Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Векторная модель_развернуто.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
25.11.2018
Размер:
102.78 Кб
Скачать

Векторная модель.

В рамках психотерапевтической практики, особенно во время супервизий, часто возникает потребность в особом языке описания случая, в удобном способе модельно представить происходящие в ходе терапии процессы. Вообще говоря, таких языков, способов, существует довольно много, по крайней мере, не меньше количества психотерапевтических школ. Каждый из них обладает, в числе прочего, некоторой эвристической ценностью, способностью так организовывать сознание психолога-практика, чтобы тот совершал полезную работу, продуцирующую как минимум осмысленность происходящего, и как максимум – определенный план, схему, реализуемые в конкретном действии. Также следует отметить, что каждая языковая модель несет в себе известные ограничения по степени охвата материала, благодаря которым в фокус внимания попадает нечто одно, центральное для данной концептуальной модели, и выпускается, отходит на задний план другое, второстепенное. Так, например, для понимающей психотерапии, являющейся вербальной психотерапевтической системой, самоочевидным является приоритет текстологической фокусировки сознания психотерапевта, с отходом на задний план телесных аспектов процесса. В определенном смысле, даже те переживания, которые напрямую связанны с телом, переопределяются в вербальную форму, например, через эмпатическую реплику. Напротив, телесно ориентированные подходы в основном, задействуют паравербальный язык для коммуникации, для работы, и соответственно этому возникают понятные ограничения.

Сама по себе такая языковая огранка феномена в психотерапии, впрочем, как и в любой другой практике, является полезной, поскольку позволяет сокращать усилия сознания практикующего, выделяя главное, существенное для достижении целей, которые, кстати, также во многом определены языком. Но до тех пор, пока существуют такие случаи, объяснить которые имеющимся способом представляется невозможным, или объяснение, данное на определенном языке, не представляет никакой внеязыковой ценности, то есть не ведет к реализации в действии, существует и потребность в доработке и улучшении существующих языковых систем, либо же в появлении новых систем, позволяющих решать специфические задачи.

В данной работе предлагается определенный язык описания процессов, протекающих в поле, где разворачивается психотерапевтический процесс. Основное назначение этого языка – техническое. При помощи представленного языка, как показывает практика, возможно создавать не только и не столько объяснительные модели, но и организовывать помогающие действия, улучшающие ситуацию человеческого существования.

Во многом, эта модель перекликается с Геопсихологией А. Минделла, продолжает идеи психологии переживания и понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка. Важнейшим источником этой модели является опыт работы с группами, парами и индивидуальными клиентами. Однако самые главные смыслы сформулированы в опоре на опыт всего человеческого сообщества, начиная от древних мудрецов и заканчивая современниками. Каждый из нас участвует в грандиозном проекте познания себя и окружающего мира, и каждый из нас порождает неоценимую сокровищницу смыслов, которая открыта для любого внимательного и любознательного.

В смысловом поле также можно наметить ряд необходимостей по разработке и описанию векторной модели психотерапевтической помощи.

Психотерапевтическая ситуация в подавляющем большинстве психотерапевтических школ организованна таким образом: для клиента в процессе психотерапии запускается поиск решения, моделируется новый опыт, который потом переносится в другой контекст – жизнь. От клиентов консультаций, тренингов, групп часто можно услышать примерно следующее: «Ну хорошо, здесь все выглядит замечательно, но что будет, когда я попробую применить это в жизни?». Смысл этого, и подобных высказываний таков. На смысловом уровне происходит разделение контекстов на «психотерапевтический» и «жизненный». Такое разделение может приводить к разного рода сложностям перевода с одного языка на другой.

Например, для того, чтобы терапевт осмыслил проблему клиента профессионально, он пользуется специфическим языком той школы, к которой принадлежит. Именно такой перевод с языка житейского на язык профессиональный может считаться важной и необходимой частью работы психотерапевта, до тех пор, пока этот язык не перекочевывает в их отношения с клиентом. Если это происходит, и клиент начинает мыслить гештальтами, автоматическими мыслями, характерологическими радикалами и прочим, то в момент возврата в жизненный, не-консультативный контекст он, скорее всего, встретится со сложностями несоответствий феноменов и объяснений этих феноменов на психологическом языке. Кроме того, между терапевтом и клиентом каждый раз устанавливается и свой особый язык, понятный только им, и позволяющий решать задачи исцеления. Однако, то решение, идея, которые сформулированы на языке этой пары и кажется понятным и ясным для обоих, при переносе «в жизнь» требует дополнительных уточнений и разъяснений.

Видится необходимым снять такое различение не только теоретически, как это происходит в некоторых школах (указать), но и практически – на уровне метода. Основная задача в этом плане такова: добиться того, чтобы клиент, равно как и терапевт, проживали бы в ситуации терапии жизненные ситуации, находили бы жизненные решения, не требующие адаптации к другому контексту. То есть ставится задача добиться того, чтобы решение, ответ, переживание были бы даны в окончательном, уже состоявшемся виде, в виде факта самой жизни, а не в виде факта особой, выделенной реальности – реальности психотерапии. Задача жить, а не готовиться к жизни, проживать, а не переживать. Эта оппозиция проживания и переживания должна рассматриваться как языковая, а не теоретическая, другими словами, новое слово, точнее, новая приставка – есть уточнение концепции переживания Ф.Е. Василюка.

Именно в силу язык.

Векторную модель удобнее будет обсуждать, формулируя принципы, определяющие ее функциональные возможности. Для более полного понимания каждого принципа, предлагается следующая структура обсуждения:

  • Краткая формулировка принципа

  • Иллюстрация в виде схемы или рисунка

  • Пояснения и связи данного принципа с другими элементами модели

  • Примеры, поясняющие действие принципа

  • Теоретическое значение принципа

  • Практическое применение принципа

  • Упражнение, дающее возможность опытным путем встретиться с принципом

  1. Мы постоянно находимся в движении, которое можно охарактеризовать через направление.

  • Пояснения и связи данного принципа с другими элементами модели

Движение есть основа жизни. Все живое так или иначе движется. Все мертвое узнается по неподвижности. Под движением понимается изменение чего бы то ни было относительно самого себя во времени-пространстве. Мы движемся, когда переходим улицу. Наша душа совершает движение, когда мы выбираем. В целом, даже так называемые «неживые» объекты находятся в движении, однако такое движение происходит по менее сложным траекториям, является более предсказуемым, простым.

Таким образом, вместо классического разделения на живое и мертвое мы имеем некий континуум – между максимально подвижным, изменчивым, другими словами – живым, и полностью неподвижным, неизменным, другими словами – мертвым. В этом смысле вся наша Вселенная, наш мир является в той или иной степени живым. К мертвому же можно отнести только то, что оказалось в так называемом прошлом. Однако и здесь мы можем быть свидетелями проявлений жизни – например, жизни идей, произведений искусства (как носителей личности уже умершего человека), и т.д. По-настоящему мертвое, неподвижное встретить не так уж и просто.

Следует отметить, что движение в предметном плане осуществляется, даже если субъект движения не совершает никаких действий. Приняв во внимание постоянное расширение Вселенной, движение Земли вокруг солнца и вокруг своей оси, мы можем представить себе ту сложную траекторию, которую вычерчивает каждый из нас относительно самих себя в пространстве-времени. Тот факт, что эти движения по большей части не осознаются нами, а также совершаются на уровнях, далеко превосходящих нашу обычную способность к восприятию, не отменяет реальность и значимость этого движения в деле реализации наших жизненных замыслов.

Кроме того, на микроуровне те малые элементы, из которых мы состоим (элементарные частицы, кванты, атомы, субличности, единичные воспоминания, впечатления, ощущения и т.д.), также непрерывно находятся в движении, которое для наблюдателя зачастую может выглядеть как отсутствие движения.

Хотим мы того, или нет, но прямо сейчас каждый из нас участвует во множестве движений, и претерпевает колоссальное количество изменений относительно самого себя!

  • Примеры:

Представим себе мастера дзен, находящегося в глубокой неподвижной медитации. Его тело кажется неподвижным, а ум свободным. Однако его тело движется во Вселенной вместе с планетой, а малые части (кванты) совершают микродвижения. В этот момент мастер на практике реализует принцип не-деяния, и следует Дао. Если вспомнить описания того, что происходит во время медитации с сознанием мастера, то окажется, что и ум его вовсе не неподвижен, а скорее представляет собой свободное смысловое пространство, в котором происходит броуновское движение мыслей, каждая из которых не останавливается ни на секунду, и уходит из этого поля также легко как и пришла.

  • Теоретическое значение принципа

В рамках психологической науки данный принцип заставляет нас исследовать в большей степени процессы, происходящие с личностью, в отношениях, в деятельности, а не структуры из которых состоит личность, организованы отношения, построена деятельность. О живых структурах, следуя этому принципу, приходится мыслить как о динамических системах, которые непрерывно претерпевают изменения.

Важнейшая оппозиция, являющаяся следствием этого принципа – живое, подвижное и мертвое, неподвижное, позволяет проложить дорогу в теоретическом плане к созданию критериев, позволяющих отслеживать продуктивность и качество психотерапевтического процесса. Все, что оживляет процесс, помогает ему развиваться и изменяться относительно самого себя приобретает статус целительного, продуктивного, усиливающего. Все, что сковывает процесс, замораживает и останавливает изменения определяется как контрпродуктивное, ослабляющее.

  • Практическое применение принципа

В рамках терапевтической практики данный принцип работает как инструмент на нескольких уровнях взаимодействия.

На телесном уровне этот принцип призывает нас, во-первых, быть внимательным и чутким к любым телесным изменениям, происходящим с клиентом. Во-вторых, позволяет нам рассматривать тело клиента через призму направленности его движений, ориентации относительно самого себя, терапевта, окружающих объектов и т.д. В-третьих, дает возможность не просто описывать чувства или переживания, возникающие по ходу работы, но тут же проживать их телесно через движение в определенном направлении в пространстве.

Одним из самых простых приемов, реализующих этот принцип, является предложение выбора направления для обсуждаемого переживания, темы, человека. Можно предложить клиенту задаться вопросом: «В какую сторону тебя подталкивает, направляет обсуждение этого вопроса». Мы можем просить клиента прислушаться к своему телесному опыту и выбрать это направление. Затем, мы можем попросить его некоторое время осознанно двигаться по обозначенному направлению, сопровождая это движение и поддерживая высокий уровень осознанности (это можно делать, используя как вопросы, связанные с образами, ощущениями, внутренними голосами, так и используя приемы амплификации неявных движений, прикосновения к клиенту, направленные на сохранение вектора, направленности его движения). В процессе такого осознанного движения, являющего ни чем иным как двигательной медитацией, возможно усиление и углубление переживания, размышления заявленной клиентом темы, проблемы.

На смысловом уровне мы можем использовать данный принцип для более сфокусированной работы с текстом, который возникает в соавторстве клиента и терапевта. Следуя идее непрерывного движения и изменения относительно самое себя при оживлении переживания, внимание терапевта может концентрироваться на различиях в формулировках, малейших изменениях значений и смыслов, которые вкладываются в слова и поддержании и усилении этих различий, их подчеркивании и разворачивании. Г. Бейтсон называет эту идею так «различия порождают различия».

Технически, этот прием реализуется в рамках понимающей психотерапии в рекомендациях, относящихся к построению ответных терапевтических реплик. Такие реплики, являясь по форме перефразированием, в лучшем виде не должны полностью повторять идею и слова клиента, а напротив возвращать ему его текст в измененном, окультуренном виде, сохраняя основной смысл высказывания. Чем точнее, с одной стороны, сопровождает отзеркаливанием терапевт процесс клиента, и чем больше при этом различия в формулировках и, самое главное, добавочных смыслах, раскрывающихся относительно высказывания клиента, тем более продуктивной можно считать такую реплику, поскольку она усиливает «смысловое натяжение» и создает энергию для дальнейшего движения клиента.

Сравните:

Кл: Я чувствую себя очень одиноко, когда оказываюсь в пустой холодной квартире по праздникам, особенно семейным, домашним праздникам…

Т1: Можно ли сказать, что Вы чувствуете одиночество, приходя в пустую холодную квартиру, особенно по праздникам, созданным для семьи, дома?

Т2: Правильно ли я понял, что вас как человека любящего уют домашнего очага, приятные семейные хлопоты, охватывает острая щемящая тоска в те моменты, когда вы сталкиваетесь с пустотой и холодом словно чужой квартиры?

  • Упражнения, дающее возможность опытным путем встретиться с принципом.

  1. Попробуйте на некоторое время замереть телесно, занять неподвижную позу. Станьте свидетелями процессов, происходящих с Вашим телом, не подталкивая его никуда и не заставляя двигаться. Напротив, попробуйте понаблюдать за тем, какие телесные тенденции, слабые или сильные, будут мерцать в Вашем сознающем уме. Возможно, Вам захочется их реализовать в движении: позвольте себе начать двигаться, наблюдая за тем, в какую сторону сейчас происходит движение. Постарайтесь избегать «придуманных движений». Вполне возможно, что Вам и вовсе не захочется двигаться. В таком случае, попробуйте прислушаться, к тому, что сдерживает Ваше тело, какие силы останавливают его динамику.

  2. Устройтесь поудобнее в солнечный денек в парке и позвольте себе понаблюдать за тенями от деревьев. Попробуйте увидеть как медленно, но верно они двигаются вместе с солнцем. Обратите внимание на свою тень, и на ту часть ее движения, которая похожа на движение теней от деревьев. В завершение этого упражнения поищите в своем телесном опыте изменения, которые обладают той же направленностью и скоростью, что и изменения теней на лужайке.