Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Glava_X_Mezhdunarodnye_raschety.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
22.12.2018
Размер:
188.42 Кб
Скачать

§ 5. Вексель и чек

Вексель и чек не являются формами расчетов, а используются в качестве средств платежа, в том числе при расчетах посредством аккредитива и инкассо.

Вексель зародился как инструмент международных расчетов и осо­бенно широкое распространение получил во внешней торговле (в СССР после кредитной реформы 1930 г. вексель утратил свое значение как инструмент внутренних расчетов и применялся исключительно в сфере внешнеторговых расчетов)1. Покупатель может расплатиться с про­давцом путем выставления векселя (простого или переводного) в си­туации, когда у него отсутствуют деньги для уплаты за товар и он надеется получить их к моменту наступления платежа по векселю.

Другое преимущество расчета посредством векселя состоит в том, что задолженность, оформленная векселем, является особенной по сравнению с простым договором займа или кредитным договором. Вексельная ответственность более строгая (как с процессуальной, Так и с материальной точки зрения), чем общая гражданско-правовая ответственность. Как правило, действует ускоренная процедура взыска­ния по векселям, а в некоторых странах (Аргентина, Испания) за опротестованным векселем признается сила исполнительного листа, в связи с чем не требуется никакого дополнительного решения суда для взыскания по такому векселю1.

Многие страны (в основном государства континентальной Европы) унифицировали свое вексельное законодательство на основе Женевт

ской конвенции, устанавливающей Единообразный вексельный закон. В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник ввело в действие на своей территории Единообразный вексельный закон (ЕВЗ), являющийся приложением к Конвенции. Соответственно век­сельное законодательство государств-участников Конвенции1, уста­навливающей ЕВЗ, практически совпадает по содержанию. В частности, после присоединения СССР к Конвенции в 1936 г., 7 августа 1937 г., Постановлением ЦИК и СНК СССР было утверждено Положение «О переводном и простом векселе», которое воспроизвело с незна­чительными изменениями ЕВЗ (действие Положения подтверждено ст. 1 ФЗ «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 г.).

Другую основную систему вексельного права составляют страны англо-американского права, прежде всего Англия и США, а также страны, чье законодательство основано на английском или американ­ском вексельных законах2. Самостоятельную группу образуют стра­ны, вексельное законодательство которых не входит ни в одну из двух основных систем вексельного права и не основано на каком-либо одном, общем для всех этих стран вексельном законе3.

Между женевским и англо-американским векселями существуют различия4. В частности, женевский переводной вексель представляет собой предложение уплатить (оферта), принять которое (акцепт векселя) или отказаться - прерогатива плательщика. Так, в тексте векселя не должно быть указания на какое-либо основание его вы­дачи (например, контракт купли-продажи). Действительность век­сельного обязательства не зависит от действительности или наличия основания его выдачи: согласно ст. 17 ЕВЗ «лица, к которым предъяв­лен иск по переводному векселю, не могут противопоставить держателю возражения, основанные на их личных отношениях к векселедателю или к предшествующим держателям». В частности, покупатель, который обязался по векселю, должен по нему платить, даже если товар ему не был поставлен или прибыл в ненадлежащем состоянии.

Напротив, англо-американский вексель - это письменный приказ векселедателя плательщику уплатить сумму векселя его держателю1. Это различие в терминологии между странами континентального и общего права (вексель как предложение и вексель как приказ) вы­звано различиями в подходах к категории абстрактных обязательств. Праву Англии и США категория абстрактных обязательств не извест­на, и обязательство признается действительным только при наличии встречного удовлетворения (consideration), если только оно не выра­жено в форме документа «за печатью» («deed»). Однако «в отноше­нии векселей презюмируется, что вексель выдан за предоставленное встречное удовлетворение, а для исключения сомнений по этому вопросу на векселях пишется, что встречное удовлетворение полу­чено»2.

Таким образом, указание в англо-американском векселе на опреде­ленное основание его выдачи (поставка продукции, оказание услуги и т.п.) является следствием традиции англо-американского договорного права. С «внешней» стороны обязательство по такому векселю носит каузальный характер, но ссылка на контракты или иное основание не меняют безусловного характера платежа по векселю, так как вексель - это «приказ». Как отмечает Д.Л. Иванов, «коммерческая практика вы­работала и универсальную нейтральную формулировку «for value received» («за полученный эквивалент»), которая, не ограничивая приказа о пла­теже, подчеркивает валютность векселя, его связь с какой-то сделкой». «В то же время, - продолжает автор, - отсутствие такой оговорки в векселе с точки зрения закона безразлично... ссылка на основание в тексте век­селя, если она при этом не затрагивает безусловности вексельного обя­зательства, не имеет никакой юридической силы»3.

Различия по форме между двумя типами векселя не столь очевид­ны: в обеих системах вексель признается строго формальным доку­ментом и должен содержать определенные реквизиты.

Поскольку вексель может быть выписан в одной стране, акцеп­тован в другой, подлежать оплате в третьей, быть индосированным в четвертой и т.д., и учитывая, что не все страны участвуют в Же­невской конвенции, устанавливающей ЕВЗ, неизбежно возникновение коллизий между национальными вексельными законами. Поэтому другая женевская конвенция - Конвенция, направленная на разреше­ние коллизий законов о переводных и простых векселях, 1930 г. - унифицировала коллизионные нормы государств в данной области. Согласно Конвенции вексельная правоспособность, то есть способ­ность обязываться по векселю, определяется по национальному за­кону лица, а если он отсылает к закону другой страны - по закону этой другой страны. Лицо, не обладающее способностью согласно национальному закону (закону, к которому отсылает национальный закон), тем не менее, несет ответственность, если подпись была совершена на территории страны, по законодательству которой это лицо было бы способно (ст. 2). В частности, вексель, который вы­ставляется юридическим лицом, должен быть подписан лицами, упол­номоченными на совершение сделок от имени данного юридического лица, и на таком векселе, как правило, проставляется печать юри­дического лица.

Действие обязательств акцептанта переводного векселя или лица, подписавшего простой вексель, определяется по закону места пла­тежа по векселю. Действие, которое производят подписи других лиц, обязанных по векселю, определяется по закону той страны, на тер­ритории которой подписи были даны (ст. 4).

Форма, в которой приняты обязательства по векселю, определя­ется по закону той страны, на территории которой эти обязательства были подписаны (ст. 3). Как известно, место составления векселя является одним из его реквизитов. Таким образом, вексель, выданный за границей с платежом в России, будет в отношении формы при­знаваться действительным в России, если соблюдены требования соответствующего иностранного государства. Например, если вексель выдан на территории Великобритании с платежом в России, то, не­смотря на отсутствие в нем вексельной метки, он будет признан действительным. И наоборот, вексель, выставленный в России с пла­тежом за границей, должен соответствовать по форме российскому законодательству.

В 1988 г. принята Конвенция ООН о международных переводных и международных простых векселях. В отличие от Женевских век­сельных конвенций, целью которых являлась унификация националь­ного законодательства, Конвенция 1988 г. направлена на создание единого международного векселя исключительно как инструмента международных расчетов. Международный вексель по Конвенции

  1. г. по ряду положений отступает от традиционного Женевского векселя, что вызвано влиянием англо-американской модели векселя. С учетом противоречий Конвенции национальному вексельному законодательству различных стран у этого документа мало шансов на вступление в силу1.

По внешнеторговой сделке покупатель может рассчитаться с про­давцом чеком, плательщиком по которому выступает банк, в котором у чекодателя имеются деньги на счете (покрытие). Продавец (чеко­держатель) может либо предъявить его в банк покупателя (чеко­дателя) и получить по нему обусловленную сумму, либо распла­титься чеком с третьим лицом по другой сделке, либо переуступить (продать) его своему банку. Платеж по чеку во внешнеторговых сделках осуществляется, как правило, в безналичном порядке, то есть сумма чека не выплачивается наличными, а списывается со счета чекодателя и зачисляется на счет чекодержателя в этом или другом банке.

Особенность расчетов посредством чека состоит в том, что пла­теж по нему является безусловным, то есть не зависит от условий и действительности сделки, во исполнение которой он выдан (п. 1 ст. 877 ГК РФ). Чек может предъявляться к платежу банку-платель- щику непосредственно, однако чаще он предъявляется к оплате чекодержателем через свой обслуживающий банк, который направ­ляет чек в банк-плательщик на инкассо для получения платежа. При этом согласно п. 1 ст. 882 ГК РФ представление чека в банк, обслу­живающий чекодержателя, на инкассо для получения платежа считается предъявлением чека к платежу, и оплата такого инкасси­рованного чека происходит в порядке исполнения инкассового по­ручения (ст. 882 ГК РФ).

Так, иностранное лицо может рассчитаться с российским контра­гентом чеком, выставленным на банк, обслуживающий это иностран­ное лицо. В этом случае российская сторона может предъявить такой чек в российский банк, который в порядке исполнения инкассового поручения направляет чек в иностранный банк, на чеке должен учиняться так называемый препоручительный индоссамент, то есть индоссамент с оговоркой «к получению», «на инкассо», «как дове­ренному».

Предпосылками осуществления расчетов чеками являются: 1) на­личие чекового договора между чекодателем и его банком; 2) наличие

на счете покрытия: чек подлежит оплате за счет средств чекодателя, находящихся в банке, однако банк может кредитовать- чекодателя, оплачивая его чек, если у него нет средств; 3) наличие правиль­но оформленного и надлежащим образом предъявленного чека; 4) наличие между банками корреспондентских отношений, если чек направляется в иностранный банк через российский банк на инкассо.

Чтобы чек, выписанный в одной стране, признавался в другой стране, на международном уровне осуществляется унификация чекового обращения. В 1931 г. были приняты Женевские чековые конвенции, унифицировавшие законодательство о чеках в странах-участницах: Конвенция, устанавливающая Единообразный чековый закон (ЕЧЗ); Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов

о чеках; Конвенция о гербовом сборе в отношении чеков. В конвен­циях участвуют большинство государств Европейского континента. Страны общего права, такие как Великобритания, США, в конвен­циях не участвуют. В них чек рассматривается как разновидность переводного векселя, выставленного на банкира, и для него не пре­дусматривается самостоятельного регулирования1.

Ни СССР, ни Россия не присоединились к указанным Женевским конвенциям, однако российское чековое законодательство, прежде всего положения § 5 гл. 46 ГК РФ («Расчеты чеками»), дает осно­вания для выводов о том, что российский законодатель ориентиро­вался при создании норм на положения ЕЧЗ.

В частности, согласно ЕЧЗ (ст. 1) чек должен содержать определен­ные реквизиты: 1) наименование «чек», включенное в самый текст до­кумента; 2) простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму; 3) наименование плательщика; 4) указание места платежа; 5) указание даты и места составления чека; 6) подпись чеко­дателя. В отличие от ЕЧЗ, ст. 878 ГК РФ устанавливает дополнительный реквизит - указание валюты платежа. Кроме того, в силу ст. 878 ГК РФ чек должен содержать поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму.

Женевская конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о чеках, 1931 г. содержит унифицированные кол­лизионные нормы о чеках. Статья 2 Конвенции предусматривает, что способность лица обязываться по чеку определяется его нацио­нальным законом. Если этот национальный закон отсылает к закону другой страны, то применяется этот последний закон. Лицо, не об­ладающее способностью согласно национальному закону, тем не менее, несет ответственность, если подпись была совершена на тер­ритории страны, по законодательству которой это лицо было бы способно. Действительность обязательств по чеку определяется за­коном страны, на территории которой были приняты обязательства (ст. 5).

Форма, в которой приняты обязательства по чеку, определяет­ся законом страны, где были подписаны обязательства, однако до­статочно соблюдения формы по законодательству места платежа (ст. 4). Закон страны, где оплачивается вексель, определяет основной круг вопросов: лица, на которых чек может быть выставлен (ст. 3); подлежит ли чек оплате при предъявлении или в ином порядке; срок для представления к оплате; возможность акцепта, удостовере­ния и т.д.; возможность частичного платежа, отзыва чека, возра­жений чекодателя против платежа и т.д.; необходимость протеста (ст. 7).

Поскольку Россия не участвует в указанной Конвенции, при возникновении коллизионного вопроса российские суды руковод­ствуются отечественными коллизионными нормами. Коллизионные нормы о чеках в российском законодательстве содержатся в Поло­жении о чеках 1929 г. (применяется в части, не противоречащей статьям 877-885 ГК РФ) и соответствуют тем, которые содержатся в Женевской конвенции:

  1. способность лица обязываться по чеку определяется законом того государства, гражданином которого оно является. Если закон этого государства отсылает к. закону другого государства, то имеет применение последний. Лицо, не имеющее права обязываться по закону своего государства, признается обязанным по чеку, если оно приняло это обязательство в пределах государства, по закону кото­рого оно может обязываться по чеку;

  2. если чек выдан за границей с платежом в пределах России, формы чека и обязательств по чеку определяются законом места выдачи чека или установления соответствующего обязательства. Однако достаточно, чтобы указанные формы соответствовали рос­сийскому законодательству;

  3. если чек выдан в пределах России с платежом за границей, способность лица быть плательщиком по чеку определяется законом места платежа. Форма такого чека и обязательств по чеку определя­ется российским законодательством. Однако достаточно, чтобы ука­занная форма соответствовала закону места платежа.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]