Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_Belarus.docx
Скачиваний:
85
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
249.76 Кб
Скачать

39. Криминальное право по Статутам 1529, 1566, і588 гг.

Уголовное право по Статутам 1529,1566, 1588 гг.

Все институты данной отрасли права в трёх Статутах по­лучили довольно полное отражение. Его нормы содержат­ся в специальных разделах, например в Статуте 1529 г. - в разделах IX, ХІ-ХІП, в Статуте1588 г. - в разделах X-XIV, и только небольшое число норм его содержится в других разделах. Как и другие отрасли права феодальное уголовное право ВКЛ в XVI в. содержит некоторые прогрессив­ные положения, опережающие своё время и больше ха­рактерные для буржуазного права. К таким положе­ниям относится принцип равенства всех перед законом («иж все подданные наши, так убогие, яко и богатые,.. .ровно адностайным тым писаным правом мають сужоны быти» - Статут 1529 г. (разд.1, арт.9); принцип ответственности только по закону (врадники «не мають подданных нашых иначей судити и справовати, леч тыми писанами правы» - Статут 1529 г. (разд. VI, арт. 1]);

принцип ответственности только за вину (отвечает за правонарушение «только тот, который винен» - Статут 1529 г. (разд.1, арт. 7); принцип соразмерности наказа­ния тяжести совершенного правонарушения (виновные «мають быти караны и сказываны подле тяжести а лег­кости выступов своих» - Статут 1529 г. (разд. 1 арт.1) и др. Указанные прогрессивные принципы содержатся и в нормах последующих Статутов, т.е. они не были «слу­чайными», а стали основополагающими принципами уго­ловного права шестнадцатого столетия. Ни один из Статутов не содержит четкого определе­ния понятия преступления, но из сравнительно-право­вого анализа статей Статута 1588 г. можно сделать вы­вод, что законодатель признает преступлением про­тивоправное, виновное действие (бездействие), не­сущее в себе элемент общественной опасности и по­сягающее на общественный строй, собственность, права и интересы частных лиц. Отсутствие четкого определения понятия «преступление» обусловило и от­сутствие единого термина. Даже в Статуте 1588 г. содержится большое количество слов, означающих уголовно-наказуемое действие (бездействие): выступ, вина, своволенство, неслушеньство и др. Но как бы не называлось правонарушение уголовное в XVI в., для него всегда характерна одна сущностная черта - про­тивоправность.

Классификация преступлений (по объекту и по степени общественной опасности свидетельствует о продуман­ной и сравнительно гуманной для своего времени кара­тельной политике. О гуманизме уголовного права гово­рит и та обстоятельность, с которой законодатель раз­работал состав преступления для учета его элементов при определении наказания (субъект общий, специаль­ный, одно лицо, группа лиц; все элементы субъективной стороны: вина, мотив, цель; при установлении объектив­ной стороны принималось во внимание само действие (без­действие), последствия, причинная связь, рецидив и кон­кретные условия совершения правонарушения: место, способ, время и т.д.)

Гуманизм уголовного права Великого княжества Ли­товского в XVI в. проявлялся и в том, что постоянно по­вышается возраст уголовной ответственности (по Стату­ту 1566 г. - с 14 лет, а по Статуту 1588 г. - с 16 лет) и устанавливается срок давности в 3 года, по истечении кото­рого дело не могло возбуждаться в суде (Статут 1588 г., разд. XI, арт. 52).

В Статутах публично-уголовные наказания обретают стройную систему и теоретическое обоснование. Законо­датель, используя различные слова («каранья», «вина», «покута» и др.), определяет наказание как зло или стра­дание, причиняемые преступнику с целью возмездия или устрашения. Наказание - это кара, установленная за­коном, за причинённое зло потерпевшему, мера госу­дарственного принуждения. Она проявляется в ограни­ченном либо полном лишении прав осуждённого, в причи­нении ему физических страданий, материальных лишени­ях и т.д. Диапазон наказаний по Статуту 1588 г. весьма широк: от смертной казни в различных её формах до штра­фа. Вид и форма наказания зависели не только от вида преступления, но и от мельчайших обстоятельств соста­ва преступления. Кроме того, оно зависело от социаль­ной принадлежности потерпевшего, т.е. наказание носило ярко выраженный классовый характер. Так, за убийство шляхтича взыскивался штраф в размере 100 коп грошей, и виновный присуждался к смертной казни (разд. X, арт. 27), а за крестьянина - 25 коп грошей и смертная казнь (разд. XII, арт. 2 Статута 1588 г.). Классовый характер уголовного права проявлялся и в том, что за аналогич­ное правонарушение представители привилегированных сословий несли более мягкое наказание, чем простые люди.

Оценивая уголовное право Великого княжества Литов­ского в XVI в., в целом можно сказать, что оно содержит как прогрессивные положения, многие из которых опе­режали свое время, так и негативные черты, свойствен­ные любому феодальному праву (публичность осуществ­ления наказания, жестокость некоторых форм смертной казни: четвертование, сожжение и др., наличие телесных наказаний, объявление виновного вне закона и изгнание за пределы государства и др.).

Нормы Статута - это яркое подтверждение проявления закона диалектики - единство и борьба противоположнос­тей, ибо в Великом княжестве Литовском в XVI в. господ­ствовал феодализм, но в недрах его уже формировались , новые общественные отношения - буржуазные. Это пере­ломное время, в котором находилось феодальное обще­ство, и отразилось в Своде законов, каким являются Ста­туты 1529, 1566, 1588 годов.

Законодательство ВКЛ различало речи кровавые (наи­более тяжкие преступления, за которые полагается смерт­ная казнь) и речи меньшие (менее тяжкие преступления). Уголовной ответственности подлежали вменяемые фи­зические лица, достигшие возраста ответственности. По Статуту 1588 г. он составлял 16 лет. Несовершеннолетние и невменяемые ("Дурни", "шалёные") привлекались к ответственности только при повторном совершении пре­ступления. Несмотря-на декларирование в статутах равен­ства сословий перед законом, во многих статьях преду­сматривалась различная ответственность для шляхты и простых людей

По субъективной стороне преступления делились на умышленные ("умысльне") и неумышленные ("неумысльне", "пригодное"). При неумышленном преступлении наказание смягчалось: виновный платил штраф в пользу потерпевшего и освобождался от смертной казни, тю­ремного заключения. Выделялось три стадии преступного деяния: преступное намерение, покушение, оконченное преступление.

Виды преступлений по объекту посягательства:

  • против государства;

  • против порядка управления и суда;

  • воинские;

  • против личности;

  • против семьи и нравственности;

  • против имущества.

Наиболее тяжкими считались государственные престу­пления: ображенье маестату господарского (преступле­ния против великого князя), змова (заговор с целью убий­ства государя), бунт (вооружённое выступление с целью захвата власти), здрада (помощь неприятелю, сдача кре­пости). Государственного преступника и его совершен­нолетних сыновей, знавших о преступлении, лишают чести и казнят, а имущество конфискуют. Несовершен­нолетние сыновья и дочери лишались отцовского иму­щества. Жена преступника, доказавшая свою непричаст­ность к преступлению присягой, сохраняла свои родо­вые имения и вено.

Цели наказания:

  • возмездие (месть);

  • компенсация ущерба;

  • устрашение.

Применялись следующие наказания: штрафы (голов-щина—Г38.убийство, навязка - за иные преступления); смерт­ная казнь; телесные; выдача преступника потерпевшему; тюремное заключение на срок не более чем 1 год и 6 недель; изгнание и объявление вне закона (выволание); лишение чести; покаяние; лишение должности

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]