Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
T_8.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
07.12.2018
Размер:
227.33 Кб
Скачать

Компетенции в процессе моделирования масс-медиа

Бизнес-концепция и стратегия ее воплощения может быть сколь угодно интересной и занимательной с точки зрения теории, но в жизни она всегда похожа на того, кто ее реализует. Так уж сложилось — все известные бизнес-концепции, как правило, привязаны к именам их ав­торов — «маркетинговые войны» (Джек Траут), «lS-структуры» (Том Пи­тере), «концепция ежа» (Джек Коллинз), «добровольный маркетинг» (Сэт Годин). Есть стратегии менее известные, но тоже названные именами их создателей — «создание целостной бизнес-системы» (Джон Захман), «кон­цепция самообучающейся организации» (Питер Сенге). Многообразие биз­нес-концепций вызвало к жизни такие полные обоснованной иронии понятия, как «гипермаркет бизнес-концепций» и «караоке-капитализм». Ирония специалистов, много лет реально управляющих сложными сис­темами, понятна — «философского камня» в бизнесе так и не создано.

В этом смысле весьма красноречиво одно из высказываний Кзайва Финкельштейна, отца информационного инжиниринга, в активе которо­го огромное количество теоретических и практических работ, включая моделирование оборонных систем. В статье «Предприятие, переход в XXI век» он пишет: «Несмотря на очевидный технический прогресс, ав­томатизацию технологических процессов и прочие достижения, с орга­низационной точки зрения современные предприятия остались теми же сложными цепочками, составленными из множества преимущественно ручных операций, какими они были в два предшествующих столетия. Орга­низационные принципы производственных процессов остались практи­чески неизменными и сейчас являются примерно такими же, какими их описал в конце XVIII в. великий политэконом Адам Смит. Дпя управле­ния этими несовершенными производственными процессами потребо­валось создать сложную, фактически управляемую тоже вручную систему бизнес-процессов. В результате система управления бизнесом оказалась изначально несовершенной, по сути: «ручной управленческий хаос».

Это высказывание имеет несомненную ценность, поскольку про­цесс бизнес-моделирования, ею инструментальное наполнение оста­нутся бесполезными и дорогими, если контроль над ними не окажется в руках всесторонне развитого компетентного, интегрального специа­листа. В данном случае интегральную компетенцию, или попросту ком­петентность, можно трактовать как интегральную характеристику не­скольких уровней компетенций.

В случае СМИ компетентный специалист является носителем ин­ституционального опыта отечественной журналистики и нового рыноч­ного опыта. Подобные специалисты сегодня особенно остро востребо­ваны рынком. Переведя требования к компетентному специалисту на язык управления, можно сказать, что в проекте должен быть один чело­век с необходимыми властными полномочиями, который представляет работу всего предприятия, как на уровне компетенций конкретных ра­ботников — журналистов, бухгалтеров, технических специалистов, аген­тов по продаже рекламы, так и на уровне отрасли. Без подобного руко­водителя реализация базовой бизнес-концепции возможна, но она будет более дорогостоящей, что в итоге означает снижение ее конкурентных характеристик, делает перспективу выхода проекта на самоокупаемость весьма туманной.

Вопрос оптимальной реализации бизнес-концепции тесно сопря­жен также с полномочиями и со статусом ключевого специалиста. В пе­чатных СМИ целесообразно наделять его статусом издателя, в элект­ронных, в зависимости от формы собственности, — статусом генераль­ного директора как представителя собственников (инвесторов).

Статус и полномочия, в итоге, должны быть таковы, чтобы специа­лист с интегральной компетенцией мог в режиме реального времени скорректировать деятельность любого сотрудника в качестве профес­сионального консультанта. Одновременно он должен оценить перспек­тивы сотрудничества с тем или иным сотрудником.

Тема значимости ключевой персоны в проекте звучит у К. Финкель-штейна во многих работах, в том числе и в упомянутой статье. Он пря­мо говорит о том, что современные технологии породили избыточность данных, которая только мешает достижению реальных результатов, со­здавая опасность перехода от «ручного хаоса к хаосу автоматизирован­ному». Примеров тому множество. Хаос под видом современных техно­логий, новых подходов уже демонстрируется многими предприятиями.

Истинные архитекторы предприятия находятся не в ИТ-подразде­лениях, об этом тоже говорит К. Финкельштейн. Истинные архитекто­ры бизнес-моделирования — те, кто создает на первом этапе в ручном режиме стратегию и тактику (бизнес-план) предприятия на основе ба­зовой бизнес-концепции, те, кто умеет запускать и поддерживать про­цедуры регулярного менеджмента как процедуры органичные, не ущем­ляющие человека творческого труда. И только затем достигнутые резуль­таты оцифровываются, на их основе создается компьютерная бизнес-мо­дель предприятия.

Ключевой тезис, связанный с бизнес-моделированием масс-медиа, зву­чит так: прежде, чем начинать оцифровывать бизнес-модель, необходи­мо понимать концепцию бизнеса, его реальное содержание, как на интег­ральном уровне, так и на уровне конкретных бизнес-процессов. Это связано с главной сегодня проблемой бизнес-моделирования в области СМИ — отсутствием специалистов, обладающих интегральной компетенцией на основе точного знания закономерностей и принципов функционирования медиабизнеса в современных условиях.

В последние годы экономическая наука озабочена осмыслением кон­курентных преимуществ, связанных с такими категориями, как компе­тенции и способности. Российский медиарынок поэтому использует для запуска значимых проектов одних и тех же специалистов, которые либо имеют необходимый уровень компетентности, либо умело создали миф о его наличии. Нахождение компетентного специалиста для работы в проекте является слабым местом российских СМИ. Экономический эф­фект от присутствия подобного специалиста в проекте может исчислять­ся десятками миллионов долларов: один и тот же проект, например, на журнальном рынке можно запустить за 10 млн долл., а затем пытаться мучительно выйти на самоокупаемость, а в другом — на 10 тыс. долл. и выйти на самоокупаемость с первого номера. Как бы неправдоподобно не звучало это утверждение, любому специалисту, который анализирует запуск новых проектов на медиарынке, известны подобные примеры.

Еще одной важной проблемой является методология передачи (де­легирования) компетенций от ключевого сотрудника на следующие по мере формирования организации уровни создания ее команды, рабочей среды проекта. Здесь стоит обратить внимание на то, что с учетом специ­фики редакционных коллективов СМИ этот процесс носит весьма слож­ный характер. Попытки передачи компетенций при помощи их переме­щения в должностные инструкции конкретных сотрудников практичес­ки ничего не дают. Компетенции могут реально передаваться только через передачу контроля над оцифрованными бизнес-процессами.

После того как с помощью специалиста с интегральной компетен­цией создана реальная бизнес-модель, описаны бизнес-процессы, создана рабочая среда проекта, может начаться делегирование компетен­ций его сотрудникам. Процесс этот чрезвычайно непростой, он имеет свои «подводные камни», требующие отдельного анализа. Мы лишь подчеркнем, что в СМИ система создания рабочей среды основана на принципе «сверху вниз», от интегральной компетенции к компетенци­ям более низкого уровня.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]