Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
9 Русская философия.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
11.11.2018
Размер:
200.7 Кб
Скачать

Русская философия всеединства в. С. Соловьев

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) ‒ русский религиозный философ, поэт, публицист. Его философия всеединства представляет собой синтез идей западноевропейской и восточной мысли.

Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева, со стороны матери принадлежал к украино-польской фамилии, приходился родственником мыслителю Григорию Сковороде. Философ гордился своим пращуром, считал, что унаследовал от него свою духовность. Всего в семье Соловьевых было двенадцать детей.

В юные годы ничто не выдавало в Соловьеве будущего религиозного мыслителя. Скорее, ему можно было предсказать естественнонаучную карьеру. «Я никогда потом не встречал материалиста столь страстно убежденного», ‒ свидетельствует его приятель.

Владимир учился в московской гимназии, окончил ее с золотой медалью, и его имя занесли на гимназическую Золотую доску.

Соловьев поступает в Московский университет, по желанию отца ‒ на историко-филологический факультет, но в том же году переходит на физико-математический. Способностями и интересом к физике и математике будущий философ не обладал. Поэтому он провалил экзамен на втором курсе. Постепенно накапливалось разочарование в естественных науках вообще. В конце концов, Соловьев решает покинуть физико-математическое отделение и сдать экстерном на историко-филологическое.

Соловьев поступает вольным слушателем в Духовную академию. Здесь его считают либо нигилистом, либо религиозным фанатиком, либо просто сумасшедшим. Соловьев держится особняком, мнение окружающих его не беспокоит, он весь погружен в философские и богословские штудии. Делает уверенные шаги в стихосложении.

На одаренного юношу обратил внимание профессор Московского университета П. Юркевич. Он увидел в Соловьеве своего преемника по кафедре философии и взял его под свое покровительство, предложив защищать диссертацию. В ней впервые Соловьев сформулировал свою любимую идею всеединства ‒ синтеза западной и восточной культур, которую пронесет через всю жизнь.

В январе 1875 года, едва отметив свое двадцатидвухлетие, Соловьев уже стоял на кафедре Московского университета и читал вступительную лекцию к курсу истории новейшей философии. Его покровитель Юркевич незадолго до того скончался, и в соответствии с волей покойного его преемником стал молодой доцент.

Вскоре Соловьев подал прошение о заграничной командировке. Московский университет отправил его в Англию для изучения гностической и средневековой философии. В Британском музее, забывая обедать, Соловьев изучает древние историко-философские тексты, днями сидит над книгами о Каббале ‒ древнем мистическом учении, ведет таинственные записи. Он ищет истинные пути к сверхчувственному.

Необходимо отметить одно важное для понимания судьбы Соловьева обстоятельство: он был визионер, ему являлись видения. В возрасте девяти лет он узрел Божественную премудрость ‒ Софию. Уже, будучи кандидатом, а затем магистром философии, он увлекался спиритизмом. С рекомендательным письмом к министру внутренних дел и русскому консулу он отправляется в Египет, осматривает местные достопримечательности. И вскоре переживает новую встречу с самой мудростью ‒ Софией, беседует с ней. В конце жизни Соловьев снова отправляется в Египет. Его путь лежит через Константинополь. В море его мучают галлюцинации. Войдя однажды в каюту, Соловьев увидел мохнатое чудовище. Дело было на Пасху, и Соловьев решительно заявил дьяволу: «А ты знаешь, что Христос воскрес?». С криком «Воскрес-то Он воскрес, а тебя я все-таки доканаю», черт бросился на Соловьева. Философа нашли без чувств на полу каюты. В Петербурге ему пришлось обратиться к психиатру.

В начале 1878 года Соловьев читает цикл лекций по философии религии. Лекции имели большой успех, вся образованная столица съезжалась «на Соловьева». По свидетельству Достоевского, чтения посещались «чуть ли не тысячною толпою». Стремление к синтезу владеет умом Соловьева. Запад выпестовал идею индивидуальности, воплотившуюся в образе «богочеловека». Восток создал образ «человекобога» ‒ олицетворение универсализма. Задача состоит в том, чтобы свести воедино оба христианских принципа и вследствие этого свободного сочетания породить духовное Человечество.

Концепция всеединства развернута в космических масштабах. Космогонический процесс ведет, по Соловьеву, к слиянию Бога и отпавшего от Него мира. Человек становится посредником между Богом и миром, устроителем и организатором Вселенной.

В 1890 году Соловьев защищает докторскую диссертацию. Однако он отказывается от академической деятельности, так и не став профессором, после того, как он выступил в защиту цареубийц. Когда заканчивался судебный процесс над убийцами Александра II, Соловьев в публичной лекции обратился к царю с призывом помиловать участников покушения на его отца. По его мнению, государственная власть не должна отрекаться от христианского начала и вступать на кровавый путь. На следующий день Соловьева пригласили к градоначальнику и потребовали объяснений. Дело приняло серьезный оборот, доложили царю. Александр III распорядился сделать философу внушение и велел ему некоторое время воздержаться от публичных выступлений. Из университета его не гнали. По-видимому, его уход был связан с нежеланием продолжать педагогическую деятельность, которую он весьма не любил из-за низкого уровня преподавания философии.

Начинается новый этап в творчестве Соловьева, когда он обращается целиком к проблемам религии. Объединение церквей ‒ православной и католической ‒ такова, по его мнению, насущная задача.

Соловьев совершил поездку в Хорватию. Тамошний католический епископ, узнав об идеях Соловьева, пригласил его в Загреб (в этом городе и ныне в память о визите русского философа есть улица Соловьева). Здесь Соловьев создал меморандум об объединении церквей. Он попал в руки папы Льва XIII и заслужил его одобрение. Но дальше этого дело не пошло. Русское духовенство и славянофилы возмущены Соловьевым. Его произведения на религиозные темы запрещены в России. Но и за границей он не получает поддержки. Иные католики видят в нем еретика.

Соловьев критикует идею «личного спасения». Спасаться надо не отдельными делами того или иного человека, а одним общим делом объединенного Человечества. Соловьев призывал осознать христианство как общее дело Человечества. Беда современной религии ‒ в пренебрежении материальным началом. Именно поэтому материальный прогресс ‒ дело вполне христианское ‒ осуществлялся неверующими. Идея Соловьева вызвала скандал. Либералы увидели в ней отречение от свободы индивидуальности. Консерваторы толковали выступление Соловьева как глумление над православием, требовали выслать философа за границу, началась травля в печати.

Внутренняя и внешняя духовность удивительным образом совмещались у Соловьева с веселым нравом, с постоянной шутливостью, с любовью к своим и чужим анекдотам, с шуточными произведениями, занимающими далеко не последнее место в сборнике его стихотворений.

Одевался Соловьев во что попало и по забывчивости даже выходил на улицу в красном одеяле, которым укрывался ночью. От него всегда пахло скипидаром, поскольку это был его любимый запах. Он не любил и не знал изобразительных искусств, музыки и театра, но зато страстно любил стихи. Кроме того, он любил шахматы. Отношение Соловьева к людям было теплое и сострадательное. Он не тратил деньги, а просто раздавал их.

В июне 1900 года Соловьев был в Москве. Ему стало плохо, с трудом добрался он до имения князя Е. Н. Трубецкого «Узкое». Здесь, проболев две недели, Владимир Соловьев скончался 31 июля 1900 года. Похоронили его на кладбище Новодевичьего монастыря рядом с могилой отца.

Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства ‒ целостности ‒ обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга и каждый из них есть совокупность определенных сторон, связей и т.д. Даже наша Вселенная, замечает Соловьев, не есть «хаос разрозненных атомов», а представляет собой единое, связное целое.

Это относится к любому предмету, стороны которого всегда образуют в своем взаимопроникновении конкретное единство, определенную целостность. Отсюда следует, что, постигая истину в своей теоретической деятельности, познающий субъект должен брать сущее не только в его данной действительности, но и в его целостности, универсальности, т.е. стремиться к познанию «всего во всем», в развивающемся в «полярных определениях» единстве.

«Безусловное всеединство» как совершенный синтез истины, добра и красоты постигается, по Соловьеву, лишь «цельным знанием». Учение о нем – другая фундаментальная идея русского философа. Основная форма цельного, полного знания – умственное созерцание ‒ интуиция, связанная в систему посредством логического мышления. По своей структуре цельное знание есть не механическое соединение, а органическое единство, синтез таких трех необходимых компонентов, как теология, философия и опытная (положительная) наука. Центром каждого из этих элементов соответственно являются абсолютное существо (Бог), общая идея и реальный факт. Только такой органический синтез этих компонентов представляет собой цельную истину знания как такового.

Таким образом, идеи всеединства и цельного знания – ключевые идеи, на которых базировалась философия Соловьева.

Для понимания концепции всеединства важна идея Соловьева: «Ни чистого вещества, состоящего в одном протяжении, ни чистого духа, состоящего в одном мышлении, на самом деле не существует. Весь действительный мир состоит в постоянном взаимоотношении и непрерывном внутреннем взаимодействии идеальной и материальной природы».

Философ не разделяет представления о том, что будто личность сама по себе ничего не значит в истории, что якобы человек должен отказаться от всякого исторического делания, что совершенное состояние Человечества и всей Вселенной будет достигнуто само собой и т.п. Соловьев убежден, что ход и исход всемирной истории далеко не покрываются сознательной и намеренной деятельностью исторических лиц и что культ человека не умаляет роли Отца Небесного.

Коль скоро в исторический процесс «вмешался» и этот фактор, то данный процесс толкуется как долгий и трудный переход от зверочеловечества к богочеловечеству, а его цель – откровение Царства Божия. Последнее для своего действительного явления требует совершеннейшей общественной организации, которая и вырабатывается всемирной историей.

По мысли Соловьева, общество должно представлять собой иерархическую организацию: во главе стоит папа, каждая часть света имеет своего патриарха, затем следуют митрополиты, епископы и т.д. Святые отцы ‒ законодатели. Особая роль в утопии Соловьева отведена женщинам: они ‒ воспитательницы.

Соловьев исходит из понимания единичного человека как «простейшего элемента» исторического процесса. Единичный человек всегда должен рассматриваться совместно и нераздельно с «человеком собирательным», т.е. обществом. К последнему Соловьев относит семью, народ и Человечество в целом. При этом он считает, что эти три вида «собирательного человека» существуют не порознь, отдельно один от другого, а во взаимосвязи и взаимодействии. Они не заменяют, а взаимно поддерживают и восполняют друг друга и, каждый своим путем, идут к совершенству.

Процесс совершенствования – на всех уровнях социальной организации – определяется многими факторами, среди которых важную роль играет такой «собирательный организм», такое «организованное целое», как государство. По мнению философа, именно государством до конца истории обусловливается не только существование, но и прогресс Человечества, оно – условие и орудие человеческого существования.

Важнейшая идея, которая красной нитью проходит через все рассуждения Соловьева о всемирной истории, – идея о ее единстве, целостности. Единство Человечества – сторона, аспект «положительного всеединства» как более широкого целого. «Положительное всеединство» в своей полноте воплощается в определенном «Вселенском теле». Философ отмечает, что постоянное сотрудничество стран в области науки, техники и т.д. делает из культурного Человечества одно целое. Конкретные страны и национальности должны существовать и развиваться в своих особенностях, как «живые органы человечества», без которых его единство было бы пустым и мертвенным.

С точки зрения Соловьева, общее направление всемирно-исторического процесса состоит в последовательном возрастании солидарности между всеми частями человеческого рода. Действительное движение истории состоит в созидании и постоянном усовершенствовании форм жизни, в передаче многообразных «культурных начал» – экономических, религиозных, научных, философских и других.

Совершенное Человечество – это, по Соловьеву, «всечеловеческий организм», «всемирная форма соединения материальной природы с Божеством». Вся человеческая история развертывается как восхождение человека к Богу, или как процесс Богочеловечества. Пафос философии Соловьева – борьба за духовность в человеке, за высшие идеалы личности и общества.

Хотя у Соловьева нет специальной работы, посвященной эстетике, тема красоты пронизывает все его творчество. Он считал искусство «реальной силой», просветляющей и перерождающей мир. «Красота спасет мир», ‒ говорит он, приписывая афоризм Достоевскому. Для Соловьева красота ‒ выражение «положительного всеединства», некая первосущность, определяющая структуру бытия. Философ определяет красоту как объективное воплощение идеи организации.