ньютона английский философ Д. Гартли (1705—1757) создает вибрационную теорию памяти. Ис­пользуя концепцию вибрации, разработанную Ньютоном, Гартли предположил, что в мозгу существуют вибрации, возникающие еще до рождения. Новые впечатления меняют характер, место, степень и про­должительность этих вибраций. После влияния новых впечатлений вибрации опять становятся такими, какими были до этого.

Описанные концепции были более сложными и утонченными, чем предшествовавшие им, поскольку они были непосредственно рвязаны с идеями других, бурно развивавшихся наук. Подобное взаимодействие идей сделало возможным возникновение более прогрессивных представ­лений о памяти в XVIII в. С развитием науки в Германии в XIX в. про­изошли значительные изменения в представлениях о памяти. Многие идеи, предложенные еще древними греками, были отвергнуты, и на их место пришли представления, почерпнутые из современной биологичес­кой науки. Чешский анатом и физиолог Й. Прохаска (1749—1820) окон­чательно и бесповоротно отверг устаревшую теорию жидкостей, так как она не находила научного подтверждения. Он понимал, что ограничен­ность знаний делает попытку локализовать память в мозгу чистой спеку­ляцией. «Подобная локализация возможна,— писал он, — но у нас недо­статочно знаний в настоящий момент, чтобы осуществить ее». Согласно концепции Флоренса, память «локализована» во всех частях мозга. Предполагалось, что мозг действует как единое целое и бессмысленно представлять его как взаимодействие отдельных частей. Лишь спустя 50 лет проблема локализации памяти была в какой-то степени разрешена.

В начале нашего века немецкий ученый Г. Эббингауз (1850—1909) начал систематическое изучение явлений научения и построил кри­вые забывания. Развитию современных представлений о памяти в зна­чительной мере способствовали достижения в технологии и методоло­гии. Однако даже в настоящее время локализация памяти представля­ет собой очень сложную проблем, так же как и понимание механизмов функционирования памяти.

Современные исследования и теории, посвященные вопросам па­мяти, в целом могут быть отнесены к трем областям: работы по изуче­нию биохимической природы памяти; теории, в соответствии с кото­рыми память не может рассматриваться как целостный процесс, а ско­рее как ряд подпроцессов; работы по стимуляции мозга. Многие уче­ные считают, что необходимо прекратить изучение процесса запоминания и сосредоточиться на забывании. Они полагают, что ос­новная проблема памяти заключается именно в том, что мы все посто­янно забываем. Эта идея лежит в основе концепции, согласно которой существуют два вида памяти: долговременная и кратковременная. В частности, мы по-разному запоминаем номер телефона, который толь­ко что услышали, и свой собственный номер.

Кратковременная память работает в ситуациях, когда информа­ция, попадающая в мозг, не перекодирована должным образом и пото­му легко забывается. В долговременной памяти информация переко­дируется соответствующим образом, систематизирована, и потому может храниться годами, если не всю жизнь.

100

I лава II Психофизиология памяти