Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
KSE_Naydysh.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
3.67 Mб
Скачать

14.5.2. Генезис языка

Генезис и развитие сознания неразрывно связаны с генезисом и раз­витием языка, речи. Происхождение и начальные этапы развития языка — одна из интереснейших проблем истории культуры. Далеко не все детали этого процесса известны. Но в общих чертах можно воспроизвести его основные направления.

Коммуникация животных — необходимое условие их жизнедея­тельности, обеспечивающая их взаимодействие и согласованность, стадную организацию, в конечном счете их безопасность. Исходной базой, предпосылкой формирования человеческого языка являлись виды коммуникации животных: зрительно-двигательная, жестовая (позы, жесты, движения, выражающие страх, угрозу, подчинение и др.), действующая только при дневном свете и в пределах видимос­ти; обонятельная (с помощью запахов); звуковая.

Звуковая коммуникация имеет ряд несомненных преимуществ: звуки могут быть дифференцированными и выражать широкий спектр эмоциональных состояний; звуковая сигнализация не огра­ничивается дневным светом и воспринимается практически мгновенно.

Современные теории языка исходят из того, что у человекооб­разных обезьян и первобытных людей в зачаточной форме сосуще­ствовали два типа языка — первичный и вторичный *. Первичный язык развивался на основе зрительно-двигательной (жестовой) ком­муникации и выражал информацию об эмоциональном состоянии и поведенческих установках особи, значимую для другой особи. (В современной приматологии существует целое направление, ис­следующее способности человекообразных обезьян к жестовой ком­муникации.) Вторичный язык формировался на базе звуковой ком­муникации, в основе которой были эмоционально окрашенные крики обезьян и нейтральные шумы, не сопровождавшиеся види­мым возбуждением.

* О происхождении языка см.: Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М.,1985.

В истории становления человека (общества, сознания) соотноше­ние между этими двумя типами языка было, по-видимому, весьма непростым. На начальных этапах антропогоциогенеза, когда развивалось предметно-действенное сознание, определенное развитие и преимущество получила зрительно-двигательная, жестовая коммуни­кация. Австралопитековые, по-видимому, общались между собой пре­имущественно языком жестов, которые, по-видимому, сопровожда­лись звуковыми восклицаниями (лалии). Жест являлся ведущим сред­ством предметного обобщения-действия, а значит, и регуляции (ин­дивидуального и коллективного) действия.

Но в этой своей роли язык жестов является несовершенной фор­мой коммуникации. Поскольку жест осуществлялся с помощью рук — главных рабочих органов, то он не всегда был возможен (в некоторых ситуациях руки просто заняты). Жестовый язык не мог при­меняться ночью, на больших расстояниях, в условиях ограниченной видимости и проч. Кроме того, жест не приспособлен для выраже­ния сложных ситуаций, так как он плохо подразделяется на состав­ные элементы. Все эти факторы не позволяли жестовому языку стать полноценным вторым (наряду с предметным действием) материаль­ным носителем мысли в условиях, когда дальнейшее развитие со­знания было связано с его интериоризацией, т.е. уходом во внут­ренний план.

Интериоризация сознания стала возможной, когда для обобщен­ной мысли подошел иной материальный носитель — звуковой носи­тель мысли, звуковая коммуникация. Ведь процесс становления чело­века включал в себя наряду с развитием языка жестов и параллельное непрерывное совершенствование звуковой коммуникации. Посте­пенно она приобретала характер вокально-информационной систе­мы. Так, например, если у человекообразных обезьян было 20-30 сигналов, то у австралопитековых их могло быть уже несколько де­сятков или даже свыше сотни.

Язык развивался вместе с развитием речи. Можно предположить, что членораздельная речь возникла в эпоху формирования питекан­тропа. В его речи присутствовали щелкающие и носовые звуки; наря­ду с жестами слова выступали обозначениями предметов и лишь в отдельных случаях переходили в слова-предложения; речь носила диалогический характер. Но в целом в речи питекантропов и синан­тропов еще преобладает жестовая коммуникация, а речевые акты подобны телеграфному стилю.

У неандертальцев совершенствовалась артикуляция. Правда, воз­можно, были затруднения с произнесением отдельных гласных. Постепенно формировалась простейшая грамматика и синтаксис; появилась монологическая речь; расширялась лексика. Как показывают новейшие макетные исследования ротовой полости неандертальца, неандертальцы в принципе могли общаться с помощью членораздельной звуковой речи*, и у них уже образовались сложные формы высказываний, синтаксически сложные предложения **.

* Панов Е.Г. Знаки, символы, языки. М., 1983.

** См.: Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984. С 222-224.

Язык всегда предполагает определенную систему знаков. С развитием языка зарождается сложная система знаков как выразителей смыслов и значений сознания. Генезис сознания, становление языка и речи завершились при переходе к верхнему палеолиту, к первобытно-общинному строю, к чувственно-образному мифологическому сознанию.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]