Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
И.А. Василенко ГМУ.doc
Скачиваний:
87
Добавлен:
21.04.2019
Размер:
2.65 Mб
Скачать

Глава 9. Разработка и проведение административных реформ

9.3. Перспективные тенденции административных реформ в современном мире

101

фессиональной подготовки, занятости, создания рабочих мест, пред­принимательства, сельского хозяйства, транспорта, охраны окружаю­щей среды, предотвращения катастроф, развития культуры и достиже­ния иных согласованных целей в интересах общественного развития.

В ноябре 2003 г. в Санкт-Петербурге проведена конференция «Эле­ктронное правительство в информационном обществе», где отмеча­лось, что электронное государственное управление наряду с облегче­нием коммуникации граждан с органами государственной власти дает возможность усилить контроль за деятельностью государственного ап­парата. Например, в Южной Корее, после того как была обеспечена транспарентность электронного государственного управления, уро­вень коррупции в государственных органах снизился в шесть раз.

Исследование, проведенное экспертами ООН в 2003 г. в 169 стра­нах, позволило создать интегрированный индекс электронного госу­дарственного управления. Этот индекс определяется по таким дан­ным, как количество персональных компьютеров на 100 жителей, количество телефонных линий на 100 жителей, процент населения, имеющего доступ к сети (он-лайн), количество мобильных телефонов на 100 жителей, количество телевизоров на 100 жителей, а также уро­вень развития «человеческого капитала» (Human Capital), оценивае­мый по индексу доступа к информации, уровню образования и соот­ношению городского и сельского населения.

Государствами-лидерами по величине индекса электронного госу­дарственного управления (ЭП) являются: США — 3,11; Австралия — 2,6; Новая Зеландия — 2,59; Сингапур — 2,59; Норвегия — 2, 55; Ка­нада — 2,52; Великобритания — 2,52; Германия — 2,46.

Россия имеет пока весьма скромный индекс — 1,89. Однако в на­шей стране принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002—2010», которая призвана преодолеть отставание от раз­витых стран в области использования информационных технологий, что должно повысить эффективность государственного и местного самоуправления.

Вместе с тем необходимо отметить, что эта программа пока никак не связана с подготовкой административной реформы. Однако в совре­менных условиях провести эффективную административную реформу без ее электронного обеспечения невозможно. Современный подход к организации электронного государственного управления предполагает систему мониторинга, позволяющего перманентно оценивать и кон­тролировать эффективность реализации программы. К сожалению, программа «Электронная Россия 2002—2010» такой мониторинг не предусматривает, что затрудняет оценку ее реализации на практике.

Наконец, необходимо заметить, что политическая составляющая модели электронного государственного управления, призванная по­пуляризировать саму идею административной реформы в массах и вернуть доверие народа к государственным институтам, пока в России не актуализирована ни в сознании самой власти, ни в средствах мас­совой информации. Между тем данные социологических опросов свидетельствуют, что сегодня деятельность российского правительст­ва в целом одобряют только 36% граждан, тогда как 58% оценивают ее негативно, а 46% граждан уверены в том, что с момента первых выбо­ров в Думу влияние граждан на действие властей уменьшилось1. Именно поэтому политическая составляющая модели электронного государственного управления представляется сегодня особенно акту­альной для российских административных реформ.

Еще одним перспективным направлением современных админис­тративных реформ в ведущих странах мира является ориентация на сервисный характер административной власти. Правительства многих стран, осуществляя реформы, наряду с чисто инструментальными це­лями, направленными на сокращение численности госаппарата и по­вышение его эффективности, принципиально важное значение при­дают тому, чтобы государственное управление, существующее на деньги налогоплательщиков, было развернуто прежде всего в сторону удовлетворения нужд граждан, а не самих бюрократов.

С этой точки зрения борьба с бюрократизацией и стремлением госаппарата работать «на себя» приняла принципиально новый пово­рот: сегодня вся деятельность государственной службы расценивается прежде всего как «служба сервиса» для граждан. В 2001 г. Европейский союз согласовал единый для всех стран—участниц «Электронной Ев­ропы» перечень из 20 базовых государственных услуг: 12 — для граж­дан, 8 — для предприятий. Необходимо отметить также, что прези­дент В. Путин в своем послании Федеральному собранию в 2004 г. подчеркнул, что правительство должно быть обслуживающим по от­ношению к обществу, и сделал особый акцент на развитии новых форм отношений государства и гражданского общества. Хочется на­деяться, что на новом этапе российской административной реформы эти идеи также будут претворены в жизнь.

Важной тенденцией административных реформ в ведущих странах мира является укрепление доверия к государству со стороны гражданско­го общества. Практически все страны мира столкнулись с кризисом доверия к современным демократическим институтам — к парламен-

1 См.: Пресс-выпуск ВЦИОМ-А. № 20. 2003. 17.11.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]