Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы на вопросы-для печати!.docx
Скачиваний:
18
Добавлен:
24.12.2018
Размер:
303.59 Кб
Скачать
  1. 20. Общая характеристика институционалистского направления

  2. Параллельно и даже несколько опережая маржинализм, во вто­рой половине XIX в. формировалось и другое направление эко­номической науки, идущее на смену классической политэконо­мии, — институционализм. Окончательно институционалистское направление оформилось в начале XX в.

  3. Предмет и метод

  4. Поскольку мы уже рассмотрели два теоретических подхода к изучению экономики — классическую политэкономию и маржи­нализм, можно проанализировать методологические особенности институционализма в сравнении с ними.

  1. Как уже говорилось, маржинализм сознательно избрал пред­метом своего исследования «чистую» экономику, отбросив ее со­ циальные формы. Институционализм, напротив, исследует соци­альную экономику или экономику как одну из составных частей более объемной социальной системы, наряду с политикой и куль­турой. Отсюда и название этого направления, происходящее от слова «институт», одно из значений которого в самом общем видеозначает «социальное явление, оформленное законами и традици­ ями».

  1. С другой стороны, классическая политическая экономия так­же рассматривает социально-экономические явления, что отраже­ но в ее названии, так как слово «политическая» происходит от гре­ческого «полис» (общество, государство). Следовательно, «полити­ ческая экономия» — тоже «общественная (социальная) экономия».Например, классическая политэкономия уделяет большое внима­ ние классовым отношениям. Но ее отличие от «институционализ­ма» заключается в том, что классическая политэкономия исполь­ зует причинно-следственную трактовку социальных связей, и по­этому «экономика» по отношении к «политике» и «культуре» трактуется как причина, основа. Наиболее последовательно такойподход представлен у Маркса в его учении о «базисе» и «надстрой­ке». Институционализм же считает общественные связи функци­ональными, и потому «экономика», «политика» и «культура» пред­стают в этой теории взаимосвязанными и взаимовлияющими другна друга.

  2. Классическая политэкономия (наряду с классовыми отноше­ниями) и маржинализм постоянно рассматривают одномерного хозяйствующего субъекта, «экономического человека», руковод­ствующегося в своих действиях только одним мотивом — выго­ дой (полезностью, прибылью и т.п.). Поэтому его действия моде­лируемы и прогнозируемы. По мнению институционалистов, на человека в экономике воздействует целый ряд факторов, как эко­номических, так и неэкономических. Следовательно, действия одного человека не похожи на действия другого и предсказать ихвесьма сложно. Тот же вывод относится и к национальным эко­ номикам, которые, согласно институционалистам, имеют массуособенностей и предсказать функционирование которых можнотолько с определенной степенью вероятности.

  3. Классическая политэкономия (за исключением Маркса,имевшего исторический подход) рассматривала какой-либо тип экономики как «естественный», противопоставляя его всем дру­гим, « неестественным». Маржинализм со своим количественным подходом рассматривает только рыночную экономику в состояниистатики или динамики. Институционализм же исследует эконо­ мику исторически, как постоянно качественно изменяющуюся,развивающуюся. (Не надо путать динамику и развитие. В первом случае это количественное изменение (рост, спад), во втором —качественное, смена социальных отношений. Например, во вре­ мя «перестройки» в нашей стране происходил экономическийспад, но осуществлялось социально-экономическое развитие.)

  4. И классическая политэкономия (в лице ее буржуазных пред­ставителей), и маржинализм (на своем начальном этапе) рассмат­ ривают экономику лишь как сумму «экономических людей», де­лая отсюда вывод о том, что интересы личности первичны по от­ ношению к интересам общества, и отстаивают концепцию«экономического либерализма», отрицающего государственное вмешательство в хозяйственные действия людей. Институциона­лизм, наоборот, предполагает первичность не отдельных людей, а институтов (общественных явлений), ставит интересы обществавыше интересов личности и поэтому считает, что государство,выступая от лица общества, может и должно вмешиваться в со­циально-экономическую деятельность людей.