Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы УП.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
565.76 Кб
Скачать

25 Вопрос

Формула уменьшенной вменяемости по существу дана в ст. 22 УК об уголовной ответственности лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости: «Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в пол­ной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголов­ной ответственности» (ч. 2).

Законодательная формула уменьшенной (ограниченной) вменяемости включает в себя два критерия: юридический и медицинский.

Юридический критерии характеризует степень расстройства сознания и воли субъекта во время совершения им преступления. Интел­лектуальный признак в законе сформулирован как неспособность «в полной мере осознавать фактический характер и общественную опас­ность своих действий (бездействия)», волевой признак обозначен как не­способность «в полной мере руководить ими», то есть своими действи­ями (бездействием).

Медицинский критерий ограниченной вменяемости выражен термином «психическое расстройство». К расстройствам, не исключающим вменяемости, специалисты относят так называемые пограничные не­рвно-психические расстройства, в первую очередь различные психо­патии, психопатоподобные состояния и неглубокие степени умствен­ной отсталости, а также иные психические аномалии. Судебные психиатры (С.Д. Семенов, И.Е. Авербух и другие), как правило, отождеств­ляют уменьшенную вменяемость с уменьшенной виной и ограничен­ной ответственностью.

Законодатель в противовес этой концепции предоставляет суду право по своему усмотрению решать вопрос об учете психических аномалий при назначении наказания и принудительных мер медицин­ского характера (ч. 2 ст. 22 УК). Это означает, что суд не обязан смяг­чать наказание ограниченно вменяемым лицам, но в любом случае в соответствии с принципами уголовного права ограниченная вменяе­мость не может рассматриваться как обстоятельство, отягчающее от­ветственность.

Институт ограниченной вменяемости в уголовном праве имеет тро­якое значение:

  • во-первых, лицо, совершившее преступление в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, подлежит уго­ловной ответственности;

  • во-вторых, наличие у субъекта преступления психических ано­малий в рамках вменяемости учитывается судом при назначении на­казания;

  • в-третьих, психическое расстройство, не исключающее вменяе­мости, может служить основанием для применения принудительных мер медицинского характера. При этом суд не заменяет наказания принудительным лечением, как ошибочно полагают отдельные юристы, а назначает наказание наряду с принудительными мерами меди­цинского характера.

К проблеме вменяемости примыкает вопрос об ответственности за преступления, совершенные в состоянии опьянения, так как опьянение может быть обычным либо патологическим.

В соответствии со ст. 23 УК РФ «лицо, совершившее преступле­ние в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, нар­котических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности».

Под состоянием опьянения в данной норме законодатель имеет в виду обычное, физиологическое опьянение, которое не исключает вме­няемости субъекта преступления, так как в любой степени обычного опьянения сохраняется способность осознавать общественную опас­ность своего деяния и контролировать свои действия во время совер­шения преступления.

Патологическое опьянение в отличие от физиологического пред­ставляет собой временное расстройство психики, которое полностью лишает возможности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Лицо, совершившее общественно опасное действие в состоянии белой горячки или иного алкогольного психоза, признается невменяе­мым и уголовной ответственности не подлежит.

К лицу, совершившему преступление в состоянии физиологичес­кого опьянения, наряду с наказанием могут быть применены принуди­тельные меры медицинского характера, если суд на основании судебно-психологической экспертизы признает, что такое лицо нуждается в лечении от алкоголизма или наркомании (п. «г» ч. 1 ст. 97 УК).