Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
_Лекция 4 Средневековый период.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
18.11.2018
Размер:
226.3 Кб
Скачать

4.9.2. Появление и развитие огнестрельного оружия

Первые орудия, из которых с помощью пороха метали каменные булыжники, напоминали бочки, так как их стволы не умели лить целиком, а составляли из отдельных листов (клепок), которые соединяли сваркой и для прочности скрепляли обручами. Вначале они были очень ненадежными и потери артиллеристов от разрывов стволов часто превышали ущерб, нанесенный неприятелю.

Первые литые бронзовые стволы имели форму горшков или ступок к назывались мортирами (от голл., фр. mortier — ступка). Впоследствии так стали называться орудия с укороченным стволом для ведения навесного огня, прототипы современных минометов. В ствол, который для наводки ложился на откосе, засыпали порох, закладывали цельнометаллическое ядро или просто подходящий булыжник и, поджигая раскаленным прутом порох через затравочное отверстие, производили выстрел. Вначале даже имелись подразделения солдат, собирателей снарядов-булыжников для стрельбы.

Бомбарда, или пумхарт (pumhart), как она сначала называлась в немецких землях, на первых порах не имела никакого лафета. Ее просто укладывали на тяжелые брусья, по возможности направляли в сторону цели и после длительного заряжания производили выстрел. При этом выявился большой недостаток — отдача орудия, которая в большинстве случаев сбрасывала ствол с брусьев. Пробовали вкапывать в землю позади ствола мощные балки — рикошетники, но это помогало бороться с отдачей лишь в малой мере, поскольку, как сообщает нюрнбергская хроника, такое устройство приходилось восстанавливать каждые три-четыре дня. Некоторые оружейники стремились «утопить» ствол как можно глубже в землю. При осаде орудие укрывали от глаз врага дощатым щитом, который поднимался перед выстрелом.

Лишь в начале XV века ствол стали укладывать на выдолбленную балку (ложе), которая имела сзади наклоненный вниз хвостовик, чтобы отдачу направить также вниз. Ложе устанавливалось на низких, напоминающих скамью козлах. Это был первый шаг к классическому лафету (нем. Lafette), который своим задним концом (хвостом) покоился на земле (рис.). В XVII веке стволы располагались еще очень низко, и передки имели при малом лафетном угле большую длину. По конструкции различают лафеты из боковин (нем. Wandlafette) и колодообразные (нем. Blocklafette). Первые представляли собой две параллельные станины, соединенные друг с другом ригелями, вторые — клинообразный, сужающийся назад деревянный сухарь. Лафет из боковин возник из колодообразного; он применялся Мартином Мерцем около 1490 года и был распространен в Германии, в то время как во Франции и в Италии применяли преимущественно колодообразный лафет.

До конца XV века лафеты были сложны и необычайно громоздки. Как уже отмечалось, стволы крепили в выдолбленных колодах (нем. Lade, фр. chantier), которые в свою очередь устанавливали на тяжелые колеса. Такой лафет допускал лишь незначительный угол возвышения. У гаубиц, коротких метательных орудий, лафет был более легким и подвижным. То обстоятельство, что при выстреле силой отдачи ствол срывало с лафета, заставило около 1450 года добавить к нему четыре цапфы, предотвращавшие движение ствола назад. Кроме деревянных лафетов в течение всего XV века на флоте и в полевой артиллерии встречались покоившиеся на железных поворотных вилках малые кулеврины, заряжаемые обычно с казенной части.

Наиболее разнообразной была легкая артиллерия, использовавшаяся для быстрого маневрирования на поле сражения. Это были большие фальконеты, перевозившиеся лошадьми на специальном легком лафете и имевшие вертлюг для придания стволу нужного угла возвышения

Вплоть до XIII-XIV вв. огнестрельное оружие еще не делилось на стрелковое и артиллерийское. Ручное огнестрельное оружие к XIV в. развилось из мелких пушечек, представлявших цельнокованую или сваренную из полос трубу, заглушенную с одного конца. На Руси они называлось пищалями (ручницами, самопалами, недомерками), а на Западе — аркебузами (фр. arke-buse), что дословно означает «ружье с крючком», так как при стрельбе его необходимо было подвешивать, поскольку удержать стрелку в руках было сложно.

Совершенствование ружей сразу пошло по линии уменьшения калибра (диаметра канала ствола), которое достигалось совершенствованием технологии изготовления. Приклад стал приобретать более удобную изогнутую форму, а также появились прицельные устройства и полочки возле затравочного отверстия для пороха, который поджигался с помощью фитиля. Такой вид приобрели ружья к началу XV в.

Следующее усовершенствование было связано с креплением фитиля на рычаге, изогнутом в виде буквы «S» и представляющем прообраз современного спускового крючка. Такие ружья стали называться на Западе кулевринами или серпентинами (от фр. couleurin, serpentinus — змееподобный, виться). Впоследствии (в XV-XVII вв.) названия кулеврины и серпентины перешли и на длинноствольные орудия, предназначенные для стрельбы на дальние расстояния, которые украшались своеобразным, змееподобным орнаментом.

Примерно в 1430 году был изобретен фитильный замок, его появление сделало обращение с ружьём значительно проще. Основные отличия устройства нового оружия были следующими: возник предшественник современного спускового крючка — рычаг-серпентин, расположенный на ложе ружья, с помощью серпентина фитиль приводился в действие, что освобождало руку стрелка. Затравочное отверстие было перенесено в сторону, так что фитиль теперь не закрывал цель. На поздних моделях фитильных ружей серпентин снабдили удерживающей его защелкой и пружиной, появилась пороховая полка для затравки, позже ставшая закрытой, существовал также вариант фитильных ружей, в устройстве которых спусковой крючок был заменен на спусковую кнопку. Главным недостатком фитильных ружей оказалась их сравнительно низкая устойчивость к влаге и ветру, порыв которого мог сдуть затравку, к тому же стрелку приходилось постоянно иметь доступ к открытому огню, а кроме того оставшийся после выстрела тлеющий нагар в канале ствола грозил моментальным воспламенением заряжаемого пороха. Таким образом, заряжание фитильного ружья из пороховницы большим количеством пороха становилось довольно опасным, а потому с целью обезопасить стрелков от серьезных ожогов были введены патронташи, снабженные ёмкостями, содержащими меньшее, нежели раньше, количество дымного пороха — ровно столько, сколько необходимо для произведения выстрела.

Таким образом, была усовершенствована система зажигания (запала), но крайне несовершенной оставалась система заряжания с дула, отнимавшая у стрелка несколько минут — нужно было насыпать порох, загнать пыж, пулю и еще один пыж, чтобы пуля не выкатилась из ствола. За это время арбалетчик успевал сделать несколько выстрелов, а лучник — несколько десятков. Учитывая, что убойная сила арбалетных стрел превышала поражающую способность ружей становится понятным чрезвычайно медленное внедрение ручного огнестрельного оружия.

Огнестрельное оружие использовалось в 1247 г. при осаде Севильи. В 1382 г, Москва защищалась от татар «огненным боем» — с помощью орудий, завезенных из Германии и называемых на Руси тюфяками.