Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Искаженный образ тела при нервной анорексии. Вм....docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
29.04.2019
Размер:
68.27 Кб
Скачать

Двигательные паттерны клиентов с нервной анорексией.

Мы наблюдали несколько типологических двигательных паттернов в работе с больными анорексией. Пока исследование не снабжено достаточными доказательствами значений этих паттернов, мы выдвигаем рабочие гипотезы, основывающиеся на предшествующих убеждениях о взаимосвязи тела и психики.

1. Страдающие анорексией клиенты часто демонстрируют жестко контролируемые паттерны поз и движений. Кажется, что их туловища не дифференцированы, а различные части тела действуют как целое, а не движутся последовательно. В противоположность этому, здоровые движения включают элементы и контроля и текучести. Мы предполагаем, что этот двигательный паттерн отражает попытку клиентки, страдающей анорексией, сохранять жесткий контроль. Например, гибкие движения туловища, такие как струящиеся через позвоночный столб, могут усилить «опасность» вырабатывание телом ощущений или эмоций - особенно сексуальных ощущений в области пелвиса - которых обычно боятся и/или избегают больные анорексией.

2. Больные анорексией дышат обычно поверхностно. Такое дыхание уменьшает прилив эмоциональных и сенсорных переживаний через тело (Bartenieff, 1980; Bernstein, 1972). Эта тенденция так же означает стремление контролировать чувства и ощущения. Например, поверхностное дыхание может притуплять телесное осознание голодных болей. Кроме того, сдерживание дыхания производит поразительный эффект сохранения желудка в определенном статическом состоянии, так как живот имеет тенденцию оставаться напряженным, когда сокращается диафрагма. В-третьих, поверхностное дыхание может быть фактором, в связи с которым некоторые клиентки имеют тихие, высокие, с придыханием голоса. Этот тон голоса означает чувство беспомощности, которое, как не парадоксально, может быть очень сильнодействующим средством контроля других людей.

3. Обычно страдающие анорексией тщательно ухаживают за собой и делают акцент на своей общей физической презентабельности. Кажется, это отражает не только угодливость культурным стандартам привлекательности, но так же и веру в то, что «если я выгляжу хорошо, то я хорошая». Этот паттерн может так же отражать результаты контроля, в связи с которыми индивид намного проще может контролировать свою внешность, нежели свои взаимодействия с другими людьми.

4. Симметричные движения жестко предписаны. Это значит, что, если движение произведено на одной стороне тела, то больные анорексией повторяют его точно так же и на другой стороне. Односторонние движения редки. Мы предполагаем, что эти паттерны отражают перфекционистские («улучшательские») тенденции. Это могут быть попытки индивида навязать порядок самому себе, как бы компенсация физическим способом внутреннего недостатка баланса.

5. Движения имеют тенденцию начинаться в периферических частях тела, в противоположность инициации в центре туловища. Эти периферические движения не следуют естественному течению. Они оставляют телодвижения отдельными от полной вовлеченности с телом. Итак, мы предполагаем, что периферическая инициация отражает либо частичную включенность в «я», либо не влияет на нее совсем. Этот паттерн так же наводит на мысль о том, что у больного анорексией может отсутствовать чувство внутреннего локуса контроля, так как телесное ощущение контроля переживается тогда, когда происходят повороты и движения через (в) туловище.

6. Больные анорексией часто включаются в компульсивные или карательные (punitive) действия, которые могут как возникать из телесной неудовлетворенности, так и содействовать ей. Эти скрупулезные движения скорее изолируют части тела, такие как бедра, чем сосредотачиваются на том, каким образом двигается тело как целое. Кроме того, целью таких действий обычно является изменение или уменьшение размера, который усиливает неприятие тела как целого. Этот паттерн отражает попытки больных анорексией достигнуть контроля через управление своим телом. Это так же может отражать отсутствие самоинтеграции; когда с телом обращаются скорее как с объектом, который должен быть совершенным и подконтрольным, нежели как с частью целого «я», которое доставляет удовольствие и которое уважаемо. Компульсивные действия могут так же быть результатом хронической боли или напряжения. Тенденция игнорировать эту боль и плохо обращаться с телом может происходить в результате боли, ставшей нормой. Ангедония (Б.Ч. - потеря чувства радости, наслаждения), или ограничение переживания удовольствия, типично отмечаемое у больных анорексией, может следовать из переживания своего тела, как чего-то по природе своей причиняющего боль.

7. Больные анорексией часто демонстрируют «руки человека, подающие сигнал к овации»; эти «руки» движутся точно в определенных плоскостях, это спице- или дугообразные движения. Эти движения характеризуются «несвободным течением», которое является ограниченным потоком энергии и которому часто не хватает изгибов (inflections), что сходно со слабым монотонным голосом. Эти направленные движения, по-видимому, отражают целеориентированную установку, в противоположность разрешению себе быть включенным в процесс движения (Dell, 1970). Мы так же предполагаем, что такой паттерн является двигательным дополнением поверхностной установки «все в порядке», которая демонстрируется многими клиентами, больными анорексией.

8. Больные анорексией часто не переживают интернализованное чувство силы собственного веса тела. Для их движений характерно отсутствие жизнерадостности, «беспечности» и силы (solidness), которые наблюдаются у личностей с чувством собственного активного веса или силы. Мы предполагаем, что эта трудность или неспособность создавать активный вес является характеристикой индивидов, у которых есть трудность в утверждении себя.

9. У больных анорексией, по-видимому, плохо развито чувство кинесферы, или окружающего их тело пространства. Эта тенденция демонстрируется предпочтением движений в узких пределах; широкие, размашистые телодвижения для них не характерны. Другими словами, нам представляется, что у больных анорексией отсутствует осознанное чувство того, что они обладают «личным пространством», которое они достойны иметь, и что это пространство создает для них чувство безопасности и протекции, когда они находятся во внешнем мире. Этот паттерн может быть индикатором и слабого чувства границ и низкого самоуважения. Bartenieff (1980) утверждает, что развитие кинесферы повышает самоуважение.

В работе с клиентками, больными анорексией или страдающими избыточным весом, мы основываемся на том, что демонстрируемые двигательные паттерны изначально функциональны для них. Однако, они становятся дисфункциональными, так как другие альтернативы исключаются, и эти паттерны становятся фиксированными. Поэтому расширение репертуара движений клиентки может усилить ее чувство контроля, а так же уважение к себе.