Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Culture1_1.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
6.32 Mб
Скачать

3.4.2. Характеристика сельского хозяйства

Природные условия регионов Китая очень отличаются друг от друга. Принято выделять несколько (до 6) основных климатических зон, в зависимости от среднегодовых температур и количества выпа- дающих осадков. Наиболее важным представляется деление на Север и Юг. Граница между этими двумя регионами проходит примерно по реке Янцзы. В Северных районах выращивают пшеницу и другие зла- ки, а также корнеплоды (батат). В пограничье Юга и Севера – между реками Янцзы и Хуанхэ – расположена зона смешанного зерновод- ства, где культивируют пшеницу и рис. Южнее этой границы преоб- ладает рисоводство, дополняемое выращиванием фруктов. В между- речье Янцзы и Хуанхэ произрастает один урожай риса в год. Южнее собирают по два и даже три урожая. Ввиду высокого плодородия лессовых (наносных речных) почв урожайность зерновых (пшеницы) в Китае, даже в северных его регионах, всегда была выше, чем в Рос- сии, и даже выше, чем в большинстве регионов Европы (15–20 ц/га). Рис, даже в позднем Средневековье, мог давать до 80–100 ц/га, хотя и трудоемкость его выращивания значительно превосходила осталь- ные зерновые культуры. Несмотря на то, что труд китайского крестья- нина был невероятно тяжел и кропотлив, периоды неурожая и голода случались значительно реже, чем в России и средневековой Европе.

Основным пахотным орудием издавна был железный двусторон- ний плуг, запряженный волами, мулами или лошадьми. Это орудие по эффективности превосходило не только русскую соху, но и средне- вековые европейские плуги. При распашке рисовых полей, там где это было возможно, также использовался маленький плуг, хотя на небольших полях (в частности, в деревне, описанной ниже) все рабо- ты приходилось выполнять вручную.

Модель аграрной общины в Китае значительно отличалась как от европейской, так и от русской, поскольку родовые связи играли го- раздо большую роль, чем территориальные. Поэтому передельная община в том виде, как она существовала в России, в Китае неизвест- на. Номинальным собственником земли было государство, однако полное право распоряжения фактически принадлежало отдельным семьям. Суверенитет государства проявлялся в том, что периоди- чески, при смене династий, происходил уравнительный передел зе- мель в масштабах всего государства. Вся Поднебесная фактически выступала как единая передельная община. В остальное время земля

148

149

находилась в распоряжении отдельной малой либо большой семьи. Кроме того, отдельные роды могли иметь резервный земельный фонд, за счет которого осуществлялось страхование и выравнивание земельных паев (например, если не хватало земли для молодой брач- ной пары или отдельный участок оказывался утраченным в резуль- тате эрозии или стихийного бедствия).

В целом китайская земельная община изучена гораздо хуже, чем российская или европейская. Однако в мировой науке хорошо извест- но классическое «case-study» одного из авторитетнейших антропо- логов начала XX в. Фэй Сяотуна. Фэй Сяотун был учеником и после- дователем основателей функционализма Б. Малиновского и А. Рэд- клифф-Брауна, а также русского антрополога, родоначальника науч- ной теории этноса С.М. Широкогорова.

Данное исследование было проведено в 1936 г., то есть оно ближе к нашему времени, чем те материалы, на которые мы опирались, характеризуя русское и европейское крестьянство. Однако культура, описанная автором, сложилась в течение многих столетий и пред- ставляла собой устойчивую систему отношений, то есть не сильно отличалась от того, что было 200–300 лет назад.

Деревня, описанная Фэй Сяотуном, расположена на юго-востоке Китая, в дельте Янцзы, на берегу озера Тайху, примерно в 130 км от Шанхая, в зоне устойчивого рисоводства, в которой собирался один урожай в год. В определении границ деревни, обосновавшейся в дельте великой реки, значительную роль играл географический фак- тор. Она размещается на небольшом полуострове, превратившемся, благодаря множеству естественных проток и искусственных каналов, в систему островов. Деревня с трех сторон окружена поливными полями, разделенными протоками – основными путями сообщения.

«Деревня Кайсяньгун стоит на трех протоках, основная из которых в южной части деревни изгибается подобно дуге, и именно ее форме деревня обязана своим названием. Кайсяньгун буквально означает:

«Лук с натянутой тетивой» [107, 22–23]. Хозяйство и социальная орга- низация данной деревни были типичными для этого региона Китая, который является одним из основных очагов формирования древней китайской культуры. Система хозяйствования во многих китайских общинах издавна была многоотраслевой. Это отличало китайскую деревню от большинства русских общин, в которых вспомогательные промыслы развивались только в результате земельного голода в XIX в. и ограничивались некоторыми регионами. Многоотраслевые хозяйства чаще встречались на юге Китая, реже – на севере, где доминировало равнинное пашенное земледелие.

В деревне Кайсяньгун представлены самые распространенные в Китае того времени отрасли – рисоводство и шелководство. Рис про- изводился как для собственного пропитания, так и на продажу; шелк – исключительно на продажу. Выращивание коконов тутового шелкопряда издавна было связано со спросом на китайский шелк не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Сами крестьяне шел- ковой одежды практически не носили, предпочитая более дешевую и практичную хлопчатобумажную. Спрос на шелк значительно возрос в связи с усилением контактов со странами Запада (Шелковый путь); благосостояние значительной части китайских крестьян, таким обра- зом, зависело от конъюнктуры западного рынка – от моды на шелк, от этапа очередного кризиса, а также от конкуренции со стороны японских производителей. Особенно эта зависимость усилилась в конце XIX – начале XX вв. Исследование Фэй Сяотуна пришлось как раз на период, непосредственно следовавший за кризисом мирового капиталистического хозяйства 1929–1932 гг., в течение которого произошло резкое падение цен на шелк на внешнем рынке.

Возделывание главной культуры – риса – предполагало как инди- видуальные, так и групповые усилия. Вся территория деревни была разбита на отдельные кварталы с прилегающими к ним полями (юй). Вся земля каждого юй делилась на отдельные поля (чеки), различаю- щиеся по плодородию почв, трудоемкости орошения, удаленности от деревни. Надел каждой семьи разбросан внутри общего поля по от- дельным чекам, с тем, чтобы уравнять условия хозяйствования раз- ных семей. Действовал механизм выравнивания, в чем-то сходный с тем, что мы наблюдали в русской деревне, с той существенной раз- ницей, что не происходило периодического общинного передела участков и изменения их границ. К тому же, в отличие от русского хозяйства, участки внутри одного поля были неравноценны, посколь- ку имели разные возможности для орошения. Каждое поле в разре- зе имело форму блюдца; вода подавалась сверху, поэтому верхние участки были более ценны, чем нижние.

Технологический цикл в этом регионе Китая продолжался с июня по конец октября и включал в себя:

– высадку семян для проращивания рассады на специальных участках, отдельных от полей;

– подготовку земли для посадки;

– заливку участков водой с помощью примитивных ножных насо- сов;

– пересадку рассады на поля;

– внесение органических удобрений;

150

151

– многократную прополку;

– жатву и молотьбу.

В данной деревне все работы выполнялись исключительно вруч- ную, не использовался даже рабочий скот. Дизельные насосы не на- шли широкого применения, которое не одобрялось общественным мнением, поскольку крестьяне оставались без работы и страдали от безделья. Большинство работ на рисовых полях в данной деревне выполнялось исключительно мужчинами, в других же регионах Ки- тая женщины принимали в рисоводстве более активное участие.

Шелководством в основном занимались женщины и дети. Тради- ционно эта отрасль включала в себя выкармливание личинок туто- вого шелкопряда в целях получения кокона, а также прядение и тка- чество; все операции осуществлялись в домашних условиях. Однако с развитием собственной шелкоткацкой промышленности и усиле- нием конкуренции со стороны высокомеханизированных предприя- тий Японии в рамках домашнего хозяйства осталась только одна операция – выращивание коконов. Это отрицательно сказалось на экономическом положении крестьян, но одновременно послужило стимулом для внедрения прогрессивной техники и организации шел- коткацких кооперативов в деревне.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]