Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_Belarus.docx
Скачиваний:
85
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
249.76 Кб
Скачать

36. Становление конституционного законадательства XVI в. Военное право XVI в.

Государственное (конституционное) право по Статутам 1529,1566,1588 гг.

Государственное право проникнуто идеей верховенства закона как основной характерной черты, присущей пра­вовому государству. Великий князь обязуется соблюдать законы страны.

Демократизм государственного права проявляется во многих его нормах, закреплявших принцип выборности мо­нарха, ограничение его власти законом, Радой и сеймом. Разработчики Статута 1566 г. сделали первые, но доволь­но значимые шаги по правовому закреплению принципа отделения суда от администрации, детально регламенти­ровав порядок формирования и деятельность земских по­ветовых и подкоморских судов. В Статуте 1588 г. этот принцип получил дальнейшее развитие в связи с закреплением статуса, порядка комплектования и компетенции ! Главного суда Более того, уже в Статуте 1529 г. четко проводится мысль, что местные врадники (подвоевода, подстароста и др.) судебные функции должны осуществ­лять с участием избранных «двух земянинов, людей доб­рых а годных веры», «а без тых панов земян присяжных, естли бы обеих небыло, тыды не мають наместникове ани маршалкове судити» (арт.2 разд. VI). Таким образом, принципы коллегиальности и участия населения в работе судов в качестве присяжных заседателей становятся в XVI в. основными общими принципами организации судеб­ной власти.

В государственном праве не только в Статуте 1529 г., но и вопреки Люблинской унии 1569 г., в Статуте 1588 года содержатся правовые нормы, касающиеся сувере­нитета Великого княжества Литовского, системы, струк­туры и компетенции органов власти и управления, истори­чески сложившихся в нем. В нормах всех Статутов зак­реплено положение, что на любые должности Великого княжества Литовского может быть избран или назначен только уроженец (гражданин) Великого княжества Ли­товского, но не иностранец. Великий князь не имеет права за пределами Великого княжества Литовского решать даже мелкие текущие вопросы, касающиеся государства или отдельных лиц этого государства.

Нормы государственного права свидетельствуют о ду­ховном переломе феодального общества в XVI в., в час­тности его правосознания. В них усматривается стремле­ние законодателя создать более благоприятные, упоря­доченные нормами права условия существования челове­ка в обществе, закрепив такие прогрессивные принципы как выборность, коллегиальность, законность, ответ­ственность, отделение суда от администрации, участие в суде присяжных и др., что помогало избежать социальных взрывов в обществе.

В Статуте говорилось о воинской обязанности с перечислением круга лиц, которые при достижении совершеннолетия (с 18 лет) по постановлению сейма должны были нести воинскую службу, а также обязанность всех подданных государства без постановления сейма, а в соответствии с великокняжеским письмом ехать на войну в случае внезапного нападения неприятеля, причем великий князь обязывался никого не освобождать (устным распоряжением или специальным письмом) от воинской службы.

Исследование норм конституционного и военного права Статута ВКЛ 1588 г. позволяет заметить влияние взглядов античных философов (Платона, Аристотеля, Цицерона). Свидетельством того, что издатели Статута 1588 г. были знакомы с философскими взглядами Платона, является сопоставление понятий справедливости и закона как в его трудах, так и в Статуте. Античный философ провозглашает закон как проявление справедливости. Созвучие этой мысли есть в законодательстве XVI ст.: «Также устанавливаем, если бы мы, государь, с панами-радами нашими огласили бы решение, а кто бы осмелился против того решения нашего и по оглашению что против говорить, тогда таковой, какого бы сословия ни был, как высокого, так и низшего, должен сидеть в замке нашем шесть недель и это никому не может прощаться» (Статут ВКЛ 1588. Разд. I, ст. 11). Статья закона говорит о том, что судебное решение является обязательным для всех граждан государства.

Почти дословно перешла в Статут идея Платона об обязательной защите гражданами своего государства: «Если кто из воинов оставит строй, бросит оружие, вообще совершит какой-нибудь подобный поступок по малодушию, разве не следует перевести его в ремесленники и земледельцы» Во всех трех Статутах ВКЛ закреплено предназначение войска. Войско должно

было охранять территориальную целостность и население государства, возвращать земли ВКЛ, которые были присоединены к другим государствам. Одним из самых тяжелых военных преступлений было уклонение от несения воинской службы. Виновный в совершении такого преступления лишался всего своего имущества.

Очень много схожего в нормах Статута и взглядах Аристотеля: сущ-

ность и сама природа права, понятие закона, понятие государства. Всем известен принцип, что «незнание закона не освобождает от ответственности». Аристотель обосновывает эту мысль. По его мнению, «карают даже за само неведение, когда считают, что человек повинен в неведении, например, пьяных считают виновными вдвойне. Ведь в этом случае источник в самом человеке, потому что в его власти не напиться...». Статут в своих нормах утверждает, что состояние незнания не является для человека оправданием в случае нарушения им закона. У Аристотеля сходное с Платоном и понимание долга воина: «Не оставлять строя, не обращаться в бегство и не бросать оружия» Эта норма содержится и в Статуте. Аристотель считал, что самое важное в праве – это осознание, понимание сущности и природы права, закона, государства.

Единое понимание цели права у Цицерона и в Статуте, а также

принципы равенства, гуманности и принципиальности показывают значимость философско-правовых идей Цицерона, использованных при создании Статута. Посмотрим на фундаментальный принцип сегодняшнего права, который упоминает Цицерон и который ярко отразился в Статуте.

Великая заслуга создателей Статута в том, что они видели цель права в защите достоинства, свободы, независимости и чести человека. Эта цель, как нечто общее, ради чего создавался Статут, взята законодателем у Цицерона. «Однако ни выговор, ни порицание

не должны быть оскорбительны и должны иметь в виду интересы не того, кто кого-то наказывает или порицает, но государства.

Таким образом, мы видим, что положения работ мыслителей эпохи Античности и нормы конституционного и военного права Статута имеют много общего. Передовые умы эпохи Возрождения, законодатели переработали в соответствии с требованиями современного им государства наследие Платона, Аристотеля, Цицерона и использовали его при составлении известного памятника правовой культуры белорусского народа – Статута ВКЛ 1588 г.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]