Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теория Ощущений.doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
5.45 Mб
Скачать

Механизм чувственного отражения

Построение образа осуществляется в анализаторе как чув­ствующей системе мозга. Для развитого, человеческого, ощу­щения необходимо сочетание первичного изображения в рецепторе со вторичным изображением (точнее — его про­екцией в мозговом конце анализатора), что возможно при 1 нормальной передаче импульсов от периферического к мозго­вому концу анализатора. В этом смысле любое, самое про­стейшее человеческое ощущение есть функция чувствующей системы мозга в целом, т. е. весьма сложное явление природы. Динамика ощущения, его переход к адекватному отражению объекта имеет основой изменение характера движения возбу­дительного процесса (от иррадиации к концентрации) и его взаимодействие с тормозным процессом.

Различение всегда по своей природе индуктивно, так как оно является результатом того или иного взаимодействия нервных процессов в мозговом конце анализатора. На базе безусловных рефлексов с данного анализатора вырабаты­вается множество условных рефлексов, изменяющих общий Уровень чувствительности анализатора.

Следовательно, ощущение как самый элементарный факт Дознания, хотя психологически и представляется самым про­стым явлением сознания, физиологически есть сложный нейронамический ансамбль. Еще более многосоставным представляется этот ансамбль анатомически, поскольку рецептор, Референтные нервы, мозговой конец анализатора имеют разные структуры, состоящие из множества клеток, исчисляемых

порядками от тысяч до миллионов (в световом анализаторе человека).

Поэтому сочетание психологического, физиологического и анатомо-морфологического исследований деятельности ана­лизаторов необходимо для научного познания природы ощущений. Задача такого познания еще более усложняется, когда мы сталкиваемся с тем поразительным феноменом, который называется разными терминами: внешней проекцией, объекти­вацией, «вынесением» образа и т. д. Этот феномен постоянно привлекал внимание физиологов и психологов. Но самое ясное определение этого явления было дано Марксом, который писал: «...световое воздействие вещи на зрительный нерв! воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находя­щейся вне глаз».38

Подобное явление нельзя объяснить только деятельностью анализатора, мозговой конец которого входит в систему замыкательных приборов больших полушарий, так как суть явления находится в каком-то вновь возникающем объективном: отношении между рецептором и изображением на его плоскости («экране») предмета. Очевидно, что процесс, например, зрительного ощущения не только начинается в глазу, но и завершается в нем. Такое предположение требует признания, что орган чувств является попеременно рецептором и эффектором. Надо предположить также, что между рецептором; и мозгом существует не только прямая (центростремитель­ная), но и обратная (центробежная) связь.

Такой ход мысли неизбежно приводит к трактовке ощущения как целостного рефлекса, охватывающего весь процесс взаимодействия между человеческим организмом и окружающей его средой, т. е. от объекта к субъекту и от субъекта к объекту.

Принцип обратной связи был открыт Сеченовым применительно к этому явлению «проекции» образа в объективны мир. Важное значение имело подробное выяснение роль мышцы в познавательной деятельности. На фактах пространственного видения он убедительно показал, что оптический аппарат глаза интимно связан с глазодвигательной организацией: их взаимосвязь осуществляется на всем протяжении акта пространственного видения, но имеет особенное значе­ние для подобной проекции. Он имел основания для аналогии актов пространственного видения с актами активного осязания, когда сочетание тактильной рецепции с кинестезией мышц

---------------

38 К- Маркс. Капитал, т. I, стр. 78.

кисти руки определяет подобную проекцию ощупываемых пешей.

В последующем ходе развития физиологии и психологии систематически изучалась взаимосвязь сенсорных и моторных компонентов органов чувств. Известно, что каждый специали­зированный орган чувств является очень сложным материаль­ным телом, в котором, кроме собственно воспринимающих (рецепторных) приборов, имеются приборы мышечно-двигательные, сосудистые и секреторные. Однако этим приборам не придавалось первоначально активное значение факторов, участвующих в образовании ощущений. Но уже Сеченов пока­зал, что в образовании сложных «объективизированных» ощущений принимают постоянное участие мышечно-двигательные приборы органов чувств, являющиеся главными эффекторами, осуществляющими внешнюю реакцию с данной чувствующей системой мозга.

Это положение было далее развито Бехтеревым в отноше­нии ряда чувственных деятельностей мозга человека. Бехте­рев первый применил метод условных рефлексов к изу­чению моторной деятельности человека. Он разработал метод условнодвигательных рефлексов, который дал возможность глубже понять ряд механизмов поведения. Благодаря этому было доказано, что любой чувствующий аппарат мозга является одновременно афферентным и эфферентным, благо­даря чему и осуществляется проекция образа. В зрительном, слуховом, тактильном и других аппаратах были обнаружены явления обратной проводимости, которой уделяется в совре­менной науке большое внимание.

Бехтеревым и его сотрудниками было установлено, что вследствие нейрогуморальных связей рефлекторные акты чув­ствующих приборов мозга сопровождаются тоническими из­менениями всего организма человека в зависимости от силы раздражителя и его биологического значения. Поэтому сенсо-моторные реакции нельзя отделять от сопровождающих их состояний: стенических и астенических эмоций. Применение приемов одновременной регистрации двигательных и вегета­тивных изменений убедительно демонстрировало эту связь между движением, ощущением и эмоциями, что принципиаль­но важно для понимания природы ощущения.

В этом же плане представляют большой интерес некото­рые из экспериментальных данных Корнилова. Главнейшие из — факты, являющиеся доказательством того, что сенсорные и моторные реакции имеют общую природу, переходят при определенных условиях друг в друга и образуют целости акт поведения. Однако Корнилов резко размежевал эти Реакции в своем учении, придав большее значение тем слу-

чаям, когда между ними возникают противоречия, которые он и абсолютизировал в своем глубоко ошибочном «законе» одно­полюсной траты энергии.

Корнилов не придавал такого значения различиям, обна­руживающимся при сравнении сенсомоторных реакций раз­ных модальностей. Однако именно примененный Корниловым метод изучения силы реакции в сочетании с фактором вре­мени дает возможность выявить сигнальное значение сенсор­ных процессов для двигательных актов.

В связи с новым значением старой проблемы соотношения сенсорных и моторных реакций необходимо было подойти к этой проблеме генетически, рассмотрев их соотношение в истории развития жизни, т. е. как составную часть проблемы генезиса психики.

Интересную пробу постановки этой проблемы предпринял Леонтьев, который подошел к ней не только теоретически, но, и экспериментально. Им были проведены в конце 30-х годов интересные опыты по экспериментальному воспроизведению генезиса чувствительности. Вместе с обширными данными сравнительной физиологии и психологии эти эксперименталь­ные материалы позволили ему поставить проблему психиче­ского развития в целом. В отношении генезиса ощущений Леонтьев пришел к важному выводу о том, что в эволюции обмена веществ живым организмом возникает новая форма приспособления, выполняющая сигнальную функцию по отно­шению к обмену веществ, превращающаяся постепенно в основное средство ориентации организма в окружающей среде.

Ощущение представляет собой начальную форму такой ориентации и сигнализации, которая предполагает уже обра­зование психического или субъективного, неразрывно связан­ного со всем процессом жизнедеятельности организма.

Отсюда и взгляд на ощущение, как на необходимый компо­нент поведения, действий и движения, который приобрел осо­бое значение в последующем развитии жизни.

В дальнейшем (после выхода в свет книги «Очерки раз вития психики») Леонтьев провел большой цикл экспериментальных исследований, который привел его к выводу, что процесс ощущения имеет рефлекторное строение, что «ощущение] . не есть результат только центростремительного процесса, одного только начального плеча рефлекса, но что в его основе лежит полный и притом сложный рефлекторный акт, подчиняющийся в своем формировании и протекании общим законам рефлекторной деятельности». Эти исследования убеди­тельно показали, что «ощущение является не эпифеномене возникающим параллельно с возникающим возбуждением

сенсорных нервных центров и составляющим только субъективный его отблеск... но что само ощущение как чувственный образ воздействующего объективного свойства выполняет именно в этом качестве специфическую функцию ориентирования и только вместе с этим также функцию сигнальную».

По ходу исследований ориентировочных рефлексов были выявлены различные проприомоторные и другие функции ре­цепторов (адаптационно-трофическая, тоническая, оборони­тельная) . Но особенно имеет значение такое сочетание сен­сорных и моторных компонентов чувствующей системы, кото­рое представляет собой рефлекторное кольцо, размыкающееся в «точках встречи» с объектом. Динамика процессов, проис­ходящих в подобном рефлекторном кольце, есть своеобразное уподобление свойствам внешнего воздействия. Эксперименталь­но доказано, что, например, осязание является именно таким процессом, в котором рука устанавливает подвижный контакт с ощупываемым объектом, в котором движения рук повторяют своей формой очертание данного объекта, как бы уподобляясь его структуре.39

Еще Сеченов показал, что глаз действует по такому же принципу благодаря сочетанию деятельности оптического прибора с глазодвигательными реакциями. Труднее было объ­яснить механизм слуховых ощущений в таком же плане, но эта трудная задача была успешно решена Леонтьевым. Им была разработана и применена специальная методика иссле­дования звуковысотной различительной чувствительности, основанная на использовании для сравнения по высоте разно-тембральных звуков. Посредством этой методики были полу­чены данные о зависимости между порогами различительной звуковысотной чувствительности и точностью вокализации заданной высоты (интонирование звуков). Таким образом ока­залось, что моторная система звуко-и речедвигательного аппа­рата составляет единое целое со звукоразличительным аппа­ратом слуховых органов. Те и другие являются в действитель­ности компонентами того разомкнутого при «встречах с объек­том» рефлекторного кольца, о котором шла речь выше.

Но эти моторные компоненты играют роль не только кор­ригирующих, дополняющих или усложняющих конечный сен­сорный эффект, но играют роль активного фактора звукораз-личения, определяющего уровень и качество этого процесса. Когда из процесса в целом экспериментально выключалось кально-моторное звено, то неизбежно возникало явление своеобразной звуковысотной глухоты. Леонтьев пришел к выводу что движения голосовых связок воспроизводят объек-

---------------