Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Щипицина Л.М. - Психология детей-сирот.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
4.11 Mб
Скачать

1.2. Усыновление

Усыновление — наиболее предпочтительная форма устройства ребенка, лишившегося родительского попечения. Официально юри­дическая система усыновления была принята в начале XX в. для удовлетворения нужд бесплодных пар из высшего общества. Ис­торически более бедные слои общества часто не могли добиться разрешения на усыновление, но иногда случались неофициальные усыновления (170, 319]. Не вызывает сомнения, что наилучшая сре­да для воспитания ребенка — семья, если она не оказывается крайне дисфункциональной и в ней не практикуются различные формы насилия [9, 90, 92, 102, 116, 257].

Усыновление — оптимальная модель, способная предоставить ребенку-сироте именно ту замещающую семейную заботу, в которой он так нуждается. При этом между усыновителями и усыновляе­мым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усы­новленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Усыновление подчиняется своду правил Семейного кодекса РФ-Соблюдение этих правил обязательно. В противном случае невоз­можно обеспечить стабильность усыновления, установление роди­тельских правоотношений навсегда. Для осиротевших детей это особенно важно, так как у них нет второго родителя, который бы мог нейтрализовать неудачное усыновление, нет семьи, куда бы он мог вернуться.

В качестве самого главного условия усыновления выступает сформулированное в ч. 1 ст. 98 Семейного кодекса:,«Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей и в их интересах». И если учесть, что под этими интересами принято по­нимать надлежащее воспитание, станет ясно, почему не всякому можно доверить ребенка, особенно сироту. Поэтому, согласно ст. 99 Семейного кодекса, «усыновителями могут быть совершеннолетние граждане, за исключением лиц. лишенных родительских прав, а также лиц, признанных в установленном законом порядке недее­способными или ограниченно дееспособными*.

301

Российскими

отчимами

и мачехами

39%

Посторонними российскими гражданами

31%

Упорядочению системы усыновления детей способствуют при­нятое Постановление Правительства Российской Федерации № 275 от 20 марта 2000 г. «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условия­ми их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражда­нами Российской Федерации».

Данными нормативными актами устанавливается порядок пере­дачи детей на усыновление, перечень действий, совершаемых усы­новителями лично, а также формы контроля за условиями прожи­вания и воспитания детей в семьях усыновителей. Теперь усыновле­ние российских детей иностранными гражданами допускается для всех детей, вне зависимости от их состояния здоровья, но только к тех случаях, когда не представилось возможным передать детей на усыновление, под опеку, попечительство российских граждан или на усыновление родственниками ребенка, независимо от их места жительства и гражданства^'

Для реализации этого принципа создан Федеральный банк дан­ных о детях, оставшихся без попечения родителей, включающий в себя совокупность региональных банков данных о детях, а так­же документированную информацию о гражданах, желающих при­нять детей на воспитание в свои семьи (Федеральный Закон РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», принят Госдумой 15 марта 2001 г.

Усыновление распространено достаточно широко. В статистиче­ских данных Министерством образования и науки РФ учитываются все усыновленные несовершеннолетние дети, среди которых нема­ло имеющих одного родителя, который после вступления в брак хочет, чтобы его ребенок обрел отца, а не просто отчима. Други­ми словами,.-в общей массе усыновленных не только осиротевшие, утратившие родительское попечение дети, а те, чья вполне благопо­лучная семья становится благодаря усыновлению полной. И таких детей большинство [67, 253].

Количество усыновленных дегей в 2002 г. составляло 23,3 тыс. человек. Из них было усыновлено российскими гражданами 16,4 тыс. (70% от общего числа усыновленных детей) и ино­странными гражданами — 6,9 тыс. (30% от общего числа). При этом большая часть российских усыновителей — отчимы и мачехи (9,2 тыс. усыновлений). Количество детей, усыновленных посторон­ними российскими гражданами, составило в 2002 г. 7,2 тыс. человек (рис. 9).

302

Посторонними

иностранными

гражданами

30%

Риг. 9. Диаграмма числа усыновлений в 2002 I.

Анализ статистических данных с 1995 г. показывает снижение количества усыновлений как отчимами и мачехами, так и посторон­ними гражданами. Тем не менее начиная с 1997 г. темпы падения заметно снизились и на сегодняшний день можно говорить о ста­билизации процесса. Соотношение между количеством детей, усы­новленных посторонними гражданами, и количеством детей, усы­новленных мачехами и отчимами, в последние годы остается прак­тически неизменным (55 .

7 сентября 2000 г. полномочные представители Российской Феде­ рации подписали Гаагскую конвенцию 1993 г. о защите прав детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочере­ ния). Наблюдается тенденция роста количества усыновлений ино­ странными гражданами при одновременном сокращении усыновле­ ния посторонними российскими гражданами (47, 55].

На рис. 10 представлено распределение по возрасту детей, усы­новленных посторонними российскими и иностранными граждана­ми. Как можно видеть, российские граждане усыновляют, глав­ным образом, детей младше одного года (62% от общего количе­ства детей, усыновленных посторонними российскими граждана­ми), в то время как большая часть детей, усыновленных иностран­ными гражданами. — дети более старшего возраста. Следует отме­тить, что большинство детей старше одного года (66%) усыновлены иностранными гражданами.

8 2002 г. посторонними гражданами было усыновлено 194 ре­ бенка-инвалида. Из них только 18 были усыновлены российскими гражданами, и 176 —иностранными гражданами (рис. 11).

Основные причины усыновления и приема под опеку детей в нашей стране: невозможность иметь ребенка по медицинским по­казаниям: нежелание иметь собственного ребенка по социальным

303

_ЕУМ1 I

старше

7 лет

от 1 года

доЗ лет

5000 4000 3000 2000 1000 О

стЗ

до 7 пет

до 1 года

доЗ л:

SI Граждане РФ I J Иностранные граждане Рис. 10. Распределение усыновлений по возрасту детей

причинам; смерть или неизлечимая болезнь родителей ребенка — близких родственников усыновители или опекуна; лишение роди­тельских прав родителей ребенка. [85, 102].

Важный фактор, препятствующий развитию усыновления,— сильное предубеждение против внебрачных рождений и устоявше­еся мнение, что аморальность, преступность и испорченность либо наследуются, либо передаются от родителей к детям.

Воспитание любого ребенка, особенно приемного, не обходится без проблем. А. С. С пи ваковская, исследовавшая особенности ро­дительских позиций в семьях усыновителей в условиях психоло­гической консультации, отмечает определенную неадекватность, в первую очередь в сфере социально-перцептивных особенностей [236]. Она считает, что образ ребенка «зашумлястся», делается гру­бо оценочным за счет постоянно сопровождающего родителей стра­ха, что у ребенка «неблагоприятный генофонд*. Под влиянием это­го страха родители фиксируют любые, даже самые мелкие черты неправильного поведения, обусловливая их проявлением болезни.

304

По мнению В- Н. Ослон и А. Б. Холмогоровой, негативные психо­логические проблемы, которые нередко возникают в процессе усы­новления, в определенной степени обусловлены, с одной стороны, закрытостью данной семьи для общества, с другой — недостаточной готовностью принять ребенка, которая начинает проявляться уже после совершения акта усыновления, изменения исходной ситуации в семье, когда ребенок был нужен для решения собственных, неред­ко трагических проблем (смерть кровного ребенка, невозможность на данный момент иметь собственных детей и т.д.). Впоследствии семья выходит и:! стресса и испытывает «обремененность» необхо­димостью воспитывать ребенка [177].

В этой ситуации семья остро нуждается в психологической по­мощи [97, 106}. Организация такой помощи представляет собой большие трудности, так как усыновление ребенка, как правило, оку­тывается тайной в нашей стране. Акт усыновления скрывается от самого ребенка и от окружающих, зачастую даже друзей и знако­мых. Это сразу ставит семью в ситуацию изоляции, лишает необхо­димой поддержки в тяжелых переживаниях и проблемах, в то же время атмосфера секретности и недоговоренности создает особый дисфункциональный стиль общения, сопровождающийся постоян­ным напряжением для всех членов семьи. Встречаются ситуации, когда ребенок узнает о факте усыновления от чужих людей и бы­вает глубоко травмирован этим. Нам представляется, что за этой секретностью нередко стоит вполне обоснованный страх перед обы­вателем, который, к сожалению, бывает склонен видеть в усынов­ленном ребенке и приемной семье что-то второсортное, ненасто­ящее. Родителям приемных семей часто приписывается роль горе­мык, неспособных иметь собственных детей. Альтруистический, гу­манный аспект усыновления недостаточно пропагандируется и осо­знается в нашем обществе.

Западный опыт усыновления привел к выработке достаточно жестких психологических критериев при отборе родителей — пре­тендентов на усыновление, они связаны с эмоциональной зрело­стью, мотивами приема и т. п. Открытая и принимаемая обществом система усыновления делает для этих семей более доступной необ­ходимую им психологическую помощь. Сам факт усыновления не скрывается пи от окружающих, ни от ребенка и не служит поводом для стигматизации семьи как нездоровой и второсортной.

По данным зарубежных социальных служб и специальных ис­следований, как правило, семья, берущая ребенка на воспитание,— смешанная, т. е. в такой семье есть один или больше родных детей. а также, возможно, приемные.

305

В исследовании, проведенном в Англии, было обнаружено, что большинство опекунов относятся к возрастной когорте сорокалет­них. Средний возраст женщин-усыновит еле и — 44 года, а мужчин-усыновителей— 47,5 года, 80% матерей-усыновителей в возрасте от 31 до 55 лет.

Ключевая мотивация усыновления — желание человека быть ро­дителем для ребенка и улучшить качество семейной жизни вкупе с идентификацией с ребенком-неудачником, проистекающей из лич­ного опыта.

В исследованиях зарубежных авторов были выделены следую­щие ведущие причины временного усыновления:

  • замещение собственного ребенка;

  • приобретение товарища для собственного ребенка;

  • жалость к детям, находящимся в трудной ситуации;

  • повторение имевшегося в прошлом опыта счастливых взаи­ моотношений;

  • компенсация утраченных или неудовлетворительных взаимо­ отношений;

  • искупление чувства вины;

- потребность для матери-усыновителя иметь кого-либо зави­ симого;

- другие причины — неопределенные J298, 302, 308]. Сравнение мотивации матерей-усыновите лей из Великобрита­ нии и Румынии показало: 96% британских матерей указали в ка­ честве основной побудительной причины усыновления бесплодие и только 6%. в качестве малосущественной причины упомянули аль­ труизм [297, 312]. Хотя 78% румынских матерей указали бесплодие в качестве основной причины усыновления, многие родители в ка­ честве мотпвационного фактора назвали также альтруизм: 18% в качестве главного фактора и 54% в качестве второстепенного. Хо­ тя 28% румынских матерей указали альтруизм в качестве основной причины усыновления, многие также назвали бесплодие: 49% в ка­ честве основной мотивации и 6% как второстепенную. С учетом взаимного перекрытия причин усыновления была проведена опен­ ка трех групп: 1) альтруизм как основная мотивация (бесплодие как второстепенная); 2) бесплодие как основная мотивация (альтру­ изм как второстепенная); 3) альтруизм и бесплодие как одинаково главные причины. Эта последняя группа и получила более высокую опенку.

В одном из отечественных исследований мотивации людей, бе­рущих детей на воспитание, проведенных в московском детском до­ме № 19, было получено следующее распределение мотивов усынов-

306

ления: самореализация (любимая работа) —35%, помощь детям и другие мотивы —35%, желание иметь ребенка (бездетность, свои выросли) — 30%.

К сожалению, в России в настоящее время проблема усыновле­ния сталкивается с определенными организационными и социально-психологическими трудностями. Во-первых, не отработаны проце­дура и социально-психологический инструментарий отбора родите­лей. Во-вторых, лишь немногие люди материально могут позволить себе взять ребенка и содержать его, поэтому можно видеть приме­ры, когда родителей подбирают не по психологическим характери­стикам, а по материальному положению. В-третьих, в отличие от многих западных стран в общественном сознании не содержится стереотипов, стимулирующих людей на усыновление [124, 246].

В связи с этим существует серьезная социально-психологиче­ская проблема оптимального для ребенка выбора семьи из числа претендующих на усыновление.

В свою очередь, важной компонентой успешного подбора при­емных родителей является адекватное определение их мотивации усыновления.

Таким образом, проблема усыновления чрезвычайно злободнев­на и остра с социальной, этико-гуманистичсской и психолого-педа­гогической точек зрения.